Таможенный гамбит

Развивать автопроизводство в России можно как минимум двумя путями. Первый предполагает усиление таможенных барьеров, сводящее на нет конкуренцию со стороны иномарок, второй - стимулирование иностранных инвесторов строить свои заводы на нашей территории. Поднимать ввозные пошлины Россия научилась виртуозно, однако особенного прогресса в отечественном автопроме это не вызвало. С другой стороны, успех совместных предприятий, выпускающих в России «Шевроле-Нивы», «Хендэ», «Форды» и даже «Хаммеры-2», заставил московских чиновников серьезно задуматься о переориентации на выпуск этих и подобных «полукровок».

8 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1732 от 8 апр. 2005

Инвестиции в российский автопром: добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

Развивать автопроизводство в России можно как минимум двумя путями. Первый предполагает усиление таможенных барьеров, сводящее на нет конкуренцию со стороны иномарок, второй - стимулирование иностранных инвесторов строить свои заводы на нашей территории. Поднимать ввозные пошлины Россия научилась виртуозно, однако особенного прогресса в отечественном автопроме это не вызвало. С другой стороны, успех совместных предприятий, выпускающих в России «Шевроле-Нивы», «Хендэ», «Форды» и даже «Хаммеры-2», заставил московских чиновников серьезно задуматься о переориентации на выпуск этих и подобных «полукровок».

А производитель против!

Наращивать выпуск в России автомобилей иностранных марок мешают действующие таможенные пошлины: некоторые комплектующие приходится везти из-за рубежа. Представители ряда иностранных автомобилестроительных компаний заявили о том, что будут рассматривать вопрос о создании сборочных предприятий в России только при снижении таможенной ставки на запчасти до нуля. Это требование объясняется тем, сообщает агентство autonews.ru, что на территории России просто отсутствует производство ряда высокотехнологичных комплектующих.

Еще 27 января на заседании межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике правительству было рекомендовано на одни автокомпоненты импортные пошлины отменить, а на другие - снизить с нынешних 10-12 до 3-5 проц., чтобы широко развить на российской территории производство автомобилей под иностранными брендами. Но тут против выступила Ассоциация автопроизводителей России: ее президент Евгений Левичев выразил опасение, что пошлины могут быть снижены на «автокомпоненты, аналоги которых производятся в России». А это может стать сильным ударом по отечественной промышленности. «Снижение импортных пошлин неоправданно, экономически нецелесообразно и отрицательно скажется на развитии производства автокомплектующих в России», - заявил Левичев. Более того, профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного транспорта России пообещал «использовать коллективные протестные акции».

Игра на опережение

Вопрос о снижении пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки правительство планировало рассмотреть 19 мая, однако неожиданно принятие судьбоносного решения было ускорено - возможно, власть решила «сыграть на опережение». Уже в последних числах марта представители Минэкономразвития заявили прессе, что постановление готово, хотя и не опубликовано. Согласно этому не виданному пока документу импортные пошлины на 60 видов узлов (в том числе двигатели, коробки передач и т. д.) отменяются вообще, на ряд других - снижаются до 3-5 проц. Однако есть существенная оговорка: льготы получат только те организации, которые будут заниматься «промышленной сборкой автомобилей». А это подразумевает технологический цикл, включающий сварку и окраску кузовов. То есть сугубо «отверточные» сборщики будут облагаться пошлиной по-старому. И еще: послабления носят временный характер и рассчитаны на семь лет. За это время инвестор должен будет максимально локализовать производство и делать большую часть агрегатов уже в России.

Как и следовало ожидать, новость с воодушевлением восприняли действующие в России совместные предприятия в отличие от «истинно русских» производителей. Правда, дата вступления постановления в силу пока под вопросом. Замначальника департамента тарифного регулирования Минэкономразвития РФ Виталий Гудин заявил в интервью «Газете.ру», что порядок применения этого документа будет готов к 15 апреля. А пока постановление ждет согласования, регистрации и официального опубликования.

Неокончательный диагноз

Тем временем сразу несколько крупнейших автопроизводителей рассматривают возможность размещения в России своих производств. Возможно, их нерешительность вызвана как раз чехардой вокруг ситуации с пошлинами на ввоз запчастей. Так, «Тойота», уже было определившаяся даже с марками машин, которые предполагалось делать в РФ, отложила принятие окончательного решения на неопределенное время. Глава российского представительства концерна «Даймлер-Крайслер» Герхард Хилгерт заявил, что строительство автосборочного завода в России возможно только после снижения таможенных пошлин на комплектующие. Сходная позиция и у немецкого «Фольксвагена». Так что Москва вынуждена ковать железо, пока горячо. Заседание правительства, на котором в очередной раз будут расставляться приоритеты и решаться судьба российского автопрома, запланировано на май.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»