Путевки в жизнь
15-летие, отмеченное нашей газетой в июле прошлого года, - срок серьезный (три полноценные советские пятилетки, как-никак). В этот первоапрельский день мы решили открыть тщательно охранявшуюся все эти годы тайну. Выпуск газеты – это лишь одна, видимая сторона нашей работы. Параллельно происходило «оперение» молодых сотрудников и «бронзовение» ветеранов.
Кадровое агентство «Газета «Владивосток»: без малого 16 лет на рынке труда
15-летие, отмеченное нашей газетой в июле прошлого года, - срок серьезный (три полноценные советские пятилетки, как-никак). В этот первоапрельский день мы решили открыть тщательно охранявшуюся все эти годы тайну. Выпуск газеты – это лишь одна, видимая сторона нашей работы. Параллельно происходило «оперение» молодых сотрудников и «бронзовение» ветеранов. Стремительно матереющий личный состав с успехом комплектовал (и продолжает комплектовать) не только приморские, федеральные и зарубежные СМИ, но также органы власти и даже экипажи судов. Потому что школа «В» - это сильно. В чем мы и предлагаем вам убедиться, вспоминая сегодня судьбу некоторых (далеко не всех!) экс-сотрудников нашей газеты, в свое время набивавших руку именно на написании скромных заметок…
Агенты ближнего действия
По понятным причинам большинство увольнявшихся из «В» журналистов находили пристанище в других газетах. Так, целые диаспоры «владивостокцев» существуют в «Золотом Роге», «Конкуренте», «МК во Владивостоке» (и «Дальневосточных ведомостях»), «Жизни» и т. д. Но главной «колонией» газеты, как ни странно, считается ПТР – Приморское телевидение и радио. Ее учредил основоположник и первый главный редактор «В» Валерий Бакшин (он же – Шеф). А в качестве своего заместителя отозвал из газеты второго главного редактора – Владимира Ощенко. Впрочем, Валерий Викторович и Владимир Григорьевич уволились только на бумаге. Первый и сейчас Шеф: возглавляет совет директоров своего детища. Второму же, сменившему «Абзац» на «Акценты», до сих пор – а с момента его ухода прошло три года – по привычке звонят на старый редакционный телефон заслуживающие доверия информационные источники. Чем мы беззастенчиво и пользуемся.
Более многочисленный по сравнению с газетным коллектив ПТР потребовал усиления, для чего «В» покинул репортер специального назначения Федор Гурко, специально отрастив телегеничную бороду. Некоторые подвиги Федора газетной поры помнятся до сих пор, как, например, спасение утопавшего госинспектора под носом у озверевших браконьеров. Гурко не испугали ни последние, ни почти ледяная вода. Может быть, поэтому ПТР и не тонет на рынке?
Добавил веса местному телевещанию и Александр Мальцев. Будучи главным редактором «ТНТ-Владивосток», Константиныч жестко отбирает кандидатов на реалити-шоу «Голод». В годы работы во «Владивостоке» Мальцев составлял ударную связку с Дмитрием Хабаловым (ныне – газета «Конкурент»). Дмитрий Викторович слыл счастливчиком. Едва где-то во Владивостоке стреляли – наш криминальный репортер был тут как тут (иногда даже раньше самого преступника). Доходило до курьезов: однажды из-за такого рода профессионального нюха Хабалова чуть не заподозрили в убийстве корейского консула. И все - ради нескольких строчек в газету.
…Наверное, уже и не вспомнят о своем участии в газете «Владивосток» Сеня Мариенгоф («КПДВ») и Дмитрий Климов. Но редакционные архивы не обманешь. Первый остался в анналах истории как Евгений Кульков (какое из двух имен настоящее – уже никто не скажет), второго однажды чуть не задушили – в лихую годину певец богемной жизни истратил вверенные ему сбережения коллег на баночку дорогущей красной икры вместо полноценного ужина. В другой раз под угрозой оказался весь редакционный бюджет. 5 миллионов неденоминированных рублей были потрачены на сердечные разговоры с Америкой. Репутация осталась чистой: Дмитрий Климов, один из лучших культурологов нашей истории, за все заплатил сполна.
Перемены на западном фронте
Большая группа бывших сотрудников «В» пытает счастья в Москве и даже дальше. В частности, британская подданная Анна Малпас, которую в Приморье звали просто Ричардовна, успешно работала в англоязычном подразделении «В» Vlapostok News, пока не заскучала по туманному Альбиону. Однако российская прививка оказалась крепче ностальгии по исторической родине - ныне Anna Richardovna подвизается в англоязычном московском издании Moscow Times. Заметим также, что Анна является уникальным персонажем. Когда бы еще представительнице «оси добра» дали зеленый свет на въезд в Северную Корею?!
А вот семейный альянс Нонна Чернякова - Рассел Уоркинг пустил корни в американском Чикаго. Старший сын Нонны, Сергей, недавно продолжил фамильное дело, опубликовав в «В» присланную из-за океана зарисовку об изнанке американского среднего образования.
