Человечество смотрится в зеркало

Выставка ЭКСПО-2005, проходящая сейчас в префектуре Айчи в соседней Японии, как и другие подобные события мирового масштаба, потрясает, удивляет, заставляет задуматься. Большое видится на расстоянии. Когда бродишь по замысловатым дорожкам огромной территории экспозиции, по причудливо разбросанным павильонам, то видишь все, открывающееся твоему взору - в упор; вернувшись же домой, за полторы тысячи километров, включаешь зрительную память и теперь уже (высвободившись от неизбежного давления нарастающих впечатлений) начинаешь осмыслять, сопоставлять, сравнивать.

8 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1732 от 8 апр. 2005

В японской префектуре Айчи продолжает работать всемирная выставка ЭКСПО-2005

Выставка ЭКСПО-2005, проходящая сейчас в префектуре Айчи в соседней Японии, как и другие подобные события мирового масштаба, потрясает, удивляет, заставляет задуматься. Большое видится на расстоянии. Когда бродишь по замысловатым дорожкам огромной территории экспозиции, по причудливо разбросанным павильонам, то видишь все, открывающееся твоему взору - в упор; вернувшись же домой, за полторы тысячи километров, включаешь зрительную память и теперь уже (высвободившись от неизбежного давления нарастающих впечатлений) начинаешь осмыслять, сопоставлять, сравнивать.

Публикуемые ниже заметки - попытка именно такого осмысления по горячим следам. Вероятно, осенью, когда будут подводиться итоги всемирной выставки, ее официальные результаты будут звучать несколько по-иному.

Но личные впечатления с официальными результатами несопоставимы.

Между мамонтами и космосом

Пожалуй, самые первые слова, которые приходят на ум, когда пытаешься коротко резюмировать свои ощущения, - странная выставка. Это вовсе не каламбур, подразумевающий, что в выставке участвует множество - более 120 - стран. Странная потому, что постоянно возникает вопрос: почему это (или то, или что-то еще) сделано именно так, а не иначе?

Но, может быть, именно в этом и состоят цель и замысел авторов: показать посетителю тотальность и целостность мира с одной стороны, а с другой - многовариантность развития событий?

У каждой страны, каждой нации есть, чем гордиться. И подходы при этом могут быть абсолютно различными, вплоть до противоположных. Кто-то гордится глубиной и масштабами преобразований, а кто-то непрестанными попытками сохранения того, что досталось в наследство.

Родной российский павильон, довольно эклектичный и «расстыкованный» изнутри, весьма показателен в этом плане. По мнению посетителей, его главными экспонатами стали полный натуральный скелет мамонта и макеты космических кораблей будущего. Вроде бы здорово, тем более что по ряду причин мамонт вообще стал одним из символов выставки, его изображения мелькают не реже, чем изображения главных официальных талисманов ЭКСПО - забавных лохматых существ Киккоро и Моридзо. Однако хочется все же спросить: ребята, а между мамонтами и космосом у нас что? Можно, конечно, ограничить палитру черным и белым оттенками, но вообще-то в радуге цветов значительно больше.

Как это ни удивительно, но представлен в российском павильоне и Приморский край. В стеклянной витрине, хоть и очень обзорно, но все же представляющей коллекцию отечественных минералов, можно увидеть и удивительной красоты камни с дальнегорских и кавалеровских рудников. Впрочем, Приморье могло бы выглядеть и значительнее. По словам директора российского павильона Вячеслава Мельника, планируется проведение дней различных территорий - Питера, Омской области, северных, «нефтегазовых» регионов. В этом перечне может оказаться и Приморье, если успеет предоставить на DVD-носителе хороший документальный фильм о крае, чтобы его можно было демонстрировать в режиме нон-стоп. Добавление такой продукции, как и других экспонатов, правила вполне допускают.

