Борис ПЕРМИНОВ: Мы начинаем рывок в будущее…

В феврале прошлого года в Приморье при поддержке губернатора Сергея Дарькина в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 годы и стратегией экономического развития России было создано некоммерческое партнерство «Финансово-промышленный консорциум «Дальсудпромшельф». Многие экономические аналитики в России оценили эту организацию как весьма перспективную форму совместной работы власти и бизнеса для защиты интересов региона в реализации крупных инвестиционных проектов.

22 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1708 от 22 февр. 2005

Для финансово-промышленного консорциума «Дальсудпромшельф» февральский юбилей стал новым стартом

В феврале прошлого года в Приморье при поддержке губернатора Сергея Дарькина в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 годы и стратегией экономического развития России было создано некоммерческое партнерство «Финансово-промышленный консорциум «Дальсудпромшельф». Многие экономические аналитики в России оценили эту организацию как весьма перспективную форму совместной работы власти и бизнеса для защиты интересов региона в реализации крупных инвестиционных проектов.

Как заявил губернатор Сергей Дарькин: «Консорциум в промышленной политике Приморья выполняет роль локомотива».

Сегодня в гостях у «В» советник губернатора Приморского края по промышленности и председатель совета директоров консорциума Борис Николаевич ПЕРМИНОВ.

* * *

Справка «В»

Борис Перминов - академик РАТ, доктор технических наук, профессор. В 1973 году получил высшее образование по специальности «инженер-механик по эксплуатации судовых силовых установок». В управлении «Востокрыбхолодфлот» прошел трудовой путь от рядового механика до главного механика. Имеет государственные награды. Руководил судоремонтными предприятиями в Приморском крае. Работал за рубежом по судостроению и нефтегазовым проектам, в том числе около шести лет в США и Мексике. Женат, двое детей, старший сын окончил ДВВИМУ, аспирантуру, младший сын работает и завершает образование в американском университете, после окончания которого собирается работать в совместных международных проектах в России. В ноябре 2003 года Борис Перминов был приглашен на работу в администрацию Приморского края на должность советника губернатора по стратегическим направлениям развития промышленности, где и работает по настоящее время. По предложению Сергея Дарькина был избран председателем совета директоров финансово-промышленного консорциума «Дальсудпромшельф».

* * *

- Согласитесь, редко так бывает, чтобы советник губернатора возглавил крупнейший в крае финансово-промышленный консорциум, а ученый – разработчик стратегической концепции получил возможность воплощать ее в жизнь.

- Все началось с разработки концепции, лежащей в сфере моих научных и профессиональных интересов. Инициативная группа, в которую вошли Анатолий Соболенко, Владимир Третьяков и Виктория Абрамова, под моим руководством занялась анализом практического вопроса: почему Приморский край, имея такую мощную судоремонтную и судостроительную базу, потерял или не смог получить в конце 90-х годов ряд крупнейших промышленных заказов по нефтегазовым проектам Сахалина. Выявился целый комплекс причин, но главной можно назвать именно разобщенность промышленных предприятий, каждое из которых пыталось отстаивать свои интересы в одиночку, но их усилий, как технических, так и финансовых, было явно недостаточно для того, чтобы серьезно конкурировать на рынке крупных производственных заказов. Стало понятно, что реформироваться и развиваться приморские промышленные предприятия могут только в рамках крупного промышленного объединения, сохраняя при этом полную юридическую самостоятельность.

- И как вы знакомили с этой концепцией руководителей приморских предприятий?

- Они ее, как выяснилось, ждали. 25 декабря 2003 года, когда Сергей Михайлович Дарькин заслушал разработанную нами концепцию, на это совещание были приглашены руководители основных приморских предприятий и организаций судостроения и судоремонта, машиностроения и приборостроения, ведущих проектных институтов и технических вузов. После всестороннего обсуждения концепция была поддержана участниками совещания и одобрена губернатором. Мы предложили объединить основной технический, научный и кадровый потенциал края в единую структуру - некоммерческую организацию «Финансово-промышленный консорциум «Дальсудпромшельф». Руководители предприятий промышленного комплекса прекрасно поняли, что именно в рамках консорциума они смогут осуществить широкую диверсификацию производственно-технологических мощностей своих заводов и таким образом производить продукцию, необходимую и для нефтегазовых проектов Сахалина, и для жилищно-коммунального хозяйства, и для топливно-энергетического комплекса, и для железных дорог Дальнего Востока.

- Борис Николаевич, как-то непривычно звучит – консорциум и вдруг некоммерческая организация. Нет ли здесь противоречия?

- Никакого противоречия не вижу. Консорциум создавался не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы научить предприятия Приморья быстро и гибко реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию на внутреннем и международном рынках, что, согласитесь, возможно только в условиях партнерских взаимоотношений предприятий промышленного комплекса. Задачу дирекции консорциума и свою собственную я вижу в первую очередь в том, чтобы комплексно наращивать научно-технический потенциал промышленности Приморского края, повышать конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями в Приморье, быть готовыми к участию в любых крупнейших международных экономических проектах. А реализация коммерческих проектов – дело бизнеса. Этим должна заниматься промышленно-инвестиционная корпорация.

- Прошел год с момента организации консорциума, в который вошли около 20 приморских предприятий. Что удалось сделать за этот довольно короткий промежуток времени?

