Наш человек в американской школе
Судьба занесла меня в Оук Парк - небольшой, но довольно известный пригород Чикаго, в котором родился и провел свои школьные годы Эрнест Хэмингуэй. Я решил, что мне очень повезло, что я буду заканчивать ту же школу, что и он. Правда, сам Хэмингуэй не очень лестно отзывался об Оук Парке: «Это - город с широкими газонами и узкими умами». Пытаясь понять, что он имел в виду, я внимательно присматривался к американской системе образования, невольно сравнивая ее с русской.
Здесь все по-другому
Судьба занесла меня в Оук Парк - небольшой, но довольно известный пригород Чикаго, в котором родился и провел свои школьные годы Эрнест Хэмингуэй. Я решил, что мне очень повезло, что я буду заканчивать ту же школу, что и он. Правда, сам Хэмингуэй не очень лестно отзывался об Оук Парке: «Это - город с широкими газонами и узкими умами». Пытаясь понять, что он имел в виду, я внимательно присматривался к американской системе образования, невольно сравнивая ее с русской.
Первое, что бросается в глаза, - это свобода, с которой ученики одеваются. Каждый день кто-нибудь разгуливает по школе в пижамных штанах и домашних тапочках. Один школьник щеголял в обуви в виде розовых зайцев, никто из учителей и не подумал сделать ему замечание. У американской молодежи сейчас популярен неряшливый стиль: ободранные, мешковатые штаны спущены почти до колен, так, что видно нижнее белье, у многих парней нестриженые, нечесаные волосы. При этом они с удовольствием носят бусы, браслеты и прочие «фенечки». Девушки тоже одеваются как попало, будто нарочно хотят выглядеть непривлекательно.
Отсутствие внешней дисциплины переносится здесь и на еду: ученики постоянно что-то жуют или пьют кофе прямо на уроках. Некоторые учителя запрещают приносить еду или напитки в классы, но общего правила в школе нет. Поэтому я быстро перестал удивляться количеству не просто толстых, а жирных подростков. Большинство американцев на завтрак впопыхах едят хлопья с молоком, чего явно не хватает до обеда, поэтому они пытаются подавить голод шоколадками или конфетами. Обед же они предпочитают не самый полезный - картошка фри, пицца, чипсы.
Что касается поведения, то в школе царит строгий порядок. По всему зданию установлены камеры наблюдения и ходят
охранники. Драки и проказы немедленно пресекаются. Провинившихся на некоторое время исключают из школы. Это гораздо серьезнее, чем звучит, так как школа оповестит об этом все университеты, и впоследствии они могут не дать скидку на плату за обучение или вообще не взять хулигана. К тому же нарушителю придется сдавать тесты, которые он пропустил, до или после занятий.
Главное достоинство старших классов американской школы («хай скул») - это гибкость в выборе предметов и огромное
количество клубов по интересам. «Хай скул» - это гибрид школы, спортивного комплекса, техникума, музыкальной школы и многого другого. Можно получить начальное образование практически для любой профессии.
Так как в русских школах у учеников мало свободы в выборе того, что им предстоит изучать, то практически у всех есть
нелюбимые и даже ненавистные предметы. Русский школьник рано понимает, чем он точно не будет заниматься в будущем, и выбирает профессию «от противного». В Америке, наоборот, ученики пробуют все, что захотят, и пытаются найти то, что им нравится, чтобы развивать свой интерес в определенной области.
Математика – один из немногих обязательных предметов, входящих в стандарт образования. Все ученики должны пройти курсы по математике, истории, иностранному языку, науке и технике безопасности. Так как все предметы делятся на три уровня сложности: простой, трудный и университетский, то ученику совсем необязательно ломать голову над логарифмами и интегралами, можно выбрать классы попроще. Не нужно учить химию, биологию и физику сразу, можно выбрать что-то одно, а про остальное даже и не думать. Желающие пойти в медицину могут взять только анатомию, где помимо теоретического изучения строения тела они будут резать мертвых кошек и ездить на вскрытия в морг. Иногда ученикам разрешается помочь врачам, например, разрезать грудную клетку трупа.
