Это образ жизни
Создать “обобщенный” портрет типичного приморского дачника не так-то просто. Легче всего сказать, что в большинстве своем садоводы - пенсионеры.
Садоводы в городе киснут от скуки
Создать “обобщенный” портрет типичного приморского дачника не так-то просто. Легче всего сказать, что в большинстве своем садоводы - пенсионеры.
Это действительно так, и тем не менее на пригородных земельных участках трудится и отдыхает немало самого разного народу со своей, как теперь говорят, мотивацией подобного времяпрепровождения. Об этих личных мотивах занятия садоводством, а также
о его материальной или иной выгоде корреспондент “В” расспросил некоторых жителей краевого центра.
Виктор РОМАНЕНКО:
- Мне 44 года, по профессии я водитель. На том, чтобы мы обзавелись дачным участком, в свое время настояла жена. Было это 13 лет назад. У нас с Мариной дочь, сейчас она уже взрослая. А в детстве Наташа была слабенькой, “золотушной”. Жена загорелась идеей оздоравливать ее на даче: свежий воздух, свои огурчики, клубника… Может, все это и вправду подействовало, ведь выросла девица, что называется, кровь с молоком.
А я неожиданно для себя увлекся садоводством, в частности, прививками. Первые навыки получил у Григория Петровича, соседа по участку. Постепенно и сам стал кое-что соображать. Кстати, зачастую прибегаю к толковым советам “В”, вот недавно делал дома на черенках прививки, как газета подсказала, “язычок за язычок”.
Вы уже наверняка поняли, что у нас в семье разделение труда: Марина занимается огородом, я - садом, где растут пять яблонь, по четыре груши и сливы, имеются и облепиха, жимолость, малина, смородина, виноград. По вкусу, считаю, мои фрукты и ягоды намного лучше, чем, например, китайские. Да и непосредственно процесс выращивания мне интересен.
Лилия САЛМАНОВА:
- Я - бывшая учительница, но дача у меня появилась не в связи с уходом на пенсию, а гораздо раньше - в 1972 году. Кто помнит, в ту пору, во времена дефицита, чтобы купить “государственные” дешевые огурцы и помидоры, нужно было по нескольку часов стоять в очереди у магазина “Овощи-фрукты”. А приобретать овощи на базаре - слишком дорого. Поэтому, когда мне удалось вступить в садоводческое товарищество, радовались и мы с мужем, и дочь, и сын.
Ну а сейчас дача стала для меня неоценимым подспорьем в жизни. С апреля начинаю ездить на участок, а на лето совсем переселяюсь туда. За 30 с гаком лет я, естественно, научилась многому и на урожаи не жалуюсь. Как свежими овощами и ягодами, так и маринадами-вареньями практически обеспечиваю и себя, и семьи сына и дочери.
Замечу, что хотя меня и моих дачных соседей называют, наверное, по праву, опытными огородниками, но мы обожаем узнавать обо всяких новшествах и применять их у себя. Скажем, я, будучи в Хабаровске, услышала, что если помидорную рассаду подстричь и подержать в воде, растения будут особенно крепкими. С тех пор, когда рассада - я высеваю дома семена в три приема через каждые две недели, - достигнет 8-10 сантиметров, подстригаю ее. Убираю семядольные листочки, а сами растения штук по 10, обмотав пучочки бумажкой, на неделю ставлю в воду. Как отрастут корешки в полтора сантиметра - пикирую в стаканчики. Моя рассада чрезмерно не вытягивается, она коренастая, здоровая, и помидоры не подводят меня с урожаем, даже если погода бывает для них неблагоприятной.
А еще хочу сказать, что для меня и моих знакомых дача - это образ жизни, это общение и дружба. Мы делимся семенами и рассадой, ходим друг к другу в гости, вместе отмечаем дни рождения, вечерами собираемся на веранде у самовара, а поутру совершаем вылазки в лес за грибами. Не будь у нас дач, мы бы в городских квартирах летом попросту кисли от скуки.
Вадим АНУФРИЕВ:
- Мы с Надей, похоже, относимся к разряду молодых дачников, кому слегка за тридцать. Рядом на участках, как правило, - люди постарше. Для нас два года назад было главным то, что дача на краю садоводческого общества, на опушке леса, сыновьям здесь - раздолье. Поначалу мы и не планировали огородничать, думали только о том, чтобы устроить тут для мальчишек бассейн, газон и тому подобное. Однако мало-помалу дошло дело и до грядок, во многом благодаря упомянутым соседям, которые подвигли нас посеять то, другое, посадить третье…
И пусть мы нередко устаем - я работаю механиком, Надя врачом, - но когда после рабочей недели приезжаем на дачу, то трудимся в охотку. Очевидно, это эффект смены рода деятельности. Сыновья, к слову, с удовольствием помогают. А как они ликуют, вытянув из земли красивую редиску или сорвав громадную клубничину! В общем, минувшим летом, когда Андрею было восемь лет, а Мише три года, именно они обычно бывали инициаторами поездок, просились на дачу, поторапливали нас.
Ольга КОВАЛЬ:
- Моя пенсия на сегодняшний день составляет 2002 рубля. В прошлом году было еще меньше. И я не смогла бы прожить на это пособие, если бы не торговала всем, что растет у меня на даче. Везу на рынок листья ревеня, зеленый лук, редиску, укроп, жимолость, клубнику и так далее. Десятка к десятке - вот и прибавка в мой бюджет.
Я не стыжусь, что торгую. Только дачный участок позволил мне выжить после того, как 10 лет назад из стройуправления, где я работала мастером, меня проводили на заслуженный отдых. Вскоре выяснилось, что рост пенсии совсем не поспевает за тарифами и ценами на самое необходимое. И я начала торговать. Я не спекулирую, а продаю то, во что вложен мой труд, причем немалый.
Сначала, когда еще снег не сошел, накрываю грядки черной пленкой, чтобы побыстрее прогрелись. Потом под пленкой выращиваю зелень и редис. Дома у меня подоконники заставлены рассадой помидоров.
Или взять, к примеру, жимолость. Покупатели зачастую говорят, что за стакан ягод мы, продавцы, дорого просим. Но сколько труда требует жимолость, они подсчитывали? К этим несчастным кустам то тля цепляется, то сажистый грибок, то еще какая-нибудь бледная немочь. Только и знай - опрыскивай, поливай, удобряй. Впрочем, сетовать на жизнь не буду. На вырученные за мой товар деньги я могу себя и деревенским творожком побаловать, и свежей рыбкой.
Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»