На Хасане голосуют списком
Чуть более полутора лет осталось до ввода в строй нефтепорта в бухте Перевозной, конечного звена транснационального проекта «Восточная Сибирь – порты Тихого океана». Уже осенью следующего года танкеры-гиганты должны встать под погрузку в южной части Амурского залива.
Проект строительства нефтепровода набирает вес и обороты
Чуть более полутора лет осталось до ввода в строй нефтепорта в бухте Перевозной, конечного звена транснационального проекта «Восточная Сибирь – порты Тихого океана». Уже осенью следующего года танкеры-гиганты должны встать под погрузку в южной части Амурского залива. Сжатые сроки строительства – политическая воля правительства России, однако, несмотря на данный факт, словосочетание «бухта Перевозная» вызывает раздражение у части критически настроенных политиков, экологов и ученых. А что же творится в самом поселке и окрестностях - этим вопросом задались корреспонденты «В», проведя в Хасанском районе репортерскую разведку.
Коней на Перевозной не меняют
В отличие от многих других географических точек Приморья Перевозная никогда не имела ни китайского, ни какого другого названия. Еще с дореволюционных времен здешний пятачок слыл транспортным центром по перевалке грузов. Так, мало кто помнит, что именно отсюда до 1917 года вывозились в строящийся порт Владивосток щебень и другие строительные материалы.
На протяжении нескольких десятилетий при советской власти отсюда же велось снабжение вооружением, боеприпасами и провиантом всех островных застав, а также Красной армии в период хасанских событий, советских войск в 1945 году во время боевых действий с Квантунской армией.
В годы корейской войны в Перевозной была расквартирована морская авиация. Рассказывают, что однажды американцы даже «по ошибке» бомбили здешний аэродром. До 1974 года в этих местах базировался вертолетный полк. Был еще стекольный заводик. Выпускал банки, бутылки, строительное стекло, но и он закрылся. Подобная участь постигла и бывшую звероферму. В так называемых новых экономических реалиях Перевозная начала медленно умирать. От былой славы остались остовы ржавых барж и полузатопленный причал. А прямо перед нашим приездом охотники за металлом умудрились срезать со старого военного укрепления орудийный ствол…
Поражение под Нарвой
Идея возведения на западном побережье Амурского залива современного морского терминала общероссийского уровня не нова. Первый раз поселковый сход на предмет строительства в этих местах порта большие начальники собирали перед Великой Отечественной. Но в итоге порт возвели не в Сидими, а в Находке. В 60-е собрали во второй раз. И снова не получилось: выбор пал на бухту Врангеля. В начале 90-х жителей собрали в третий раз… Так что с главными конкурентами по проекту, находкинцами, у местных жителей старые счеты.
Чуть более десятка лет назад по соседству с Перевозной на берегу бухты Нарва уже планировалось построить перегрузочный комплекс мирового уровня. В 1993 году там были проведены изыскательские работы, составлен проект и началась подготовка сметной документации.
Нарва должна была стать перевалочной базой для ряда ведущих предприятий алюминиевой промышленности страны. Схема планировалась следующая: ввозятся кокс и дефицитный у нас глинозем, а вывозится готовая продукция. Приморская компания «ДальСО» на средства Братского алюминиевого комбината подготовила обоснование выбора места. Тем более что морские глубины непосредственно вблизи от берега позволяют заводить крупнотоннажный флот. Прямо к бухте подходят железная (в бытность прежнего руководства Хасанского района рельсы порезали и продали в Китай на металлолом) и автомобильная дороги. Учитывалось и наличие свободных рабочих рук (безработица уже тогда была «ахиллесовой пятой» Перевозной и Безверхово). Однако проект не удалось реализовать. Якобы по политическим причинам. Однако журналистам «В» близка другая версия: не дали взятку «нужным» людям или не ввели их в перспективный бизнес.
У Нарвы могло быть и незавидное будущее. Горячие головы на местечковом уровне предлагали отдать эту территорию в аренду Китаю на 49 лет. К счастью, этот вариант не прошел.
Верх берет Безверхово
Формально Перевозная подчиняется сельской администрации поселка Безверхово. Главный специалист местного сельсовета Раиса Саенко рассказала, что в Перевозной проживает около 350 человек. Рабочие места наперечет: 8-летняя школа, в которой учатся всего 46 ребятишек, фельдшерский пункт и почта. Трудоспособное население устраивается кто куда – на железнодорожную станцию Приморская, в школу для рядового и сержантского состава погранвойск, в Славянку.
Большинство мужчин вынуждено заниматься браконьерским промыслом. Помимо этого для населения в порядке вещей сбор дикоросов и грибов с ягодами, обычная рыбалка и охота. Но зверя в лесу мало. Зимой прошлого года приходил в эти места тигр, дичи не нашел, задавил олененка из оленеводческого хозяйства и вынужден был уйти. Следов краснокнижного леопарда в округе уже не видели много лет.
