Котлету бы с гарантией...

Начался Великий пост. Самое время внимательно вникнуть в то, сколько опасностей подстерегает тех, кто не признает вегетарианство и смело ест мясо, колбасу, яйца, рыбу, пьет молоко.

16 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1718 от 16 март 2005

В Великий пост о мясе - с опаской

Начался Великий пост. Самое время внимательно вникнуть в то, сколько опасностей подстерегает тех, кто не признает вегетарианство и смело ест мясо, колбасу, яйца, рыбу, пьет молоко.

Выбор продуктов животного происхождения на прилавках магазинов и на рынках сейчас огромный - никакого сравнения со скудными временами социализма. При этом во сто крат увеличилась необходимость строго контролировать их безопасность.

Мы решили побывать «на месте» - там, где эта продукция подвергается исследованиям, – в Приморской межобластной ветеринарной лаборатории, расположенной в городе Уссурийске.

Сейчас немало испытательных лабораторий, работающих на коммерческой основе. Они аккредитуются и тоже могут обследовать пищевую продукцию. Лаборатория в Уссурийске отличается тем, что на нее, как на диагностическую службу ветеринарного надзора, возложена повышенная ответственность. Кроме того, это одно из самых оснащенных на сегодня подобных учреждений в регионе.

- Классические методы исследований не отменяются, однако сама жизнь заставляет нас переходить на инструментальную диагностику с помощью самых современных чувствительных приборов, - рассказывает директор лаборатории Валериан Дунаев. – Они позволяют в несколько раз сократить сроки проведения исследований и повысить их точность. Одно из последних наших приобретений – прибор «ПЦР - диагностика «в реальном времени». Помимо всего комплекса диагностики заболеваний животных и исследований на безопасность пищевых продуктов, он дает возможность начать работу по исследованию генетически модифицированных источников. Продукты с их присутствием широко распространены в мире, но никто пока не знает, как это отразится на генетике самого человека, его здоровье. Для нас эта работа новая, но уже через несколько месяцев мы будем иметь какие-то конкретные результаты.

Небезобидная козочка

В лаборатории – 14 отделов, каждый из которых ведет свое направление. Мы стали выпытывать у специалистов, что на сегодня их тревожит больше всего. Но потом поняли, что так ставить вопрос нельзя. Если, к примеру, бог миловал пока Приморье от птичьего гриппа, то нельзя гарантировать, что и дальше все будет спокойно. Опасную инфекцию могут занести перелетные  птицы или птицы, нелегально завезенные из Китая. Поэтому птичье поголовье населенных пунктов и птицефабрик проверяется на наличие антител ежеквартально. Такой же мониторинг проводится по всем опасным инфекциям, в том числе и по ящуру. Одну вспышку этой инфекции мы уже пережили, поэтому сейчас предпринимаются все меры, чтобы не допустить повторения ЧП. Неблагополучной остается ситуация по бешенству, в крае появились постоянные точки напряженности. Регистрировались случаи заболевания животных бруцеллезом. Людмила Снигирь - заведующая отделом, который занимается этой инфекцией, обеспокоена:

- Сейчас многие стали заводить коз, поскольку для них кормов нужно меньше, чем для коров, да и молоко целебное – это все знают. Но нужно знать и другое: можно заразиться бруцеллезом через козье молоко, а это смертельно опасно. Но не все хозяева отдают себе в этом отчет. С недавнего времени мы стали обслуживать не три, как раньше, а 10 районов края и увидели: поголовье коз здесь значится одно, а исследованных животных – другое число. Это значит, что существует опасность для возникновения инфекции.

Гормонам - дорогу?

Объект повышенного внимания для лаборатории - сырая мясная продукция. Недавно житель Владивостока в частном порядке привез четыре килограмма мяса с просьбой исследовать его по всем показателям. Такие исследования в лаборатории проводятся, но не бесплатно. Часто привозят свежину сельчане, когда, например, запах мяса вызывает подозрение, и особенно часто – для исследования на трихинеллез мяса свинины.

