Оптимистический парадокс

- Я не могу читать. Уже не помню, когда последний раз брала в руки книгу. Для чтения ведь только вечера после работы остаются, а я на работе столько информации с экрана компьютера получаю, что меня вечером только на картинку в телевизоре хватает. Картинку еще могу видеть – читать, осмысливать нет.

1 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1710 от 1 март 2005

Представляем новую рубрику «В»

- Я не могу читать. Уже не помню, когда последний раз брала в руки книгу. Для чтения ведь только вечера после работы остаются, а я на работе столько информации с экрана компьютера получаю, что меня вечером только на картинку в телевизоре хватает. Картинку еще могу видеть – читать, осмысливать нет.

Совсем недавно, буквально на днях, эти слова сказала мне милая, воспитанная, умная девочка. Сказала на хорошем русском языке – возможно, не настолько хорошем, как у классиков русской литературы, но и не на том новоязе, которым пользуется весьма не малая часть современной России. Сказала с легким сожалением…

Парадокс не только России, но и цивилизованного мира в целом: книжные магазины ломятся, разбухают, вот-вот лопнут от обилия книг – и отнюдь не дешевой детективно-романтически-мистической жвачки, а настоящей, классической в том числе, литературы. Работают издательства, работают на полную мощность – значит выгодно? Учителя, педагоги, теоретики и методисты ломают копья, обсуждая новые программы изучения литературы в школе. Присуждаются литературные премии, откроешь книгу-лауреата: да, достойна, да, великолепна. Суета, биение жизни налицо. А спросишь случайного человека: что вы сейчас читаете? Ответит – ничего…

Читать – во всяком случае книги в их классическом понимании, на бумаге, мы стали намного меньше. И даже, возможно, не “мы”. Подростки. Старики. Деловые занятые люди. Уставшие женщины. Гламурненькие девушки в сапожках со стразами…

Нет, конечно, они что-то да читают. Вопрос в том, что. Качество читаемой литературы – вот второй парадокс. Качество и то воздействие, которое в принципе Книга (именно так, с большой буквы) должна производить на читателя. Описание похождений светских львиц или очередная “захватывающая интрига” детектива-однодневки – может ли в данном случае идти речь о воспитании чувств, об образовании, о катарсисе, простите за высокопарность?

И тем не менее книги-то издают и продают, в том числе классику. Спросите в большом книжном магазине у продавца: что быстрее разметают, куда обращают взоры? Ответ будет парадоксальным: люди ищут классику, иногда томик Пушкина купить сложно, нет его… Мало издают – да, конечно. Но ведь то малое, что издают, покупают! И это третий парадокс читающего мира. Чуть более оптимистический, чем первые два.

Предлагая вашему, читатель, вниманию рубрику “Читают все!”, которую “В” открывает совместно с еженедельником “Книжное обозрение”, мы хотим поговорить о проблемах книжной России, о книжных новинках, которые не всегда успевают попасть в рубрику “Книжный Лоцман”, о том, как нам – именно нам,  россиянам, - вернуть себе звание “самых читающих” и нужно ли это… Словом, раз в неделю под этой рубрикой вы будете находить статьи о книгах и около книг. Надеемся, что вы примете заинтересованное участие в обсуждении проблемы: наш форум на сайте vladnews.ru – к вашим услугам, наш почтовый адрес: 690600, Владивосток, Народный проспект, 13, “Читают все!”.

Возможно, вместе мы найдем разрешение и объяснение парадоксам чтения. Вот как нашла та самая милая девочка, со слов которой началась эта статья.

- Да, я не читаю. Но я нашла выход. Стала покупать аудиокниги. Знаешь, это замечательно. Включаю вечером – и слушаю. Чехова, Пушкина, вот недавно Гришковца. Да, я не соединяю буквы в слова. Но я читаю, разве нет?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»