Спасать можно еще больше
11 февраля в цивилизованных странах отмечали День больного. Можно, конечно, позубоскалить – мол, чего только не выдумают. А можно задуматься – если в мире День такой отмечают, значит, он нужен?
Детская онкогематология ждет спонсоров
11 февраля в цивилизованных странах отмечали День больного. Можно, конечно, позубоскалить – мол, чего только не выдумают. А можно задуматься – если в мире День такой отмечают, значит, он нужен?
Больничные будни
В вестибюле легкая суета. Молоденькая мамочка прижимает к себе кроху: «Где таких красивеньких находят? Кто таких замечательных дарит?». Бабушка перебивает: «Постарайся в пятницу пораньше прийти, мне нужно справку получить для льготного проезда». Рядом другая бабушка принесла гостинцы внуку, а вот и папа в спортивном костюме пробежал – он здесь с дочкой лежит. Обычные больничные будни? Да, если закрыть глаза на лысые детские головки, если не замечать мучнистый цвет маленьких личиков и «особенные» глаза все понимающих взрослых. Это Детский краевой онкогематологический центр.
Любой человек, попавший сюда случайно, молит в душе: только бы такое с моим ребенком не случилось, только бы не узнать этого кошмара! В газетах, по телевидению мы порой видим маленьких человечков с закрытыми марлевыми масками личиками, слышим печальные рассказы родителей. У кого-то в этот момент щемит сердце настолько, что возникает желание помочь, порадовать детей. Но в будничной суете благой порыв быстро забывается. Здоровые идут своим путем, больные продолжают мучительную борьбу с недугом. Ребятишкам очень тяжело потому, что не придумано еще легких методов лечения, взрослым – потому, что невыносимо больно смотреть на страдание своего ребенка и к тому же думать о финансовых проблемах, которых в этих ситуациях особенно много. Но все здесь живут надеждой, ведь с коварной болезнью человечество научилось бороться. «Сегодня в Приморье благодаря территориальным программам, ФОМСу и, конечно, нашим специалистам 65 процентов пролечившихся детей живут, учатся, работают, создают семьи, - рассказывает Людмила Минкина, руководитель ДКОГЦ. – Мы можем оказывать помощь в полном объеме при всех онкологических заболеваниях, у нас работают врачи первой и высшей категории, кандидаты медицинских наук. Мы умеем лечить! Главное – вовремя к нам обратиться. Ну и естественно, при регулярной гуманитарной помощи, при хорошо развитой благотворительности успехи были бы еще лучше, ведь у нас много бедных людей».
Деньги, деньги…
Лечение в этом стационаре очень дорогое. Безусловно, по программе «Онкология», принятой администрацией края, сюда поступает достаточное количество цитостатиков, что дает возможность медикам обеспечить химиотерапевтическое лечение в полном объеме. Врачи благодарны всем, от кого зависело принятие данной программы, хотя по большому счету о какой благодарности может идти речь? Обязанность эта официальных структур. Но не стоит забывать, что «химия» - лечение токсическое, его должны дополнять так называемые сопроводительные процедуры. Это значит, что ребенку необходимо «прокапать» литры специальных растворов. Конечно, можно сказать, что флакон глюкозы – это мелочь, подумаешь, 40 рублей. Только дети наши стали крупными, расчет же необходимых препаратов ведется по площади тела, иному 16-летнему на сутки нужно 4,5 литра раствора, бутылочек с глюкозой - не меньше 12 штук. А в отделении не один, не два – десятки таких больных. Бывают проблемы с расходными материалами – катетерами, 50-граммовыми шприцами… Антибиотиками центр обеспечен лишь на 80 процентов. Всё недостающее родители покупают молча, где-то находят деньги, чаще всего залезают в долги, под честное слово достают. Уже потом, после выписки, начинают искать спонсоров для оплаты счетов. Как пояснила Людмила Михайловна, «блок терапии в течение 80 дней стоит 130-150 тысяч рублей, родителям приходится брать на себя до 20 тысяч. Деньги большие, особенно для жителей умирающих деревень».
Беспокоит врачей и родителей нынешняя монетизация. Недавно мамочки подсчитывали: чтобы вдвоем с ребенком, к примеру, из Лучегорска приехать, а потом домой вернуться, нужно больше полутора тысяч. Приезжать же в стационар необходимо каждые две недели. Лечение может длиться и шесть месяцев, и 18 (!). Первые плоды перевода льгот в живые деньги уже пожинают: девочку из Дальнегорска мама не привезла, не на что. Медики пытаются сейчас решить эту проблему – они вложили в ребенка все свои знания, умения, душу, они могут его вылечить, но денег на дорогу у них тоже нет. «Все, что мы делаем, это во имя жизни наших детей, - говорит Людмила Михайловна. – Так хочется, чтобы потенциальные спонсоры, благотворители это поняли».
