Щедрый Мастер
В мае исполнилось бы 85 лет художнику Кириллу Шебеко. И юбилейные торжества обязательно будут, пусть и окрашенные грустью - до юбилея он не дожил чуть больше года… Уже отбираются работы для персональной выставки в Доме художника. Откроется она сразу после выставки, посвященной 60-летию Победы. Трудно представить более логичную связь - художник-фронтовик щедрыми красками писал жизнь, осознав ее хрупкость и конечность. Прошел войну… Пожалуй, она и дала ту закалку, которая осталась на всю жизнь и позволила сельскому мальчишке стать гражданином, чьи славные регалии едва ли умещаются на странице машинописного текста.
Из танка к мольберту
В мае исполнилось бы 85 лет художнику Кириллу Шебеко. И юбилейные торжества обязательно будут, пусть и окрашенные грустью - до юбилея он не дожил чуть больше года… Уже отбираются работы для персональной выставки в Доме художника. Откроется она сразу после выставки, посвященной 60-летию Победы. Трудно представить более логичную связь - художник-фронтовик щедрыми красками писал жизнь, осознав ее хрупкость и конечность. Прошел войну… Пожалуй, она и дала ту закалку, которая осталась на всю жизнь и позволила сельскому мальчишке стать гражданином, чьи славные регалии едва ли умещаются на странице машинописного текста.
О своем отце читателям «В» рассказывает старшая дочь Кирилла Шебеко Лилия Куракина.
…Когда в 1950 году молодой художник Кирилл Шебеко с женой и маленькой дочкой приехал во Владивосток, история приморской живописи только начиналась. В 1939 году было основано Приморское отделение Союза художников РСФСР, а осенью 1944 года открылось Владивостокское художественное училище.
Молодой живописец получил блестящее образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина - в академии, как почтительно, с любовью и гордостью говорят об этом учебном заведении художники. Однако еще предстояло найти свою живописную манеру, свой стиль, чтобы передать всю непохожесть природы и жизни людей на Дальнем Востоке - на малой родине… Именно здесь, в селе Циммермановка на Амуре, 20 мая 1920 года родился будущий замечательный художник.
...К искусству
…20-е годы прошлого века. Гражданская война, голод, разруха. А в глухом селе на берегу Амура в душе маленького Кирилла зреет любовь к живописи, которую он пронес через всю жизнь. И как же трудно было добиться осуществления мечты - учиться живописи. Ведь маленький Кирюша Шишкин рано стал сиротой.
Здесь нет ошибки: родной его отец, Шишкин, погиб на фронтах гражданской войны. А мать - совсем молодая женщина - умерла. Перед смертью она молилась за Кирюшу, потому что оставляла его на попечение второго мужа Ивана Сазоновича Шебеко, усыновившего мальчика. Молитва матери стала для Кирилла, с ранних лет лишенного материнской ласки, своеобразным оберегом на всю жизнь.
Отчим сыграл большую роль в судьбе приемного сына, распознав в нем будущего художника.
В 1936 году Иван Сазонович отправляет Кирилла, только что окончившего сельскую школу, в Благовещенское художественное училище. Под руководством замечательного педагога Петра Евстафьева, ученика самого Репина, Шебеко прочно усвоил основы русской реалистической живописи.
…1941-й. Кирилла призвали в армию. Когда началась война, он попросился на фронт. Рядовой Шебеко был зачислен в отдельный танковый батальон механиком-водителем. Он участвовал в боях под Смоленском и станцией Бологое, под г. Белым и на Калининском направлении, в боях под Москвой. За таран фашистского танка он был награжден орденом Славы III степени. В боях получил семь осколочных и пулевых ранений, горел в танке. Госпиталь… Длительное лечение в Иванове, потом в Самарканде. В 1943-м Кирилла Шебеко демобилизовали из армии, присвоив инвалидность. В Самарканде находился в эвакуации живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Сама судьба подарила Кириллу Шебеко встречу с искусством. Осенью 1943 года фронтовик становится студентом.
…Зимой следующего года академия эвакуируется в Загорск. Затем возвращается в родной Ленинград. Знаменитое здание на Университетской набережной пострадало от бомбежек, в аудиториях было холодно и сыро. Почти все студенты - фронтовики, привыкшие к трудностям. Перед началом занятий таскали дрова, топили печи и уж потом занимались. Спустя много лет Кирилл Иванович с присущим ему чувством юмора в кругу семьи будет рассказывать о своей учебе в академии. Еще гремели залпы войны, а студенты исхитрялись создать условия, пригодные для занятий. Голодали… Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Выпаривали масло, которым художники разбавляют краски. Вредные вещества улетучивались, а на том, что осталось… жарили картошку. Профессора негодовали... и прощали голодных студентов. А как ждали старую клячу Тату, на которой возили продукты в студенческую столовую! «Тата идет!» - этот возглас заставлял бросать кисти даже самых прилежных студентов. Было место и высоким чувствам: на свидания студенты-художники ходили в одних брюках, сшитых из сэкономленного холста, на котором пишут маслом картины.
