Игорь Пушкарев: Главный ресурс - это люди!

Задача сенатора - привлекать деньги на территорию края Конференц-зал издательской компании «Владивосток-Новости» принимал многих известных в стране людей. Специально для встречи с журналистским коллективом «В» сюда приходили политики Григорий Явлинский и Сергей Кириенко, литераторы Евгений Евтушенко и Андрей Битов, другие именитые деятели политической и культурной авансцены. В этом ряду вполне уместно появление Игоря Пушкарева, бывшего вице-председателя краевого парламента, а ныне - представителя Законодательного собрания Приморья в Совете Федерации. Особенно очевидно сопоставление «крайнего» из наших гостей с Сергеем Кириенко, который в свое время был самым молодым премьер-министром в истории России. Он произвел тогда приятнейшее впечатление своей энергичностью, отсутствием склонности к «надуванию щек» и глубокой эрудицией. Все эти определения применимы и к Игорю Пушкареву, самому молодому сенатору в российской истории. Беседа началась с расспросов о московском житье-бытье нашего уникального земляка.

18 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1720 от 18 март 2005

Задача сенатора - привлекать деньги на территорию края Конференц-зал издательской компании «Владивосток-Новости» принимал многих известных в стране людей. Специально для встречи с журналистским коллективом «В» сюда приходили политики Григорий Явлинский и Сергей Кириенко, литераторы Евгений Евтушенко и Андрей Битов, другие именитые деятели политической и культурной авансцены. В этом ряду вполне уместно появление Игоря Пушкарева, бывшего вице-председателя краевого парламента, а ныне - представителя Законодательного собрания Приморья в Совете Федерации. Особенно очевидно сопоставление «крайнего» из наших гостей с Сергеем Кириенко, который в свое время был самым молодым премьер-министром в истории России. Он произвел тогда приятнейшее впечатление своей энергичностью, отсутствием склонности к «надуванию щек» и глубокой эрудицией. Все эти определения применимы и к Игорю Пушкареву, самому молодому сенатору в российской истории.  Беседа началась с расспросов о московском житье-бытье нашего уникального земляка.

- В Совет Федерации я был избран 24 ноября 2004 года, а в декабре, на втором для меня заседании СФ, вошел в состав сенатского комитета по бюджету. В феврале включился в работу комиссии СФ по делам молодежи и спорта. Я выбрал бюджетный комитет после консультаций с депутатами Законодательного собрания, со своими избирателями в Спасске-Дальнем и с губернатором. Больше всего пользы Приморью можно принести, работая над бюджетом в профильном комитете и в составе согласительных комиссий, определяющих конкретные суммы выделяемых регионам средств. Если упростить до трех слов главную задачу сенатора, как я ее вижу, то это привезти как можно больше денег на свою территорию. В любом виде, будь это дотации, целевые трансферты или участие края в федеральных программах. Как сказал почетный председатель СФ Егор Строев, «мы - палата представителей регионов и мы должны работать на регионы». А это значит, нужно обеспечить максимальный приток финансов в край и минимальный отток, чтобы территория могла экономически и социально ра
звиваться опережающими темпами. Что касается комиссии по делам молодежи и спорта, то ее мне рекомендовали, во-первых, из-за моего возраста, а во-вторых, в краевом Законодательном собрании я много занимался этой сферой, возглавлял комиссию по делам молодежи. Были достигнуты определенные успехи, в частности, создан Молодежный парламент. По регламенту СФ можно работать лишь в одном комитете, а количество комиссий не ограничивается, но мне не хотелось бы распыляться. Тем более что работать предстоит всего полтора года, до завершения срока полномочий действующего созыва краевого парламента.

- Как вы устроились в столице в бытовом смысле, какие условия работы и проживания?

- У меня есть кабинет в здании на Большой Дмитровке, он очень небольшой - квадратов пятнадцать. Там также располагаются мои помощники, то есть условия не слишком хорошие. Была возможность занять помещение просторнее, с приемной, но не на Дмитровке, где происходят все события, а подальше - на Новом Арбате. Поскольку я прибыл в Москву работать, а передвижения по ее центру затруднительны, то выбрал вариант «в тесноте, да не в обиде». Что касается жилья, то управление делами президента предоставляет служебные квартиры депутатам Госдумы и членам СФ в комплексе на улице Улофа Пальме, но я пока живу в гостинице.