Есть в нашем павильоне и модные нанотехнологии (скорее, правда, тезисы, чем реальные разработки), и макет «умного», так называемого ноосферного дома. Но слишком далек в России путь от идей до реального воплощения, и потому ощущение некоей «игрушечности» не покидает.

27-летний Тани Масахико и его 22-летняя подруга Есимото Аканэ приехали специально на ЭКСПО из Осаки. Выйдя из российского павильона, они в беседе с вашим корреспондентом прямо признались, что мамонт произвел здесь на них наиболее сильное впечатление. Неудивительно: проектам и макетам трудно конкурировать с вполне реальными, действующими роботами из павильона Японии.

Не обидеть себя, любимых

Японцы, как и подобает радушным и гостеприимным хозяевам, делают, казалось бы, все возможное, чтобы привлечь мировое внимание к событию, которое в самой Стране восходящего солнца безусловно станет событием года. И мировые СМИ на открытие выставки откликнулись в целом адекватно, найдя для него подобающее место на газетных полосах и в выпусках телевизионных новостей.

Не остались в стороне и политики. Президент Франции Жак Ширак, прибывший с официальным визитом в Японию в рамках азиатского турне, сначала посетил

ЭКСПО, а уже затем отправился на встречу со своим японским коллегой. К слову, в ноябре минувшего года во время чилийского саммита АТЭС Дзюнъитиро Коидзуми, приглашая Владимира Путина посетить Японию в 2005 году в любое удобное для него время, подчеркивал, что в марте в префектуре Айчи откроется всемирная выставка… После того как стало ясно, что визит российского президента откладывается на неопределенное время, в японской печати мелькали предположения, что, возможно, к открытию выставки в Японию прибудет глава российского МИДа Сергей Лавров. Однако и эти ожидания не сбылись. Теперь поговаривают о том, что, как ожидается, 17 июня, когда на ЭКСПО будет проходить День России, сюда приедет во главе целой делегации министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Кстати, о Дне России. Такие - свои - дни будут проводить все участвующие в выставке страны. Забавен последовательный ряд, в который мы попали. 16 июня - День Буркина-Фасо, 17 - День России, следующий, 20 июня, - День США. Понятно, что выборка жребия получилась случайная, однако для ироничного наблюдателя вполне естествен вывод о некоей закономерности: может, где-то там мы и находимся - между Буркина-Фасо и США? Как шутили на заре перестройки - Верхняя Вольта с ракетами…

Гостеприимство хлебосольных хозяев тоже представляется несколько лукавым. К примеру, в современном и прекрасно оснащенном пресс-центре находишь обилие справочных документов и ежедневных релизов едва ли не на всех языках мира. Кроме русского.

На весьма жесткий эгоцентризм принимающей стороны жаловался и тот же Вячеслав Мельник. На предыдущей всемирной выставке ЭКСПО-2000, которая проходила в немецком Ганновере, и на многих других страны-участницы активно привлекали лучших архитекторов для оригинального оформления своих павильонов. Японцы же построили для всех совершенно одинаковые и стандартные кубики и предложили «занимать места согласно приобретенной плацкарте». Естественно, что на этом фоне здания, выстроенные крупнейшими японскими концернами - действительно уникальные по архитектуре, - выглядят вдвойне выигрышно. Взять тот же потрясающий своим архитектурным решением выставочный комплекс компании Hitachi - такое ощущение, что насыщенное суперсовременной электроникой здание выстроено вокруг горного каньона, по которому мчится водопад…

Откуда потекут денежки

Поскольку всемирные выставки (как их называли с середины ХIХ века) или ЭКСПО (как их стали называть веком позже) считаются «торговыми олимпиадами», то любопытно взглянуть на ситуацию еще и с этой, финансовой точки зрения.