Связана работа лаборатории и с крупными партиями мяса, ввозимого в край по импорту. За последние три года и сальмонеллу «ловили», и кишечную палочку, и возбудителей патогенной микрофлоры (протей, стафилококк). Уже в этом году было два случая превышения предельно допустимых норм солей тяжелых металлов: один раз - свинца в печени, другой – кадмия в измельченном мясном корме для животных. 

Результаты исследований передаются в пограничный ветеринарный контроль. Именно там решается, будет ли разрешен ввоз партии мяса, либо ее придется «завернуть» обратно, либо - отправить на промышленную переработку.

- А если, допустим, в окорочках обнаруживается присутствие гормональных веществ – например, стимуляторов роста, то эту партию отправят назад? – поинтересовались мы у и. о. заведующей вирусологическим отделом Татьяны Челядиной.

- Нет, этого не произойдет. Честно говоря, у нас попросту пропало рвение заниматься гормонами, - признается Татьяна Петровна. – Мы их выделяем, бьем тревогу, и что? Да ничего! Пока нет оснований для того, чтобы запретить продажу такой продукции. Сейчас готовится новый закон о безопасности пищевых продуктов, и он, может быть, внесет ясность на этот счет. Сейчас мы проводим такие исследования только с целью мониторинга.    

Переборщили!

Однако нельзя все грехи валить на производителя. А потребитель разве ни в чем не виноват? Виноват! Хотя бы в том, что предпочитает колбаску поярче да порозовее. И тут производители идут на поводу покупательских запросов.

- Чем ярче и насыщеннее цвет колбасы, тем больше в ней нитрита натрия, его специально используют в производстве для придания продукции приятного вида, - разъяснила нам заведующая токсико-биохимическим отделом Юлия Галюк. –  О том, что превышен предельно допустимый уровень нитрита натрия, можно судить уже по ее внешнему виду. Исследования подтверждают, что это действительно так. На колбасном производстве зачастую знают, что переборщили, но идут на превышение умышленно: стараются «угодить» покупателю.

Уссурийская лаборатория исследует колбасную продукцию практически всех мясных комбинатов и цехов, расположенных по краю (такие исследования проводятся раз в квартал). Владивостокские же предприятия обращаются в основном в испытательные лаборатории краевого центра.

- Недавно привезли колбасу с одного из предприятий Владивостока –  превышение нитрита натрия в два раза! –  искренне возмущается Юлия Валерьевна. – Можно предполагать, что это не исключительный пример. А ведь повышенное содержание  нитритов в продуктах – явно не на пользу здоровью. Нередко фиксируем их превышение в колбасе, которую привозят из цехов, открытых на территории Китая (ввоз сырого мяса оттуда запрещен).

- Получается, своей безграмотностью мы сами способствуем тому, что получаем продукт не лучшего качества?

- Яркий цвет колбасы – цвет опасности. Ведь вареное мясо само по себе серое…

Обследование в лаборатории проходят яйца, мед, морепродукты. Рыба часто заражена гельминтами: из 691 пробы за прошлый год 180 дали положительный результат. А мед, был случай,  может быть даже искусственным.  Исследуются на безопасность корма: сено, силос, зерно, комбикорм, даже корм для мальков на рыборазводных заводах. Специальный отдел ведет радиологический мониторинг, ежеквартально отбирая пробы в целом ряде животноводческих хозяйств края.

Поинтересовались у сотрудников лаборатории, как они сами страхуются от покупки некачественных продуктов.

- Просим продавцов показать документы ветеринарно-санитарной экспертизы - другого способа просто нет. Это же советуем делать всем покупателям.

***

Справка "В"

Уссурийск-Никольская ветеринарная лаборатория была организована в 1926 году. В 1938-м она стала краевой. С 1 января 2003 года получила новый статус – Приморская межобластная ветеринарная лаборатория и теперь обслуживает не только наш край, но и Хабаровский, Амурскую область, Биробиджанскую автономную область, проводит в этой зоне мониторинг по особо опасным инфекциям. Главная цель мониторинга – предотвратить заболевания животных и птиц. 

Автор: Надежда БРАЖИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»