- С кем из земляков вы встречаетесь в столице, с кем проводите досуг?

- Честно говоря, никакого досуга у меня еще не было. Я думал, что хотя бы в Москве появится время, чтобы больше читать, заняться самообразованием. Но пока что все происходит, как дома: свободного времени хватает только на сон. На заседаниях мы сидим рядом с представителем губернатора Приморья Игорем Владимировичем Ивановым, как и положено по регламенту СФ. Очень дружественная, приятная атмосфера в бюджетном комитете, где в основном и сосредоточено для меня общение. Там собрались очень большие специалисты по экономике - профессура, бывшие заместители министров, книги о бюджете пишут. Для меня это бесценный опыт и хорошая школа. Поддержку также оказывают сенаторы-дальневосточники, хабаровчанин Озеров, председатель комитета по обороне, человек с большим опытом и авторитетом в Совете Федерации. В принципе, можно говорить и о дальневосточном землячестве в СФ. К нам также тяготеют Читинская область и Бурятия, поэтому образовалось «восточное крыло» или даже неформальная коалиция.

В феврале я был избран заместителем межрегионального координационного совета фракции «Единой России» по Дальневосточному федеральному округу. Сейчас многие стараются не упоминать о своем членстве в «Единой России», очевидно, в связи с монетизацией льгот. Я возглавлял фракцию этой партии еще в Законодательном собрании Приморья и продолжаю считать, что стыдиться здесь нечего. Сейчас создается своеобразная «партийная вертикаль» наряду с вертикалью исполнительной власти. Это необходимо в связи с переходом на партийный принцип выборов в региональные законодательные органы, которые теперь наделяют губернаторскими полномочиями по представлению президента. Подобный процесс идет и в муниципальных органах, в том числе в Приморье. Например, в Спасске депутаты городской думы будут теперь избирать главу исполнительной власти, и это правильно: если выбор будет ошибочным, не нужно ждать четыре года, чтобы жители переизбрали некомпетентного или недобросовестного мэра. Поэтому от наличия партийного большинства зависеть будет
многое. Ведь главная задача любой партии - приход к власти, в том числе на муниципальном уровне…

- Раз уж вы заговорили о политических нововведениях, прокомментируйте возможный новый порядок назначения мэров региональных столиц, включая Владивосток.

- Считаю, что это правильно: исполнительную власть нужно назначать, а не избирать.

- Вплоть до муниципального уровня?

- Да, причем не только в существующих муниципалитетах, но и во вновь созданных муниципальных образованиях первого уровня. Как вы знаете, выборы в них назначены краевым Законодательным собранием на 29 мая. Но на недавней встрече полпреда президента в ДВФО Константина Пуликовского с руководителями районов и городов Приморья уже ставилась задача до конца года внести посредством референдумов изменения в Уставы муниципальных образований, обеспечивающие назначение глав администраций губернатором.

- А как же быть с Европейской хартией, которая подписана Россией и в которой муниципальная власть провозглашена отдельной от государственной власти?

- Пару лет назад мой коллега по Законодательному собранию ездил в Бельгию, на семинар, проводившийся администрацией президента РФ. Бельгия - это конституционная монархия, а мэров городов там избирают депутаты. Но если король не утверждает этот выбор, депутаты обязаны представить другую кандидатуру. И уверяю вас, что с хартией у них там все нормально… Важна не форма, а эффективность управления, в ее отсутствии все наши проблемы. Именно эффективного управления, когда при меньших затратах хороший менеджер получает наибольший результат, ждет от власти население. А если в нищем селе будут всенародно выбирать своего самостийного главу с отсутствием ответственности перед вышестоящим уровнем власти, то будет еще хуже. Подсчитано, что самостоятельные органы власти в 145 приморских муниципалитетах первого уровня потребуют дополнительно две с половиной тысячи чиновников, которым нужно платить немалые деньги. И это при том, что трудно порой найти грамотного секретаря для сельсовета. Когда Константин Пуликовский ориентиру
ет местную власть на то, что она будет назначаться губернатором, он представляет президентский курс. На общероссийском уровне мы уже пришли к такому порядку, теперь идет движение вглубь.