Как нам рассказали в Безверхово, голосующих за строительство нефтепорта много больше, чем тех, кто ставит свои подписи под петициями владивостокских экологов, наводнивших в последнее время Хасанский район.
- Наши люди готовы на любую работу. Даже составили «на будущее» в сельсовете список потенциальных работников. Свыше сотни человек из Барабаша, Славянки, Безверхово, Филипповки, Перевозной, Пограничного встали в очередь. Записываются целыми семьями, - в доказательство своих слов Раиса Саенко показывает нам составленные от руки бумаги.
Здесь обозначены и 15-летние юнцы, и 60-летние пенсионеры. Выяснилось, что без работы сидят десятки водителей, сварщиков, трактористов, бухгалтеров, экономистов, юристов, рефмехаников, инженеров, плотников, маляров, каменщиков и даже обувщиков. Еще 35 человек готовы переучиться на любую специальность. К слову, месяц назад в эти места для разведки кадрового потенциала наведывались специалисты компании «Транснефть». Предполагается, что в рамках трубопроекта часть отобранных здесь деревенских кадров пройдет специальную подготовку в учебных заведениях Западной Сибири. В будущем же не исключается появление на Дальнем Востоке специализированного училища.
Хасанцы уже знают, что средняя зарплата на предприятиях «Транснефти» составляет 22 тысячи рублей. Деньги для местного люда фантастические. С каждой новой вестью о стройке терминала Перевозная набирает вес. Например, цена домика у моря с приусадебным участком иногда зашкаливает за 20 тысяч долларов…
От помора Ломоносова
Конечный пункт нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан определен окончательно распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова. Президент России Владимир Путин и губернатор Приморского края Сергей Дарькин договорились, что на первом этапе через новый терминал будет перекачиваться 30 миллионов тонн углеводородов в год. Предназначением на Китай, Южную Корею, США, Индию и Таиланд.
Кроме того, на прошлой неделе в Москве технический совет ОАО «Российские железные дороги» принял решение в течение года электрифицировать участок хасанской железнодорожной ветки на перегоне «Барановский – Кедровая», что позволит в несколько раз нарастить грузопотоки. Пока трубу будут вести в Приморье, нефть решено доставлять железной дорогой из амурского поселка Сковородино.
Соответствующий толчок для развития может получить и судостроительная промышленность. Имеющиеся у страны заводы «Звездочка» и «Северная верфь», которым под силу строительство океанских лайнеров, ориентированы на оборонный комплекс. Поэтому необходимо предприятие, способное поднимать со стапелей танкеры и газовозы дедвейтом от 100 тысяч тонн. Они понадобятся уже через несколько лет. Места для такого завода лучше, чем в Приморье с его вместительными и защищенными бухтами, не найти.
Но это в перспективе. Специалисты отмечают, что подобных строек и финансовых вложений в Приморье не было со времен возведения Восточного порта.
Если подняться на мыс Ломоносова одноименного полуострова, то от открывающегося вида захватывает дух. По траверзу расположены острова Рейнеке, Попова и Русский. Севернее в ясную погоду прекрасно просматривается Владивосток, вплоть до дыма труб ТЭЦ-2. Южнее видна нескончаемая гладь залива Петра Великого.
Здесь вбит колышек. Он означает, что в этом месте закончится Транссибирская нефтегазовая магистраль.
Полуостров Ломоносова направлен на юго-запад в Амурский залив. Сразу за ним начинаются глубины от 20 метров и больше. На километр с лишним от берега под углом будет построен причал на специально оборудованных сваях, что позволит подходить и самостоятельно разворачиваться крупнотоннажным судам, швартоваться танкеры смогут без буксиров. Расстояния между опорами позволят оставить без изменений течения и жизнедеятельность морских обитателей. Эту акваторию не сковывает зимой лед, что также скажется на безопасности мореплавания.
В первую очередь нефтепорта войдет несколько объектов. Резервуарный парк на площади в 140 гектаров разместит пять емкостей по 100 тысяч тонн каждая (диаметром 89 метров – таких в России еще нет) и две цистерны по 50 тысяч, насосные подстанции и системы безопасности. Железнодорожные эстакады и промышленные склады займут 60 гектаров. А еще городок строителей, очистные сооружения, внутренние трубопроводы, технологический и портовый комплекс с терминалом, службы пограничного и таможенного контроля. Все земли (за исключением бывшего аэродрома на Сухой речке) в федеральной собственности и являются резервными. Так что перспектив и резервов для дальнейшего развития Перевозной хватит на 100 лет...
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»