Расположенная в живописной долине на месте бывшего парка возле городка Нагакуте (он вошел в историю страны тем, что в XVI веке здесь жестоко бились японские сегуны) выставка ЭКСПО-2005 строилась несколько лет и обошлась по результату в сумму около полутора миллиардов долларов. Немало до конца сентября предстоит заплатить и штатным сотрудникам, которых здесь насчитывается более пятисот человек; понятно, что привлечено и серьезное число волонтеров, однако основную, квалифицированную работу выполняет все-таки великолепно вышколенный персонал. Затратная сумма складывалась из трех равных долей, которые внесли правительство Японии, префектура Айчи и ведущие корпорации-спонсоры.

Теперь - по правилам хорошего тона и ведения бизнеса - эти деньги следует как минимум отбить, а еще лучше - получить прибыль. Научились же извлекать прибыль даже из таких затратных мероприятий, как настоящие Олимпийские игры!

Понятно, что жители префектуры Айчи - это капля в море. Все приезжие будут двигаться через Нагою - административный центр префектуры. Дорога от Нагои до выставки (с входным билетом) - 60 долларов. Жителю Токио (два часа на скоростном поезде) поездка на выставку обойдется при самых скромных тратах как минимум в 300 долларов. Жителю Осаки (второй по величине город страны, расположенный еще ближе) - чуть меньше. Но большинство японцев живет на куда более удаленных расстояниях. И ездят на такие выставки, как правило, семьями. Поэтому ориентировочные расходы желающих приобщиться к всемирной выставке представить себе нетрудно.

И поэтому, даже учитывая, что заработная плата в Японии - одна из самых высоких в мире, трудно согласиться с оптимистичными планами и правительства страны, и организаторов

ЭКСПО; их расчеты и прогноз сориентированы на то, что до дня закрытия, 25 сентября, выставку посетят 15 миллионов человек, из которых около 10 процентов составят иностранцы. Интересно, что эти цифры даже на плановом уровне едва ли не вдвое меньше тех результатов, что были показаны на первой, проходившей в Японии ЭКСПО более 30 лет назад - в 1972 году.

Между тем наши коллеги - японские журналисты - не верят и в достижимость 15-миллионного рубежа.

- В стране заметный экономический спад, - размышляет корреспондент газеты «Хоккайдо симбун» Тио Яманобе. - Семье же даже из центральных регионов Японии (а ведь есть юг, есть север Хонсю и Хоккайдо), чтобы добраться до Нагакуте, надо выложить более тысячи долларов. Боюсь, что в нынешних условиях многие постараются найти другое применение своим деньгам.

У такого, пессимистического подхода, похоже, есть более чем серьезные основания. Так, за первые три дня работы - пятницу, субботу, воскресенье - организаторы рассчитывали принять 240 тысяч человек. Пришло 150 тысяч.

Но вот ведь что удивительно - уже на следующий день, в дождливый (!), рабочий (!) понедельник пришло более 65 тысяч посетителей. Выставка, похоже, набирает разгон. В немалой степени этому способствует активный «разогрев» в японской прессе; ни один выпуск теленовостей не обходится без репортажа, который должен у среднестатистического зрителя вызывать примерно такие мысли: все уже там побывали, один ты все еще дома сидишь!..

Кстати: за неделю до открытия ЭКСПО организаторы устроили бесплатный трехдневный показ - для журналистов и местных жителей. Первых, понятно, пригласили для рекламного «разгона»; вторых - чтобы сбить волну недовольства местных жителей, которые весьма активно протестовали против того, что ради выставки пришлось пожертвовать парком. И если первая цель была достигнута, то вторая - не очень; во время торжественной церемонии открытия, в которой приняли участие премьер-министр и вся императорская семья, за воротами ЭКСПО прошла демонстрация, участники которой несли плакаты «Environmental EXPO destroys environment» («Защищающая природу выставка природу разрушает»). Урок демократии: репортаж об этом был показан встык следом за трансляцией с церемонии открытия. И это даже несмотря на клятвенные заверения правительства префектуры о том, что после 25 сентября все павильоны будут снесены, а парк восстановлен…

Экспонат, который удивил мир

…Описывать внутреннее содержание павильонов - дело глубоко бессмысленное. Боюсь, даже телевидение с его «картинкой» здесь не поможет; никакой телерепортаж из Британского музея не заменит личных ощущений и впечатлений того, кто там побывал. Потому и в этих заметках речь не об экспонатах, а скорее о тех акцентах, которые решили сделать государства - участники выставки.

