Трудные вехи «сладкого» завода
Сейчас мало кто знает и помнит, что в начале 30-х годов прошлого века колхозы и совхозы Приморского края в массовом порядке и в промышленных масштабах начали выращивать совершенно необычную для региона культуру – сахарную свеклу, «аборигенку» Украины, Кубани, Ставрополья, где и получали ее рекордные урожаи. Но виной этому нововведению была вовсе не очередная «генсековская» кампания, подобная кукурузной, а благородная цель обеспечения Дальневосточного региона сахаром.
Второе рождение сахарного производства
Сейчас мало кто знает и помнит, что в начале 30-х годов прошлого века колхозы и совхозы Приморского края в массовом порядке и в промышленных масштабах начали выращивать совершенно необычную для региона культуру – сахарную свеклу, «аборигенку» Украины, Кубани, Ставрополья, где и получали ее рекордные урожаи. Но виной этому нововведению была вовсе не очередная «генсековская» кампания, подобная кукурузной, а благородная цель обеспечения Дальневосточного региона сахаром. Для этого в марте 1935 года в Уссурийске и был сдан в эксплуатацию сахаропесочный завод, которому, конечно же, требовалось сырье.
Легко догадаться, что еще раньше всю нагрузку по обеспечению региона сахаром, да и зерном на хлеб брал на себя Транссиб. Вот и решили идеологи первых пятилеток кардинально сократить «плечо» доставки продукта первой необходимости до дальневосточного потребителя. Идея, конечно, была здравой, но удалась лишь частично, потому что надежды и расчеты на то, что Приморье и прилегающие области в полной мере обеспечат завод сырьем, не оправдались. Уже в 1940 году в Уссурийск был поставлен сахар-сырец, который тогда шел в переработку наряду со свеклой и который вскоре стал единственным сырьем завода – местные колхозы и совхозы, к облегчению всех, перестали мордовать планами по выращиванию сахарной свеклы.
В 50-х годах правительство приступило к нешуточному освоению Сибири и Дальнего Востока, и к концу этого десятилетия, как сейчас говорят, проливной дождь инвестиций обрушился и на сахарный завод в Уссурийске. Средства были выделены на реконструкцию песочного завода и строительство при нем рафинадного завода – так что в перспективе получался комбинат, что в конце концов и произошло. На это-то коренное переустройство производственных мощностей и попал молодой специалист, выпускник Ленинградского технологического института пищевой промышленности Владимир Жарский. В те годы требовались всего лишь крепкие знания, полная самоотдача на производстве и желание, чего, по словам Владимира Никифоровича, у него было в избытке. И уже через 10 лет, последовательно и успешно пройдя должности начальника сахарного завода и главного инженера комбината, он стал директором комбината.
К тому времени Уссурийск уже стал поставлять в регион рафинад, а сырец, между прочим, получали тогда с дружественной нам Кубы. Помните стишки тех лет, которые распевали пацаны: «Куба, отдай наш хлеб, Куба, возьми свой сахар…». Далее и вовсе шла нецензурщина. Так вот, это точно была вражеская идеологическая диверсия, потому что, по словам Владимира Никифоровича, лучше кубинского сырья из сахарного тростника он еще не встречал. Таиландский, который сейчас перерабатывается в Уссурийске, тоже ничего, но все равно не идет ни в какое сравнение с кубинским.
В 80-х годах комбинат пережил еще одну техническую реконструкцию – тогда было заменено 70 процентов оборудования, а потом пошла «реконструкция» иного порядка – ускорение неизвестно куда, рынок, приватизация, акционирование (в 1992 году комбинат стал акционерным обществом «Приморский сахар»), передел собственности, толлинг (это когда и коллектив, и мощности сдаются в аренду владельцам сырья), кредиторская задолженность, конкурсное управление и прочие прелести 90-х годов. Было не до наращивания производства и внедрения новых технологий. Больше того, два с половиной года, до июля 2004 года, комбинат просто стоял. Но подчеркнем главное: несмотря ни на что, производственные мощности, а значит, и перспективы, удалось сохранить.
С мая 2004 года предприятие перешло в оперативное управление компании ООО «ГРАСП» и переименовалось в общество с ограниченной ответственностью «Приморский сахар». Через полтора месяца комбинат, как когда-то в далеком 1935-м, выдал свою первую продукцию – сахар-песок. Так что через 70 лет сахарное производство в Уссурийске переживает свое второе рождение.
…Геннадий Прокофьевич Костиневич пришел на завод, как и Жарский, в 1961 году. Начинал с рабочего, слесаря транспортно-железнодорожного цеха, затем стал его начальником, так до сих пор и руководит им, пережив на этой должности самые тяжелые времена.
- Думал, не дождусь, когда комбинат снова станет тем, чем был раньше, - говорит Геннадий Прокопьевич. – Конечно, до прежних объемов еще далеко, но ведь и я пришел на завод, когда шла его генеральная реконструкция и строился рафинадный завод. И, кажется, управляющая компания намерена повторить историю, чего я желаю и ей, и себе. Мне и на пенсию уходить расхотелось. Думается, что комбинат еще заявит о себе, и мне хотелось бы при этом присутствовать.
Автор: Иван МИХАЙЛОВ, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»