От чистого сердца
В каждой палате и в холле центра стоят маленькие телевизоры, которые хоть чуть-чуть скрадывают нелегкие будни живущих здесь. Именно – живущих. Потому что больница становится для них домом на долгие месяцы. Телевизоры подарил мужчина, который ни в какую не захотел назвать свое имя. Мало того, потом еще мастеров прислал – они подключили и настроили аппаратуру тоже инкогнито. Если бы кто-то холодильники да электроплиты подарил, вот радости было бы! Дело в том, что здесь не только можно, но порой и нужно готовить для детишек индивидуально. Бытовая же техника имеет свойство стареть и достаточно быстро выходить из строя при активной ее эксплуатации разными хозяевами.
Кормят в центре детишек, как и в любой больнице, на 28 рублей в день. Думается, всем понятно, на что хватает этих денег. Поэтому очень благодарны медики сотрудникам «Владхлеба», которые регулярно привозят деткам булочки. Их аромат пробуждает аппетит даже у тех, кто отказывается от еды под действием «химии». Раньше кое-кто из коммерсантов фрукты привозил, но, как говорят врачи, «видно, для предпринимателей настали трудные времена, давно уже таких подарков не было». Как и молочных продуктов, которыми обеспечивал в свое время молококомбинат. Тогда молоко и кисломолочные продукты были на столах три раза в неделю. У этих детей нет строгой диеты, им можно даже конфеты и прочие сладости есть. Только у родителей на такие «излишества» денег практически не остается. «Видели бы вы, как сияли глазки наших малышей, когда они новогодние подарки получали», - говорит Людмила Минкина. Маленькие радости, но такие необходимые! Кстати, до сих пор сохранились у центра прекрасные отношения с учеными ТИНРО – они передают деткам морскую капусту и специальные вытяжки из трепангов, очень нужные при такой болезни. Пусть это отделение в благотворительности и не купается, но та помощь, которая поступает, дает основание руководителю центра утверждать, что «происходит все-таки формирование гражданского общества, люди понимают чужую боль».
Здесь умеют дружить
Родители в центре проходят одинаковый путь – страха и надежды, сложного лечения и тяжелого добывания денег. В результате рождается некое внутреннее содружество. Пройдя все испытания, эти люди и потом не расстаются – продолжают дружить, встречаться, помогать друг другу. У них нередко рвутся прежние связи, ведь болезнь ребенка выбивает из привычного ритма жизни на многие месяцы, но возникают новые, и порой более прочные отношения. Вот и в тот день, когда я была в больнице, абсолютно все взрослые дружно занимались генеральной уборкой. Никто не сказал, что это не его дело. Здесь нужна идеальная чистота, а санитарок из 18 положенных по штату всего три. Не идут люди на малооплачиваемую работу. Студенты-медики тоже не жаждут проверить себя на милосердие за такие деньги. Трудно здесь…
Довелось мне однажды услышать, что благотворительную помощь необходимо оказывать прежде всего здоровым детям. И им, конечно, тоже, но онкология давно уже не фатальный диагноз, эти ребятишки после лечения ничем не отличаются от здоровых. Им помочь нужно в жизнь вернуться! И сколько уже таких вернувшихся на счету центра, врачи считают себя даже бабушками-дедушками детишек, родившихся у их бывших подопечных. Не приговор этот диагноз. Как пример – недавняя телевизионная передача, участие в которой принимали известная писательница Дарья Донцова, сама побывавшая в «шкуре» онкобольного, и Ирина Хакамада, прошедшая нелегкий путь со своей дочерью.
В ДКОГЦ излечивают сейчас 65 процентов больных. Это средний показатель, который может стать больше, если к спасению детишек активно подключатся коллективные спонсоры и индивидуальные благотворители. Здесь абсолютно все пойдет на благо – деньги, бытовая техника, расходные медицинские материалы, яблоки, йогурты, даже коробка конфет. Это наши дети! Они уже по-взрослому понимают, как это здорово – жить. А взрослые – наши друзья, коллеги, соседи. Они вместе с врачами бьются за жизнь самых дорогих, самых любимых человечков. Протянутую руку помощи они никогда не забудут и детей своих научат помнить добро. А те, когда вырастут, помогут другим малышам. Жизнь непредсказуема – среди больных могут оказаться близкие любого из нас.
Автор: Галина КУШНАРЕВА (фото автора), «Владивосток»