В австрийском, к примеру, павильоне выстроена деревянная горка, с которой по специальным желобам можно скатиться на деревянных же санях - своеобразный символ альпийских радостей и единения человека с природой; однако царит в этом павильоне все-таки Моцарт, гений на все времена, музыка которого звучит без остановки.

Американцы на роль виртуального гида избрали Бенджамина Франклина, столь любимого россиянами по портрету на стодолларовой купюре - эколога (по утверждению организаторов), ученого, политика, одного из отцов - основателей страны. А единственный по большому счету экспонат в павильоне США - выполненный в натуральную величину макет марсоходов Spirit и Opportunity. Это - реальное достижение, и действительно впечатляет. Впрочем, американский павильон не дает забыть и о проблемах вполне обыденных - это единственное место на ЭКСПО, куда можно пройти, лишь преодолев отдельный барьер безопасности - рамку металлоискателя, «телевизор» и так далее.

Улыбку и восхищение поклонников вызывает своеобразная экспозиция испанского павильона. Помещение как бы разбито на три отсека, каждый из которых посвящен отдельной теме. В первом - Кармен, фламенко, испанские танцы; во втором - рыцарь печального образа Дон Кихот и его неразлучный спутник Санчо Панса; наконец, в третьем, за ячеистой сеткой, укрывающей главные национальные сокровища, выставлены футбольные кубки (настоящие, не макеты), завоеванные за последние полвека великими испанскими клубами - «Реалом», «Барселоной» и «Валенсией». Видимо, именно так сами испанцы трактуют свой вклад в мировую культуру: Сервантес, музыка и футбол.

Нас, естественно, больше интересовали вчерашние братья по Союзу. Как выяснилось, участие во всемирной выставке приняли далеко не все из них. По разным, очевидно, причинам отсутствуют Туркмения, Молдавия, Белоруссия и Эстония. Разные, повторим, причины, но перечень, согласитесь, весьма показательный.

Украина демонстрирует бабушкины прялки и дедушкины вилы, зато в красном углу висит доминирующий над всем залом броский флаг с надписью «Так! Ющенко». Это - без иронии - главный экспонат павильона.

Сходным путем пошли наши ближайшие соседи из Закавказья - Грузия и Армения. Одни с нескрываемой гордостью демонстрируют вино, вторые - коньяк. Памятуя о том, что главной идеей выставки является единение человеческой цивилизации с мудрой матерью-природой, можно выстроить приблизительно такую логическую цепочку: природа подарила нам виноград, мы превратили его в алкоголь и стремительно добились единения…

Шутка, конечно… И все-таки хорошо, что в российском павильоне водка отсутствует.

* * *

…В день открытия выставки Японию накрыл снегопад. В Ниигате, относительно недалеко от Нагои, выросли двухметровые сугробы. В префектуре Айчи, по территории ЭКСПО прошли снежные заряды. Как сообщили газеты, такой погоды не наблюдалось более ста лет. Однако весьма легкомысленно - по нашим меркам - одетые японцы не спешили покидать территорию выставочного городка. Укрывшись под зонтиками, они все так же терпеливо стояли в многочасовых очередях, чтобы своими глазами увидеть, с чем пришло человечество к началу ХХI века.

С техническим багажом все более или менее ясно. Важнее философский аспект. ЭКСПО-2005 зовет нас к природе. Но только не назад, а вперед.

***

Накагуте - Нагоя - Владивосток

Редакция благодарит корпорацию «РИМСКО» и ее президента Фазила Алиева за помощь в организации командировки корреспондента «В» в Японию

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ (фото автора), «Владивосток»