Вспоминая покрытое гравием школьное футбольное поле во Владивостоке, я думал о том, какие необъятные перспективы для подростков открывает здесь школа, помимо образования предоставляя оборудование и тренеров практически для любого не зимнего вида спорта - от гимнастики до бейсбола. У школы в Оук Парке шесть (!) полей, теннисные корты, два бассейна, тренажерный зал, крытая площадка для бега, искусственная скала для альпинизма и несколько простых залов с баскетбольными кольцами. Для американского футбола предназначен специальный стадион с трибунами и искусственным покрытием.
Развивая спортивно-патриотический дух, каждая американская школа пропагандирует свои эмблему, цвета, гимн и название команды: тут есть «Пантеры», «Викинги», «Пираты» и т.д. На соревнования команды выходят с оркестром и группой поддержки, каждая игра превращается в большой праздник для родственников и друзей, болеющих на трибунах.
В школе множество клубов для творческого развития, ученики сами выпускают свою газету, ставят театральные
представления, играют в оркестрах, поют, танцуют. Можно научиться керамике, работе с деревом, графическому дизайну и т. д.
Учтены интересы всех групп населения. Для несовершеннолетних мам в школе есть детский сад, где за ребенком
присмотрят, пока мамы учатся. Для инвалидов и трудных подростков в школе ведут отдельные уроки. Есть лифт для тех, у кого проблемы с передвижением.
В Америке внимание к правам человека и всяких меньшинств иногда доходит до крайности. Несколько лет назад в школе был ученик, которому не нравился звук лопающихся воздушных шаров, причем настолько, что он пожаловался в школьную комиссию. С тех пор вход с воздушными шарами в школу строго запрещен. В каждой комнате висит обращение с просьбой не носить шары в школу.
Другая история случилась в прошлом году. Кто-то расклеил по стенам расистские листовки, был большой скандал, так как в школе учится большой процент черных. Дошло даже до того, что директор объявила по громкоговорителю о том, что это позор и какой плохой это поступок, и закончила свою речь такими словами: «Пожалуйста, давайте все будем уважать религию, расу и сексуальную ориентацию других». Я не мог поверить своим ушам! Сексуальную ориентацию? Это в школе-то!
Большим сюрпризом для меня оказалась ежегодная акция под названием «День молчания в поддержку геев и лесбиянок». Участвовали в ней далеко не все, но в школе в этот день было намного тише обычного. Самое интересное, что мой учитель литературы решил поддержать эту акцию. Нет, он не был геем, но он упорно отказывался говорить, просто раздал всему классу бумаги с заданием, вот и весь урок.
Может показаться, что в американских школах гораздо легче учиться, чем в русских. С одной стороны, это правда, так как никто тебя не будет заставлять, можешь даже домашнюю работу не делать. Никто не будет орать, оценки твои, кроме тебя, никому не покажут. Но, естественно, в университет ты потом не попадешь, а будешь в лучшем случае до конца дней своих работать в «Макдональдсе». Предполагается, что подростки это понимают и не нуждаются в том, чтобы кто-то вбивал в них знания железным кулаком.
Тем, кто хочет поступить в университет и получить скидки на обучение, приходится тяжело. Нужно не только иметь хорошие оценки и брать трудные классы, но и обязательно участвовать в каком-нибудь из школьных клубов или кружков и заниматься спортом.
Так какая все-таки система лучше? Думаю, что от природы ответственным и дисциплинированным ученикам больше
подойдет американская школа. Ну а если ваш ребенок – ленивый балбес, лучше пусть мучается в русской школе, где,
несмотря на его отчаянное сопротивление, из него сделают человека.
Автор: Сергей ЧЕРНЯКОВ, специально для «В» из Чикаго