Молитва на дежурстве

Нынче уже не редкость, более того – в порядке вещей, когда православные священники посещают корабли Тихоокеанского флота, сухопутные войсковые части, по просьбе командования проводят традиционные требы в торжественные или памятные дни. А вот видеть в таких обстоятельствах корреспонденту “В” мусульманского или, скажем, иудейского священнослужителя пока не доводилось. Не приглашают?

25 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1709 от 25 февр. 2005

Аллах поймет...

Нынче уже не редкость, более того – в порядке вещей, когда православные священники посещают корабли Тихоокеанского флота, сухопутные войсковые части, по просьбе командования проводят традиционные требы в торжественные или памятные дни. А вот видеть в таких обстоятельствах корреспонденту “В” мусульманского или, скажем, иудейского священнослужителя пока не доводилось. Не приглашают?

- Можно и так сказать, - улыбнулся в ответ на этот вопрос владивостокский имам Абдулла (в миру – Дамир Ишмухамедов). – Хотя если бы меня позвали, допустим, в армейскую часть либо на корабль, где в экипаже есть мусульмане, я бы, конечно, охотно откликнулся на такое приглашение. Ведь вполне возможно, что этим людям необходимо духовное напутствие или, например, разъяснение, как соблюдать религиозные правила, находясь на службе.

- А, на самом деле, возможно ли следовать “на действительной” всем догмам ислама?

- Вряд ли, - вздыхает имам, - тем не менее сей грех, как говорится, не смертельный. На эту тему можно порассуждать. К примеру, среди наших основных заповедей есть такая: каждый мусульманин должен хотя бы один раз за свою жизнь совершить хадж – паломничество в Мекку. Кстати, в этом году мне посчастливилось стать участником хаджа. Но все мы хорошо понимаем, что далеко не каждый по своим материальным и прочим возможностям способен побывать в Мекке. Это, разумеется, известно и Аллаху, и он милостив к тем, кто не смог стать паломником.

Точно так же обстоит дело с обрядами. Скажите, реально ли рядовому-срочнику молиться, то есть совершать намаз положенное количество раз, находясь на полигоне, на учениях? Да пусть даже в расположении войсковой части, но при этом стоя на посту? Ясно, что намаз придется отложить. Аллах это поймет. Он услышит, если правоверный помолится потом. Главное – чтобы слова, обращенные к богу, были искренними, шли от сердца.

Нечто подобное сказал корреспонденту “В” и приморский раввин Менахем Раскин, которому, впрочем, за полтора года своей работы в нашем крае не довелось общаться с иудеями, проходящими срочную службу.

- Это в Израиле, где я рос и учился, и призывники советуются с ребе, и командование армейских подразделений сотрудничает с раввинатом, - вспоминает Менахем Раскин. – Здесь все иначе. О чем говорить, если во Владивостоке 80 с лишним лет и синагоги-то не было! Она откроется на улице Прапорщика Комарова после ремонта здания только в текущем году. Вот там верующие евреи будут молиться, соблюдая все каноны. Многие ли сейчас знают, например, о том, что поутру время облачения в талит и возложения тфиллин начинается с момента, когда можно увидеть различие между белой и голубой нитками?

Приморский раввин поясняет, что в идеале каждый иудей, в том числе и военнослужащий, должен стараться совершать молитву в определенные часы. Их установили праотцы евреев: Авраам – для утренней молитвы, Ицхак – для послеполуденной, Яаков – для вечерней. Раввин уточняет, что дневную молитву “Минха” читают через полчаса после полудня, а вечернюю “Маарив” желательно закончить до наступления полночи. Ну а субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. В тот самый миг все выполняющие эту заповедь принимают на себя законы Субботы.

В казарме или в кубрике это выглядело бы, пожалуй, необычно. Добавим, что и праздничная, “отгульная” для иудеев суббота в российских вооруженных силах – не повод для освобождения от боевого дежурства. Но Всевышний, как утверждает Менахем Раскин, не разгневается на тех, кто несет службу. Простит.

Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»