Редкого темперамента Марина Лобода устроилась корреспондентом американского радио «Свобода» (регулярно печатаясь и в приморских СМИ). Работа в «В» так нарастила ее профессиональные мускулы, что позже, в 2002 году, Марина Викторовна умудрилась заполучить лист бумаги, на котором Путин в ходе общения с приморской прессой рисовал карандашом загадочные кривые. Она расшифровывает их до сих пор…
Большая и малая политика
Чиновничий пиджак на экс-сотруднике «В» Германе Звереве всегда сидел хорошо. И в краевой администрации, и в городской думе, где он не мог не заниматься самым, пожалуй, творческим занятием – составлением бюджета. В его послужном списке – еще и председательство в Приморской ассоциации рекламных агентств. Сейчас Герман Станиславович сменил тот костюм на мантию ученого, возглавив в Тихоокеанском центре стратегических разработок Институт финансового анализа.
Другой журналист, Владимир Никифоров, стал главным демократом-«яблочником» Приморья. Но больше всех продвинулся по политической лестнице долгие годы работавший первым заместителем главного редактора нашей газеты Андрей Холенко. Этапом через ОТВ-Прим Андрей Викторович последовал в Москву. Там человек, который в начале 90-х взял для родной газеты интервью у госсекретаря США - великого и ужасного Генри Киссинджера, неожиданно почувствовал тягу к земле, которую испытывали многие великие писатели. А так как главным сельскохозяйственным регионом страны справедливо считается Москва, то Холенко там и возглавил пресс-службу Аграрной партии России.
Бывший военно-морской репортер «В» Сергей Мельнишин в Москве не прижился. Зато возвращение на родную землю получилось триумфальным: сегодня в команде Сергея Дарькина наш человек занимает должность заместителя руководителя целого департамента. Там же, в «Белом доме», вкалывают известная в газете в качестве бывшей мусульманки и сербской ополченки Юлия Игнатенко, популяризатор шкотовского диалекта Елена Манина и просто женщина-мать Марина Попова. К слову, последняя обладает и нежурналистскими профессиональными навыками (смотрите на фото). В большом казенном доме, только серого цвета, работает еще один питомец «В» - Сергей Михайлов. Так что за стройность муниципальной вертикали можно быть спокойным.
Недавно в редакции раздался фирменный хохот: Ольга Мальцева защитила диссертацию кандидата политических наук. Дело хорошее. Впрочем, будучи журналистом «В», Мальцева откалывала куда более сложные номера. Не говоря уже о ее командировках на чеченскую войну, вспомним, что именно Ольге Мальцевой удалось свальсировать в Пхеньяне с героем «оси зла» северокорейским лидером Ким Чен Иром, оказавшимся на деле обаятельным человеком и мужчиной. Чему подтверждение – исторический поцелуй Ольги и Кима, как минимум на десятилетие отодвинувший угрозу ядерной войны на Корейском полуострове.
Репортер меняет профессию
Анастасия Крестьева, собравшая в свое время полный набор «золотых перьев», в итоге стала заниматься чрезвычайными ситуациями, прописавшись в краевой поисково-спасательной службе. Мы бы не удивились, предпочти Настя даже монастырь. Кстати, однажды она действительно «приняла постриг». Правда, на несколько дней и ради газеты.
Бывший редактор службы выпуска Алексей Аскаров кардинально сменил стихию, сделав поворот через фордевинд: из Владивостока он уехал на глубоко континентальную Брянщину, чтобы… пойти в моря.
И это не единичный пример. Находкинская девушка Олеся Ляшенко тоже в свое время внештатно готовила заметки для «В». А потом вдруг стала бэк-вокалисткой звездного «Мумий Тролля», облетев вместе с Ильей Лагутенко (никогда в «В» не работавшим!) полмира. После ухода из банды Олеся сменила несколько мест работы и сейчас трудится во владивостокском генконсульстве Японии.
Но, пожалуй, наиболее неповторимую путевку в жизнь газета дала Игорю Сакаю. Переехав в Находку, Игорь первым делом занялся телевидением, затем основал рекламную империю, погрузился в дебри эзотерических методик и даже написал культовую для фанатов НЛП, перманентного оптимизма, соевого мяса и безалкогольного пива книжку «Слово», широко растиражированную Интернетом. Сейчас же Игорь Алексеевич находится, по слухам, в китайском Шанхае, где снимается в детективном сериале. Благо, японские корни позволяют считать его за своего парня всея Азии. Как и другие бывшие сотрудники «В», на жизнь не жалуется.
Почетные рецидивисты
С известным изречением Гераклита о том, что в одну реку нельзя войти дважды, можно поспорить. В истории «В» сколько угодно прецедентов, связанных с возвращением «блудных детей» газеты в родные стены. Вспомнить хотя бы Светлану Жукову, Юрия Мальцева, Евгения Изъюрова, Галину Кушнареву, Татьяну Батову, Андрея Кузнецова, Александра Карташова. Иные из дважды пришедших сотрудников в настоящий момент работают в других учреждениях – это Марина Попова, Владимир Ощенко, Сергей Михайлов, Евгений Шапошник, Алексей Распутный-старший. Но где два раза, там и три – чем отдел кадров не шутит. В одном философ прав: каждый раз эта река немного другая…
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»