Свобода хороша контролем
10 марта правительство Российской Федерации рассмотрело и, как сообщается, в основном одобрило проект федерального закона «Об особых экономических зонах в России», подготовленный Минэкономразвития. После рекомендованных доработок (в частности, Минфину и Минэкономразвития было поручено при разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального бюджета на 2006 год предусмотреть финансирование расходов, связанных с созданием ОЭЗ) он будет внесен в парламент. Не исключено, что, может быть, уже в нынешнем году появится-таки долгожданный закон. По графику Минэкономразвития РФ это должно произойти не раньше лета.
Правительство готовит список особых экономических зон. Не забудут ли Находку?
10 марта правительство Российской Федерации рассмотрело и, как сообщается, в основном одобрило проект федерального закона «Об особых экономических зонах в России», подготовленный Минэкономразвития. После рекомендованных доработок (в частности, Минфину и Минэкономразвития было поручено при разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального бюджета на 2006 год предусмотреть финансирование расходов, связанных с созданием ОЭЗ) он будет внесен в парламент. Не исключено, что, может быть, уже в нынешнем году появится-таки долгожданный закон. По графику Минэкономразвития РФ это должно произойти не раньше лета.
Известно, что первой свободной экономической зоной в стране была «Находка». В этом году ей исполнится 15 лет. Точкой отсчета принято называть 23 ноября 1990 года. Именно тогда вышло постановление правительства, давшее юридический статус СЭЗ. В 1992 году появился административный комитет, призванный управлять развитием зоны.
Лирическое такое отступление
Именно в это время из бюджетной суммы в 20 миллиардов рублей, выданной «Находке» Минфином РФ на мероприятия по созданию инфраструктуры территории, развитию хозяйства, по назначению ушли лишь 6,5 млрд. Остальные деньги вносились на депозитные счета коммерческих банков или же использовались в виде кредитов. Большинство фирм, воспользовавшись законодательной «дырой», многомиллионные кредиты так и не вернули, заведенные уголовные дела также особого успеха не принесли…
В августе 2002 года во время общения с приморскими репортерами президент России Владимир Путин заметил, что применительно к Приморскому краю особые инвестиционные территории могут стать хорошим подспорьем. «Конечно, и Госдума, и правительство должны решить в ближайшее время судьбу свободной экономической зоны «Находка», но, единственное, этот институт ни в коем случае не должен превратиться в денежную дыру. Высокая криминализация административного аппарата и низкий уровень управленческих решений отпугивают Минфин от поддержки данной СЭЗ».
Корреспондент «В» тогда же внес ремарку в президентский ответ: те самые находкинские управленцы с «низким уровнем», через руки которых в начале 90-х годов перегонялись большие федеральные транши, сейчас занимают большие государственные должности в Москве (напомним, речь идет о 2002 годе. - Прим. ред.).
Человек № 1 искренне удивился: «А кто эти люди?».
Зал хором назвал имена…
В Находке не в курсе
Закон о СЭЗ разрабатывался Госдумой с 1995 года, но так и не был принят, что и стало, очевидно, главной причиной неудач всех российских зон свободного предпринимательства, включая «Находку».
Возродится ли с появлением долгожданного закона СЭЗ «Находка», и способны ли сейчас оставшиеся сторонники ее дальнейшего развития на мощное лобби в Москве?..
Этот вопрос мы хотели задать новому председателю административного комитета Игорю Борзенкову, который принял бразды правления буквально три недели назад. Глава АК в аудиенции нам отказал, сославшись на то, что еще не вошел в курс дела. Кстати сказать, Игорь Борзенков стал пятым по счету председателем АК за всю историю структуры. До него этот пост занимали Игорь Устинов, Сергей Дудник, Николай Федоров и Наталья Еленская. Последняя была назначена в декабре прошлого года, то есть руководила комитетом очень недолго.
Не удалось нам по уже указанной причине выяснить, чем занимается сегодня комитет. Остановивший нас на подступах к офису приветливый сотрудник на этот вопрос ответил бодро: «Да ничем!».
По слухам, комитет живет тем, что собирает и отдает долги. В свое время сыпавшиеся на зону шальные кредиты вкладывались не только в «мыльные пузыри». Какие-то предприятия продолжают работать. Тем не менее в 2003 году по результатам проверки финансовой деятельности АК СЭЗ за комитетом до сих пор числился 1 миллиард рублей долга.
Говорят также, что АК СЭЗ по-прежнему держит на заметке проект российско-корейского технопарка. Напомним, что межправительственное соглашение по индустриальному комплексу (РКИК) было подписано президентами двух стран еще 28 мая 1999 года. В середине декабря того же года оно было ратифицировано корейским парламентом. Российская сторона документ не утвердила, так как не увидела в предполагаемом совместном производстве выгоды для себя. Нынешней весной власти городов-побратимов Находки и Донгхе сделали новые шаги по реанимации идеи. Предполагается, что на площади в 20 га (в середине 90-х, к слову, озвучивалась цифра в 330 га!) в шести километрах от Восточного порта разместятся десятки производств, в том числе по глубокой переработке российского сырья. Что из этого получится, сказать трудно.
Скажем лишь, что корейская сторона проявляет в этом вопросе заслуживающую уважения настойчивость. А вот вспомнит ли кто сегодня о давно похороненной идее строительства под Находкой российско-американского технологического парка?
Затертое,но актуальное
Станет ли «Находка» зоной «в законе», вопрос не праздный. Всем ясно, что возрожденная СЭЗ (или современный синоним - ОЭЗ) может дать мощный импульс развитию портового города. Преимуществом Находки в конкурсе на участие в проекте по-прежнему остается такое затертое, но не утратившее своей актуальности понятие: уникальное географическое положение. Кстати сказать, сам по себе бренд (СЭЗ «Находка») не так уж сильно потускнел, если иметь в виду его «внешнее» пользование.
Проект ОЭЗ, рассмотренный 10 февраля на заседании правительства, прописывает, что уже в нынешнем году начнется отбор территорий для создания зон. ОЭЗ будут двух типов. Промышленно-производственные площадью 10 кв. км, в них допускаются инвестиции объемом не менее 10 млн. евро; технико-внедренческие зоны в пять раз меньше - площадью до 2 кв. км с минимальной стоимостью инвестпроекта в 1 млн. евро. Председатель правительства Михаил Фрадков выразил надежду, что особые экономические зоны станут «инкубатором новых технологий, идей, наукоемких производств, всего того, что повышает конкурентоспособность экономики». Михаил Фрадков также отметил, что «налоговые льготы необходимо совмещать с должным административным контролем».
Контроля над деятельностью АК СЭЗ «Находка» действительно, как выяснилось в свое время, не хватало. Известно, например, что в Китае свободными зонами управляет специальная канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Россия так далеко в сферу учета и контроля свободного предпринимательства зайти не успела.
Автор: Юрий БОДУХИН, Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»