В лабиринте чужой души

Сколько бы ни рассказывалось о милиции, одна из сторон милицейской работы все-таки остается полузакрытой – работа штатных психологов с личным составом. Не то чтобы это тайна, просто многое в работе психологов в погонах не афишируется и не озвучивается даже для широкого круга работников милиции.

18 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1720 от 18 март 2005

Спасение от психогенных потерь

Невидимая борьба

Сколько бы ни рассказывалось о милиции, одна из сторон милицейской работы все-таки остается полузакрытой – работа штатных психологов с личным составом. Не то чтобы это тайна, просто многое в работе психологов в погонах не афишируется и не озвучивается даже для широкого круга работников милиции.

Свежий пример оперативной работы психолога зафиксирован буквально несколько месяцев назад. В одном из крупных подразделений краевого УВД штатный психолог выявил не очень хорошую тенденцию: руководство подразделения - начальник и несколько замов - вступило в тяжелый межличностный конфликт, хотя внешне это выглядело как чисто рабочая конфронтация: одни видели свою работу так, другие – по-другому. Каждая из сторон доказывала свою правоту, а поскольку все участники драмы носили очень немаленькие погоны, еще неизвестно, чем бы это закончилось. Как минимум нескольких человек пришлось бы перевести на другие должности. Однако здесь он сработал просто «на отлично». Каждого участника драмы психолог вызвал на беседу и очень подробно расспросил о сути конфликта. Никто не знает, какие именно и кому психолог выдал рекомендации, однако уже через несколько дней конфликт был исчерпан.

Служебный «душевед»

Вообще в системе МВД психологическая служба существует вот уже 12 лет. Именно в начале 1990-х в министерстве поняли, что одних медицинских эспертиз и обследований мало – в каждом более-менее крупном подразделении должен появиться свой специалист-«душевед», работающий с личным составом каждый день.

Сегодня в УВД Приморского края средняя нагрузка на каждого психолога составляет 400-450 человек. Конечно, это многовато. Ведь психологу не приходится сидеть без дела ни часу. За первичный отбор человека, который приходит служить в милицию, отвечает психолог. И, если ему что-то не понравилось в кандидате, дальше соискатель милицейской работы не беседует уже ни с кем – ему дают от ворот поворот. Все новые сотрудники, проходящие службу в милиции первый год, - тоже подопечные психолога. Он должен регулярно проводить с ними собеседования и тестирования на предмет выявления отклонений. Особый контингент, с которым психолог работает отдельно, помечен в служебных документах так: «группа повышенного психолого-педагогического внимания». В эту группу помимо тех, кто отправляется на Северный Кавказ или возвращается оттуда, попадают сотрудники с очевидными дисциплинарными и семейными проблемами, попавшиеся на работе с остаточными алкогольными явлениями и те, на кого поступает много жалоб от граждан. «Группа повышенного вн
имания» - это не «черная метка» или пятно в биографии. Это показатель того, что человек нуждается в помощи. И если совместными усилиями – психолога и самого сотрудника проблема устраняется, его из этой группы убирают. Сегодня в каждом районном управлении милиции Владивостока есть свой психолог.

Этюд в приятных тонах    

Как объяснил корреспонденту «В» главный инспектор-псхолог УВД Приморья Владимир Чамбайшин, сегодняшний милицейский психолог не должен быть навязчивым. Он должен быть профессионально вхож в душу человека. Именно поэтому ведомственные приказы разрешают психологам УВД (одним из немногих подразделений) не носить обязательную милицейскую форму. Регалии не должны мешать «душеведу» делать свою работу. Те, с кем он работает, не должны испытывать дискомфорт. У каждого психолога – свои методы работы, оправданные практикой, но что-то общее есть у всех. Это и «комнаты психологической разгрузки», и так называемые околопсихологические приемы: неяркий свет, релаксирующая музыка, фотообои или же особая цветовая гамма стен (обычно успокаивающих тонов), аквариумы. Одна из задач сегодняшних психологов – сформировать у сотрудников положительное восприятие посещений психологов. И успехи в этом направлении есть.

Дракон по имени «стресс»

Милиционер нынешнего века трудится и живет в условиях более стрессовых, чем его коллеги 20-30 лет назад. Новые экономические условия, новые виды преступлений, больший цинизм в совершении противоправных деяний и технологичность криминалитета, который использует все технические новинки последних лет, делают работу любого милиционера чрезвычайно стрессовой. Дракон по имени «стресс» просто убивает. Владимир Чамбайшин, например,  рассказывает о «психогенных потерях» - фактах гибели сотрудников, вызванных посттравматическими стрессовыми расстройствами. Ученые уже посчитали, что война во Вьетнаме унесла жизни 30 тысяч американских солдат, а по данным на 2003 год, психогенные потери от нее составили 100 тысяч человек. Поэтому-то пожар стресса надо тушить вовремя… Для современного милиционера многое из происходящего вокруг является стрессом. Обнажил огнестрельное оружие (даже не выстрелил!) – стресс, выстрелил – стресс, пострадал при исполнении – стресс, серьезно поссорился с начальством – стресс. И в каждом таком слу
чае психолог должен выполнить свою работу и помочь сотруднику. Естественно, стараются «душеведы» отследить и конфликты внутри коллектива, а два раза в год тестируют весь коллектив на предмет выявления его слаженности, спаянности, общности и конфликта интересов. Обо всех выявленных конфликтах докладывают руководству. Психолог дает свои рекомендации, как именно преодолеть конфликтную ситуацию. И у него нет права на ошибку – речь идет о людях.

Первопроходец Овчинникова 

Одним из первых психологов, появившихся на службе в приморской милиции, стала Надежда Овчинникова, которая работает в отдельном батальоне ДПС ГАИ УВД Владивостока с 1998 года. Одна из ее задач – работа с родственниками сотрудников, погибших при исполнении служебного долга. Работа не из самых легких. Для каждого нужно найти именно те слова и методы, которые помогут хоть как-то облегчить боль и уменьшить страдания.

Надежда Овчинникова:

- Когда я только пришла на эту должность, не было отдельного кабинета, и сидела я в кабинете отдела кадров. Сами сотрудники шли на контакт неохотно – просто не было выстроенности отношений, они не совсем понимали мое назначение. Но вот по прошествии нескольких лет прогресс налицо – есть свой кабинет психологической разгрузки, есть взаимное доверие и уважение. Многие сотрудники стали обращаться за помощью регулярно. Психологический дискомфорт может быть вызван и заболеванием, поэтому сначала я направляю человека к врачу. Но если человек здоров, значит, виной неблагоприятного состояния может быть стресс, над последствиями которого нужно работать! Чисто внешне человек может выглядеть вполне благополучно, а присмотришься и поговоришь – внутри него столько чувств и боли,  с которыми самому человеку трудно справиться, что понимаешь – всем людям нужно помогать.

Наша работа – это работа с чувствами, в ней могут быть использованы многие психотерапевтические техники, например, сеансы релаксации и гипнотерапии – это восстановительные мероприятия, которые позволяют снять нейро-мышечное напряжение. Работа на улучшение профессиональных качеств сотрудников, например, внимания. У работника ГАИ есть несколько задач, которые он должен выполнять в течение одного дня. И тут многое зависит от уровня внимания и умения переключаться с задачи на задачу. Уровень внимания сотрудника может быть средним, а вот с переключением внимания могут возникать заминки. Но этот недостаток психологом вполне успешно корректируется…

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»