- Если учесть, что межбюджетные отношения не отрегулированы соответствующим образом, не получится ли с административной реформой такая же петрушка, как с монетизацией льгот?

- Здесь тоже наводится порядок: разные виды налогов закрепляются за разными уровнями власти, поэтому свои «кровные» бюджетные доходы получат и муниципалитеты обоих уровней, и субъекты федерации, и федеральный центр. Что касается монетизации льгот, то сама идея, безусловно, здравая: дать льготникам деньги, а они пусть сами решают, ездить им на троллейбусе или ходить пешком. Очень многие ветераны, заслужившие льготы, - ветераны, проливавшие кровь за Родину, или инвалиды никогда в жизни не пользовались тем же троллейбусом или телефоном. Получается, что их обделяли по сравнению с городскими льготниками. Нельзя всех сделать равно счастливыми, но нужно обеспечить всем равные возможности. На мой взгляд, пробуксовка реформ происходит из-за того, что начали реформировать сразу все и вся: административное устройство, судебную систему, социальное обеспечение - любую сферу государства, какую ни возьми, от правоохранительных органов до РАО «ЕЭС России». Как говорится, не дай вам Бог жить в эпоху перемен.

- А как бы вы определили приоритеты?

- Я считаю, что самое главное в государстве, самый важный ресурс - это люди. Первопричину всех бед - неразвитость рынка - объясняют малочисленностью населения, а сами делают все, чтобы население Дальнего Востока уезжало в другие регионы или страны. На западе России есть и свет, и газ, и дешевое продовольствие, поэтому с той же самой пенсией ветеран тратит в три раза меньше денег на поддержание жизненных условий, чем у нас. Почему Китай такой великий? Потому что там большое население. Главное - чтобы росло народонаселение, для этого нужно платить большие «детские» пособия, нужно сделать так, чтобы рожать детей было выгодно. Не надо реформировать систему здравоохранения и образования на непонятный манер и лад, нужно вернуть то, что у нас было, поскольку обе эти отрасли при всех своих недостатках были в СССР лучшими в мире. Вспомните, какие у нас были армия, космическая отрасль, здравоохранение и образование - это исключительно затратные отрасли, как и дотировавшееся сельское хозяйство. Все это финансировалось з
а счет «нефтедолларов», причем нефти Советский Союз экспортировал вдвое меньше, а цена на нее тогда была ниже в четыре раза. И денег хватало на все, хотя территория была в два раза больше, а расходы на армию выше раз в пятьдесят. Уверен, что, если бы сейчас продолжалась та допутинская система, которая обрушила устои великого государства, мы сейчас жили в какой-нибудь «суверенной» Дальневосточной республике, и очень возможно, что началась бы гражданская война. Наконец страна наша ступила, я считаю, на правильный путь. Второй важнейший ресурс - нефть и газ - начал возвращаться государству. Мы создаем стабилизационный фонд, пользуясь высокой конъюнктурой, возвращаем долги прежней российской власти Парижскому клубу и так далее. Но первым по важности ресурсом - народонаселением пока еще по-настоящему не занялись. Решим эту проблему - сможем решить и все остальные.

- Вы полагаете, что необходимо переориентировать бюджет в пользу демографической ситуации?

- А иначе ничего не будет! Грубо говоря, в Приморье будут приезжать откуда-нибудь из Подмосковья 100 тысяч человек работать вахтовым методом, чтобы ловить рыбу, валить лес и отправлять это сырье в Китай. А потом «мировое сообщество» скажет: у вас такая большая неосвоенная территория, давайте делиться. К сожалению, такой сценарий вполне возможен, поскольку в мире существуют силы, заинтересованные в подобном исходе. Если привлечение финансов в экономику Приморья я считаю своей тактической задачей, то ускоренное развитие экономики и социальной сферы ради сохранения Дальнего Востока для России - это сверхзадача.

С другой стороны, мне довелось побывать на заседаниях правительства, и я убедился, что у федерального центра присутствует понимание остроты ситуации и достаточно воли для изменения ситуации в стране к лучшему. Не люблю делать прогнозы, но все же полагаю, что уже через полгода мы увидим позитивные изменения.

Автор: Записал Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»