Литературная жвачка

Восьмая национальная книжная выставка-ярмарка «Книги России», завершившаяся вчера, в числе главных подлежащих обсуждению вопросов назвала «проблемы чтения». Показательно, что обсуждать эти проблемы писатели, издатели и функционеры собрались с учителями и школьными библиотекарями. Почему? Недавно были подведены итоги специальной международной программы по тестированию школьников на восприятие текста, в которой участвовало Министерство образования РФ. Она проводилась в 44 странах, и результаты для России ужасны, мы числимся на 33-м месте.

15 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1717 от 15 март 2005

Шолохов, школа и книга

Восьмая национальная книжная выставка-ярмарка «Книги России», завершившаяся вчера, в числе главных подлежащих обсуждению вопросов назвала «проблемы чтения». Показательно, что обсуждать эти проблемы писатели, издатели и функционеры собрались с учителями и школьными библиотекарями. Почему? Недавно были подведены итоги специальной международной программы по тестированию школьников на восприятие текста, в которой участвовало Министерство образования РФ. Она проводилась в 44 странах, и результаты для России ужасны, мы числимся на 33-м месте.

Интересно, что однозначно сказать: школьники не читают, нельзя. Читают! Вопрос только в том, что…

По просьбе автора юнкор Инга Солодовник задала своим соученикам два вопроса: что вы сейчас читаете и читаете ли книги, положенные по программе? Взгляните на ответы.

Кристина, ученица 7-го класса, читает о приключениях «Зачарованных». Книги из школьной программы читает, правда, не все -  времени совсем нет.

Девятиклассник Евгений всем книгам предпочитает  журнал «Автомобиль».  Что касаемо школьной программы: «Когда задают, тогда и читаю».

Анна, десятиклассница, увлекается в основном фантастикой: «Там всегда захватывающий сюжет». Книги, заданные по школьной программе, читает время от времени. Так как не очень интересно читать то, что тебе навязывают.

Анастасия, 11-й класс, любит «Гарри Поттера». В каждой книге, заданной по школьной программе,  читает несколько глав. На большее не хватает сил.

Ее подруга Елена сейчас читает «Тим Тайлер, или Проданный смех» Джеймса Крюсса. Школьную программу не читает вообще - нет времени, да и лень.

Вероника, 11-й класс, еще откровеннее: «Читаю в обязательных книгах только первую страницу, затем скачиваю из Интернета краткое изложение».

Вы уловили тенденцию?

Ничего плохого не могу сказать про «Гарри Поттера» или «Проданный смех», но разве это книга для 16 лет? Приключения Тима Тайлера были прочитаны вашим корреспондентом в пятом классе. Каждой книге – свое время. Или нынешние школьники настолько эмоционально, душевно не развиты? Впрочем, чему удивляться…

Литературная жвачка, сходная с той голливудской чушью, что сплошь присутствует на киноэкране, заполонила как книжный рынок, так и умы школьников. Конечно, после «Зачарованных» вряд ли мозги смогут воспринимать «Войну и мир». Уровень работы не тот, проворачиваться надо куда быстрее, задумываться надо, сопоставлять, рассуждать…

Сборники «500 золотых сочинений», карманные издания кратких изложений «Евгения Онегина», «Анны Карениной», даже «Каштанки» - все это звенья одной цепи. Зачем стараться, зачем думать? Кто-то уже подумал за вас, дорогие дети, и даже срубил, извините, бабки на вашем нежелании утруждать себя. Между прочим, подобными книжонками грешат и те издательства, что широко представляли другую продукцию. Эту, жвачную, они не афишируют. Конечно, стыдно…

Разумеется, не стоит предаваться ностальгии. Раньше – что 10, что 20 лет назад – программную литературу тоже читали школьники из-под палки и с трудом. Но каким-то невероятным образом учителя, библиотекари, издатели, родители находили способы привлечь детей к книге. Как и когда эти способы мы утеряли?

В этом году юбилей Михаила Шолохова. На ярмарке «Книги России» говорили о том, как следует его отметить. Остается только надеяться, что через 10 лет юбилей донского певца тоже смогут отметить. Если вспомнят, кто это…

Чтение – настоящее – это труд. Работа, которую нельзя переложить на другого. Если ты не выполнишь ее сам, много позже – пожалеешь. Потому что не научишься рассуждать, мыслить, и душа твоя будет пуста, как барабан, и слова находить будет все сложнее…

Объяснить это подросткам, вернуть им умение читать,  а не просто складывать буквы в слова – эта задача возлагается государством на плечи библиотекарей и учителей. Да, никто не спорит, их вклад в столь важное дело должен быть весомым. Но только ли их это дело? Привычка к чтению, к хорошему слогу прививается много раньше. В тот момент, когда малыш первый раз тянет руку к книге. И получает в ответ: «Не трогай! Порвешь!». Или – что тоже не редкость – ему просто не к чему потянуться, потому что книг дома вовсе нет. Нечитающим выросло не одно поколение. Третье подрастает…

Именно поэтому на акцию «Читают все!», в которой принимает участие и «В», возложены большие надежды. Если всем миром начать искать решение, возможно, его удастся найти.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»