Прокуратура взялась за море

Все помнят, как в ноябре прошлого года затонули суда «Ароса» и «Вест». Уже 31 января 2005-го погиб «Кафор», терпела бедствие «Хелена-2»... Слишком часто стали идти ко дну суда у дальневосточных берегов и гибнуть наши моряки. На данный момент никто не ответил за жизни людей, большинство из которых - приморцы.

2 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1711 от 2 март 2005

Точнее, за контроль безопасности

Все помнят, как в ноябре прошлого года затонули суда «Ароса» и «Вест». Уже 31 января 2005-го погиб «Кафор», терпела бедствие «Хелена-2»... Слишком часто стали идти ко дну суда у дальневосточных берегов и гибнуть наши моряки. На данный момент никто не ответил за жизни людей, большинство из которых - приморцы.

Причал находкинской БАМР. Вместе с капитаном портнадзора федерального государственного учреждения «Государственная администрация находкинского рыбного порта» Владимиром Гладковым и помощником находкинского транспортного прокурора Алексеем Гречаниченко поднимаемся на борт транспортного судна «Надеждинский». Первое впечатление - самое благоприятное: все блестит, покрашено, внешне нет никаких изъянов. Присутствие работника прокуратуры неспроста. Последние несколько месяцев транспортная прокуратура постоянно проводит проверки на судах. В ходе одной из них на судне Арктического морского пароходства было обнаружено, что с членами экипажа не заключены трудовые контракты. Транспортный прокурор Находки Денис Бабиков направил представление в эту организацию с требованием устранить это нарушение, а трудовая инспекция возбудила дело об административном правонарушении.

Проверка на «Надеждинском» проходила в течение пяти часов. Инспектор тщательно проводил ревизию документов, свидетельствующих о прохождении тех или иных освидетельствований, например, регистровые документы судна, разрешительный билет капитана на право ведения промысла или транспортировки груза. Далее - осмотр судна, рабочих приборов, в том числе и двигателя силовой установки…

Меня конечно же привлекла спасательная шлюпка, забрался я в нее вместе с третьим помощником, осмотрел. И узнал то, что знают все опытные моряки: спустить ее на воду в условиях шторма практически невозможно. И поэтому вся надежда в случае кораблекрушения остается только на спасательные плоты, их здесь, к счастью, имеется в два раза больше, чем требуется по нормативным документам. Но несмотря на всю положительную динамику проверок, вопрос остается открытым: почему же все-таки тонут наши суда?

Петр Кушпетюк, капитан рыбного порта Находки:

- Многие компании уводят свой флот под «удобные» флаги, мотивируя это тем, что у «удобных» государств мягче система налогообложения. А на деле происходит следующее: например, такая страна «удобного» флага, как Монголия, должна осуществлять технический надзор, но фактически его просто нет. Как эта страна может осуществлять надзор за безопасностью мореплавания, если там даже моря нет!

Денис Бабиков, транспортный прокурор Находки:

- Многие судовладельцы производят дешевый и некачественный ремонт. С тем же «Кафором» есть подозрение на то, что ремонт обшивки судна сделали из стали, которая не соответствует предъявляемым нормам. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности работы всех портовых служб с сентября прошлого года. Качество этих проверок заметно улучшилось. Так, десяти судам не дали разрешение на выход в море. Все это грубые нарушения, и с ними судно не может выйти в море. По всем фактам руководителям фирм и капитанам судов было вынесено представление прокурора об исправлении имеющихся недостатков.

Автор: Андрей СУХАРЬКОВ (фото автора), специально для «В»