- Если быть точным, то на первом этапе в состав учредителей консорциума «Дальсудпромшельф» вошли 14 предприятий и организаций помимо администрации Приморского края. Сегодня в консорциум входят уже 30 предприятий, организаций и финансовых учреждений. Это ведущие предприятия судостроения и судоремонта, машиностроения и приборостроения, ведущие проектные институты и технические вузы Приморского и Хабаровского краев, лицензированные на выполнение высококачественной продукции. По существу всего за год наш консорциум перешагнул границы Приморья и превращается в организацию, вполне готовую решать стратегические задачи промышленности в рамках Морской доктрины Российской Федерации.

- А вы занимаетесь разработкой стратегических проектов?

- Да, и одним из главных проектов, осуществленных за 2004 год, я считаю разработку «Программы развития морского машиностроения Приморского края на 2004-2010 годы». Цель этой программы - увеличение выпуска продукции предприятиями края в 2,5-3 раза и создание в крае дополнительно до восьми тысяч квалифицированных рабочих мест с хорошей зарплатой. Сами понимаете, насколько это позволит увеличить поступление денег в краевой бюджет. В ближайшие годы основной задачей субъектов Российской Федерации будут переход на самофинансирование и уход от федеральных дотаций. К осуществлению этой задачи мы и стремимся силами консорциума. Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что большую помощь оказывают первый вице-губернатор края Александр Костенко и вице-губернаторы Сергей Передрий и Николай Королев.

- Но помимо теоретических разработок за минувший год у консорциума есть и практические результаты?

- Конечно. В прошедшем году был решен большой объем организационных и технических вопросов и разработаны бизнес-планы перспективных инвестиционных проектов. Я бы остановился на некоторых проектах. Первое - создание Дальневосточной судостроительной лизинговой компании для строительства и передачи рыбакам на условиях лизинга рыболовного и транспортного флота, который в ближайшее время будет самым серьезным образом обновляться и пополняться. Второе - создание межзаводской промышленной кооперации с выпуском каталога продукции предприятий края, необходимой не только для нужд Приморья и других регионов России, но и для наших соседей в АТР, например Северной Кореи, которая нуждается в данной номенклатуре. По этому проекту в конце февраля ожидается визит министра промышленности КНДР с целью ознакомления с судостроительными и судоремонтными предприятиями консорциума. Третье - сегодня многие предприятия консорциума участвуют в строительстве бетонных оснований гравитационного типа для проекта «Сахалин-2» в сухом доке Восточного порта. Несмотря на то, что консорциум существует всего год, мы успели принять участие и получить заказ на субподрядные работы в данном проекте. 15 апреля планируется затопление дока, а вывод платформ для Лунского и Пильтун-Астохского месторождений планируется на 1 июня и 1 июля соответственно.

- А после вывода? Какая судьба дальше ждет сухой док?

- Согласно договорам между консорциумом и «Сахалин энерджи инвестмент компани» сухой док в затопленном виде и часть инфраструктуры передаются российской стороне. Сейчас ведутся переговоры о передаче или продаже российской стороне всей инфраструктуры. В начале года руководство консорциума сформировало дирекцию по приемке объекта «сухой док» и инфраструктуры после вывода платформ. Изначально сухой док, в строительство которого были вложены десятки миллионов долларов, планировался как разовое сооружение. Но мы провели большую предпроектную проработку по проекту реконструкции сухого дока для дальнейшего его использования в течение 25-30 лет.

- Серьезно? И как его можно будет использовать?

- Во-первых, после реконструкции сухой док можно использовать для строительства не только железобетонных опорных оснований, но и любых крупногабаритных железобетонных и металлических конструкций, других плавсредств. Во-вторых, план развития Сахалинского шельфа, Восточной Арктики определяет большую потребность в таких конструкциях. В качестве альтернативы – после реконструкции объект можно использовать в качестве сухого дока для сборки крупнотоннажных танкеров, осуществляющих перевозки нефти и газа. Но реконструкцию сухого дока необходимо проводить с учетом специфики и требований будущего заказа. Если это будет заказ, не требующий серьезного изменения конструкции дока, то установка новой перемычки, аналогичной существующей, потребует от 3,5 до 5,5 миллиона долларов.

- У вас есть конкретные планы на 2005-2006 годы?

- Безусловно, есть. Это заказы для сухого дока по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-3», «Сахалин-5». Это приемка сухого дока после вывода платформ. Это промышленный мониторинг предприятий и организаций морского машиностроения. Мы уже говорили о подготовке кадров для нефтегазовой промышленности в России и за рубежом и о дальнейшем развитии межзаводской кооперации предприятий Дальнего Востока. Все эти вопросы, а также множество других, невозможно решать силами одного предприятия или организации. Эти вопросы необходимо решать общими усилиями в рамках консорциума.

- Подписано постановление правительства о строительстве нефтепровода в Приморский край. Вы участвуете в этих проектах?

- Сегодня предприятия - участники консорциума ставят передо мной вопросы их участия в строительстве на территории Приморского края нефтегазопровода, нефтегазоперерабатывающего и нефтехимического заводов; терминалов нефти и нефтепродуктов; газовых сетей; терминала жидкого газа на юге Приморского края, а также в строительстве сооружений для подачи природного газа с шельфа о. Сахалин по магистральному трубопроводу. Поэтому мы пошли по пути создания инновационно-производственно-технологических комплексов с насыщением их современным оборудованием, с внедрением новых технологий.

- А что это такое, можете рассказать подробнее?

- Я думаю, что это тема отдельного разговора, и мы обсудим это в следующий раз…

Автор: Отдел социально-экономических проблем «В»