Счастливое время! Здесь у молодого художника появилась семья, родилась старшая дочь. Жили трудно, как и многие в те послевоенные годы. Сначала ютились в общежитии, а затем удалось снять комнатку в коммунальной квартире на Старо-Невском проспекте, в доме № 182. Сюда же приехал Иван Сазонович нянчиться с маленькой Лиличкой. Его родной сын Григорий Шебеко погиб на фронте, и все свои отеческие чувства он направил на семью приемного сына.
Напряженная учеба, работа, бытовые хлопоты - часто в семье общались при помощи записок. В архиве художника нашлась такая запись на листке старого пожелтевшего ватмана: «Люда, денег достал 50 рублей. Отдай только 30, а 20 - нам. Я занимаюсь до 7 часов». И как бы в ответ: «Киря, Лиличку приняли (имеются в виду детские ясли), в пять часов поеду за ней».
Люда - это жена, друг, мать двоих детей художника. И, пожалуй, единственная любовь, которая помогла преодолеть большие трудности и препятствия. Они встретились в Благовещенске. Людочка Кильтер училась в педагогическом училище. Она родилась в сибирском селе Тарасеево. Во время репрессий большая семья Кильтер жестоко пострадала. Отец Василий Петрович Кильтер происходил из семьи сосланных в Сибирь прибалтийских немцев. Большой труженик, он, как и многие в то время, был раскулачен и объявлен врагом народа. В 1938-м его расстреляли, но об этом семья узнала позже…
В свободное время Кирилл бежал в общежитие, тихонько стучал в дверь и застенчиво спрашивал: «Люду можно?». Он не боялся запятнать себя дружбой с дочерью врага народа. Даже война не разлучила их. На всю жизнь Людмила Шебеко сохранила фотографию - Кирилл в танкистском шлеме, юный, мечтательный. И надпись: «На память Людочке». В 1945-м году они вступили в брак.
Профессор живописи
Возможно, благодаря этой любви и состоялся живописец Кирилл Шебеко, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, профессор кафедры живописи и рисунка Дальневосточной академии искусств. Эти почетные звания и грамоты министерств культуры СССР и РСФСР, Союза художников СССР и РСФСР, публикации о его творчестве в центральной и краевой печати - результат многолетних поисков, труда, разочарований и открытий. Сейчас кажется удивительным: пейзажист, маринист, «певец» дальневосточной природы Кирилл Шебеко на 3-м курсе академии художеств переходит в мастерскую батальной живописи профессора Р. Р. Френца. Но не могло быть иначе. Этот выбор был подсказан воспоминаниями о войне. Дипломная работа молодого выпускника Шебеко называлась «Капитуляция Германии». Сохранилась фотография этой картины: изображающая фашистов, сдающих на фоне рейхстага свои знамена и оружие, она поражает своей значительностью, достоверностью и отточенностью деталей. Не верится, что ее писал вчерашний студент…
Учеба позади. В 1950 году выпускник живописного факультета получает диплом художника. Владивосток привлек его «неподнятой художественной целиной», как будет говорить впоследствии художник. Он навсегда полюбил этот город за его романтику морских далей и восхитительные солнечные закаты, за сказочную природу пригорода и загадочные туманы, а главное, за его молодость. Было принято решение: семья едет во Владивосток.
…До конца своей жизни Шебеко работал в двух направлениях: творчество и преподавание. В художественном училище он работал до 1962 года - до тех пор, пока во Владивостоке не был открыт Дальневосточный институт искусств, первый вуз в стране, который давал образование по трем специальностям - музыка, театр, живопись.
В 1984 году Кирилл Иванович становится профессором рисунка и живописи, возглавляет кафедру. В 1995-м ему присваивается почетное звание члена-корреспондента Российской академии художеств. Той, в которой он когда-то учился.
…С 1951 года Шебеко - член Союза художников России. Он был одним из первых, кто начал освоение северной темы, ведь Дальний Восток - это огромная земля - от Приморья до Ледовитого океана. Художник понимал, что нужно найти нечто главное в облике этой земли. Поискам этого «главного» он отдал более 50 лет. Поездки по дальневосточным уголкам, встречи с рыбаками, моряками, китобоями… Эскизы, наброски, этюды. Их осталось огромное количество в архиве художника. Они немые свидетели его творческих раздумий и переживаний. Постепенно выработался свой стиль, свой изобразительный язык, в котором сочетаются возможности света и ритм. Цветовые решения полотен подсказывает натура, но цветность достигается особой техникой мазка, фирменной техникой Шебеко. Это делает живопись Кирилла Шебеко необыкновенно щедрой, узнаваемой. И любимой. Картины мастера хранятся сегодня в Государственной Третьяковской галерее, в собраниях дирекции выставок художественного фонда России, Министерства культуры РФ, во многих музеях России и зарубежья.
…3 марта прошлого года художника не стало. Он ушел, но оставил бесчисленное множество полотен, которые ждут систематизации и изучения. Он ушел, но остались ученики и последователи. Остались семья, жена, дочери, внуки, правнуки. Трехлетний правнук Артемка - лучший рисовальщик в своей младшей детсадовской группе. Может быть… Но не будем загадывать, покажет время…
Автор: Лилия Куракина, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»