Бойцы вспоминают…
«Они помогали фронту» - так в Седанкинском доме-интернате для ветеранов и инвалидов решили озаглавить стенд, который оформляют в преддверии 60-летия Победы. Представленные здесь фотографии и другие материалы расскажут о тружениках тыла - в этом доме-интернате немало тех, кто в лихолетье Великой Отечественной работал или на военных заводах, или на рыбном промысле, или в колхозах, но в любом случае себя не щадил: «Все - для фронта, все - для Победы!».
В Седанкинском доме-интернате готовятся к юбилею Победы
«Они помогали фронту» - так в Седанкинском доме-интернате для ветеранов и инвалидов решили озаглавить стенд, который оформляют в преддверии 60-летия Победы. Представленные здесь фотографии и другие материалы расскажут о тружениках тыла - в этом доме-интернате немало тех, кто в лихолетье Великой Отечественной работал или на военных заводах, или на рыбном промысле, или в колхозах, но в любом случае себя не щадил: «Все - для фронта, все - для Победы!».
Новый красиво оформленный стенд появится рядом с тем, что создан раньше и называется «Они сражались за Родину». Сейчас этот стенд тоже обновляется, пополняется. А еще больше об участниках Великой Отечественной войны можно узнать из здешней «Книги славы». Ее ведет культорганизатор дома-интерната Татьяна Кривуля. Татьяна Павловна записывает подробности биографий, воспоминания фронтовиков.
Этим немолодым людям, как говорится, есть что вспомнить, о чем сказать. Ведь пережитое в годы войны так и не отболело. Неудивительно, что нынче, когда уже совсем близко юбилей Победы, те, кто воевал за нее, все чаще собираются вместе. Их неспешные разговоры у самовара как будто переворачивают листки нетленного календаря роковых сороковых…
Когда началась война, 14-летний Борис Прокопович в украинском городе Николаеве учился в ремесленном училище при судоремонтном заводе. 22 июня фашистская авиация разбомбила поселок судоремонтников. Оставшихся в живых заводчан решено было эвакуировать в Херсон по реке Буг на баржах. Но из четырех барж, где на каждой теснились по 250 человек, до Херсона дошла лишь одна: три судна были потоплены немецкими бомбардировщиками.
- Уцелело тогда нас всего-то человек 50, - вздыхает Борис Дмитриевич. - Мне повезло. Потом я по Волге через Астрахань до Сталинграда добрался, ну а осенью 1943-го по комсомольскому призыву стал матросом Северного флота. На флотском флагмане «Архангельск» по боевому расписанию я был комендором на сдвоенной зенитной установке.
На груди Бориса Прокоповича - орден Отечественной войны второй степени, «За отвагу» и другие медали. А первую из них, «За боевые заслуги», он получил в 15 лет в Сталинграде, где подносил к зениткам снаряды. Был ранен, контужен…
Награды прикрепляет к пиджаку в праздничные дни и Вадим Машкович. Владивостокский мальчишка военного времени, он стал юнгой в Дальневосточном пароходстве и работал в машинном отделении парохода «Ингу» наравне со взрослыми моряками. Всякое случалось в тех рейсах, которые теперь верно называют огненными. Однажды, например, именно юнга Машкович, находясь на палубе, заметил подплывавшие к судну две морские мины и расстрелял их из пулемета.
После войны Вадим Матвеевич выучился в вечерней школе, освоил профессию шофера и больше 40 лет водил автомобили по приморским дорогам.
- А я окончил десятилетку как раз в июне 1941 года, - вспоминает Дмитрий Денисов, удостоенный ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны второй степени, медалей. – Уже в июле был в рядах Красной Армии, а зимой мне довелось защищать Москву. Воевал я и на Центральном, и на 1-м Белорусском, Украинском фронтах. Особенно запомнились тяжелые, кровопролитные бои за город Кишинев.
Ивану Водневу тоже довелось участвовать в сражении поистине историческом – Сталинградской битве. О том, что солдат 16-го пехотного полка Воднев считался умелым бойцом, свидетельствуют его орден Отечественной войны первой степени и другие награды. К слову, Иван Васильевич был среди тех, кто взял в плен фельдмаршала Паулюса.
Насколько бледно выглядел плененный фашистский фельдмаршал, любит послушать товарищ Ивана Васильевича Леонид Козий, на груди которого почетный трудовой знак “Отличник гидрометслужбы” соседствует с фронтовыми орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За взятие Кенигсберга”. Леонид Георгиевич, который после войны стал в Приморье одним из самых лучших гидрометеорологов, на фронте был в своем полку незаменимым человеком – отвечал за артиллерийское снабжение.
Немало могут рассказать о суровом военном времени и Мария Бусыгина, Николай Бычек, Степан Каплюк, Александр Ковалев, Александра Колина, Елизавета Ключерова, Мария Кучер, Григорий Литвиненко, Евгения Рогозина, Фекла Расторгуева, Зоя Соколова, Александра Цымбалюк – люди, заслужившие особое уважение окружающих.
- Фронтовые эпизоды, драгоценные крупицы прошлого мы обязаны сохранить, зафиксировать. Ведь это и есть народная память, - считает Василий Красько. В Седанкинском доме-интернате Василий Иванович – председатель совета ветеранов. Кадровый военный, полковник запаса, Василий Красько в годы Великой Отечественной был начальником аэрофоторазведывательной службы отдельного разведполка. Принимал участие Василий Иванович и в войне с милитаристской Японией. А в мирное время удостоенный орденов Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, многих медалей офицер Красько окончил Краснознаменную военно-воздушную академию и успешно служил в авиации Тихоокеанского флота.
Кстати, сейчас Василий Иванович вместе с товарищами по совету ветеранов составляет, вернее, уточняет план мероприятий в честь юбилея Победы и относится к этому делу так же серьезно, как в прежние годы – к своей воинской службе.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»