За кулисами «Абзаца»
Я учусь читать «Садитесь. Да, вот так, ровненько. Локти удобно расположены? Или нет? Может быть, стул поднять?». Это не прием у врача. Это - «Абзац». Авторская программа газеты «Владивосток», съемки которой каждую неделю проходят на ПТР.
Ради 10 минут эфира надо как минимум час попотеть
Я учусь читать
«Садитесь. Да, вот так, ровненько. Локти удобно расположены? Или нет? Может быть, стул поднять?». Это не прием у врача. Это - «Абзац». Авторская программа газеты «Владивосток», съемки которой каждую неделю проходят на ПТР.
Первое, что запоминается, - темнота и оглушающая тишина в студии. А еще телевизор, в котором можно увидеть свое отзеркаленное изображение. Смотришь на себя и думаешь: «Неужели и вправду у меня так повело лицо, с утра же нормальный вроде был?». Плюс оператор с невозмутимым лицом. А еще телесуфлер, с которого надо умело прочитать заранее заготовленный и привезенный с собою текст. Второе, что запоминается, – мастерство режиссера Светланы Телелюевой, которой приходится выполнять большое количество адской работы, остающейся за кадром и невидимой зрителю. Это именно Светлана должна запустить для меня текст, заставить меня прочитать его не для камеры, а для проверки дикции, скорости и интонации, а затем управлять скоростью телесуфлера. Это не считая команд, которые Телелюева дает оператору, вслушиваясь в мою речь (запнусь – не запнусь). Запнулся – извини, начинает абзац заново. Поражаюсь ее терпению… Впрочем, ничего удивительного нет – режиссерский стаж ее работы на телевидении составляет 20 лет.
Ошибки нашей студии
Сейчас никто не скажет точной даты основания «Абзаца». В общей сложности программе пятый год, из них полтора – в новом формате: с десятиминутной продолжительностью и ведущим из числа корреспондентов «Владивостока». Известно, что автором «Абзаца» был Владимир Ощенко, в ту пору заместитель главного редактора «Владивостока», а ныне – замдиректора ПТР. В отличие от других программ, обозревавших прессу, эта оказалась самой живучей…
Светлана Телелюева, режиссер «Абзаца»:
- Самая распространенная ошибка, которую допускают газетчики в эфире, одна и та же. Вместо живого рассказа они избирают манеру чтения. Для работы на телевидении нужен определенный навык. Чтение – это умение, и читать надо правильно – расставлять акценты так, чтобы люди могли все задуманное автором услышать и понять!
Я сделал все те ошибки, о которых рассказала Светлана. Конечно же написал слишком длинные куски текста, неудобные для чтения на ТВ. На фрагменте «толстенные, зеленоватые на просвет стекла» запнулся раз пять: то не смог выделить интонационно, то оговорился, то вздохнул не вовремя… В момент записи одного из таких длинных текстовых кусков мой голос неожиданно дрогнул, и я взял неимоверно высокую ноту, прямо как кастрат Фаринелли. А значит, весь текстовой пласт пришлось записывать снова…
Впрочем, до этого я успел учудить еще. Приехал на запись с дискетой, на которой вместо целого текста сохранилась часть. Пришлось звонить в редакцию и просить переслать текст по электронной почте. ПТР потеряло на этом полчаса. И еще час ушло на обучение меня элементарным навыкам эфирного чтения.
Кстати, когда уезжал на съемки, сразу несколько человек сказали мне, что синий свитер – не лучшее одеяние для эфира. Мол, синий цвет студии сольется со свитером и останется только «говорящая голова» без тела. Самое обидное – о свитерке никто в телестудии не вспомнил. Да и вообще, получилось совсем не страшно. Спасибо Светлане…
Очередной выпуск «Абзаца» в пятницу в 21.25 на 6-м канале ПТР.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»