Право на цвет
Название вроде бы нейтральное - «Только живопись». То есть подразумевается, что другая техника в экспозицию не допущена. Художники Вениамин Гончаренко, Илья Бутусов и Леонид Кильчанский (Благовещенск), которого владивостокские мастера любезно пригласили включиться в экспозицию, представили живописные работы.
Новая выставка открылась в галерее «Арка»
Название вроде бы нейтральное - «Только живопись». То есть подразумевается, что другая техника в экспозицию не допущена. Художники Вениамин Гончаренко, Илья Бутусов и Леонид Кильчанский (Благовещенск), которого владивостокские мастера любезно пригласили включиться в
экспозицию, представили живописные работы.
На самом деле задолго до открытия выставки, когда замысел еще только вынашивался, она уже имела рабочее
название «Учитель и ученик».
На самом деле так ли уж часто мы возвращаемся к урокам, полученным в студенчестве? Обращаемся к тому
багажу, который хранится в подсознании, хотим мы того или нет? Оказываемся преемниками чьей-то школы.
Выясняется, часто. Гораздо чаще, чем думаем сами…
Выставка – наглядное тому подтверждение. Вениамин Гончаренко и Илья Бутусов впервые предстают перед
зрителем вот так, вместе. Хотя коллективные выставки, в которых участвовали оба, уже были.
В той же «Арке» в феврале демонстрировалась кратковременная выставка – работы приморских художников,
представленные в Южной Корее осенью прошлого года на международной выставке территорий Тихоокеанского
бассейна.
И в той, и в этой экспозициях заметным оказалось одно и то же – некая дистанцированность от реализма, от
буквальной передачи внешнего сходства. Все те же портрет и пейзаж. Но другими средствами – теми, что дают
простор художнику в поисках цвета, фактуры мазка. Этот поиск, пожалуй, - самое ценное в творчестве.
Полувековой опыт Вениамина Гончаренко начался в то время, когда не быть реалистом попросту было
невозможно. Он учился в Одесском художественном училище, в 1959 году окончил Академию художеств им.
Репина, в 1962-м там же аспирантуру. Но с первых же шагов (начальный период характерен шахтерской темой,
портретами рабочих) особое внимание уделял пейзажу и натюрморту, как «тренингу» в живописном
цветоизвлечении.
«Десятки лет в качестве реалиста, - говорит Вениамин Гончаренко, - подвели меня к куда более интересному,
иному пониманию реализма. Я заработал на него право, я дорос до него, доразвился. Это
ассоциативно-экспрессивный реализм. Мне нравится теперь взять натурный мотив на пределе
цвето-пластического обобщения. Я останавливаюсь в тот момент, за которым может последовать разрушение
предмета, а значит, его познания зрителем…». Примечательно, что именно этот творческий поиск был по достоинству оценен почитателями. Одна из недавних выставок «Цветоизвлечение Вениамина Гончаренко,
живопись», организованная Санкт-Петербургским фондом культуры и издательством «Сад искусств», состоялась
в Санкт-Петербурге. Все работы предоставили коллекционеры Москвы и Санкт-Петербурга. Стоял жаркий август,
традиционно считающийся мертвым сезоном для культурных событий. Но к выставочному залу весь месяц
спешили люди…
…Прошло тридцать лет, за которые Вениамин Гончаренко успел побывать у истоков создания Дальневосточной
академии искусств (с самого начала был деканом живописного факультета, а с 1973 по 1993 г. – ректором
академии), выпустить своих учеников и нести по сей день нелегкое преподавательское бремя (преподает
живопись, рисунок, композицию).
Один из учеников – Бутусов оказался не просто выпускником, одним из многих, а последователем, интуитивно
выбравшим схожую творческую манеру. Кто знает, в каких диалогах или одиночных раздумьях кристаллизовалось
видение мира?
Мастерскую Гончаренко Илья окончил в 1992 году. Сегодня он вольный художник, для которого источник
предметности – не буквальные стол или дерево, а формальное цветовое пятно, фактура холста, те ассоциации,
которые возникают у зрителя.
Учитель и ученик живут во Владивостоке. Много работают. Участвуют в выставках...
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»