Киноиндустрия Приморья с московским оттенком

О создании киноиндустрии в Приморском крае и его столице Владивостоке говорится с завидной регулярностью. В последние годы, ознаменованные кинофестивалем «Меридианы Тихого», особенно пристрастно. Есть кого, что и где, а главное, кому снимать. Но пока дальше отдельных событий типа сериала «Спец» похвастать нечем. Во всяком случае, фильм по сценарию Юрия Гончарова, больше известного в народе под псевдонимом радиоведущего VBC Марти, будет сниматься не во Владивостоке. А в Москве.

18 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1707 от 18 февр. 2005

О создании киноиндустрии в Приморском крае и его столице Владивостоке говорится с завидной регулярностью. В последние годы, ознаменованные кинофестивалем «Меридианы Тихого», особенно пристрастно. Есть кого, что и где, а главное, кому снимать. Но пока дальше отдельных событий типа сериала «Спец» похвастать нечем. Во всяком случае, фильм по сценарию Юрия Гончарова, больше известного в народе под псевдонимом радиоведущего VBC Марти, будет сниматься не во Владивостоке. А в Москве. На этот раз Марти, известный как постановщик драматических спектаклей и оперы «Паяцы», выступил в роли сценариста многосерийного художественного фильма «Гиперболоид инженера Гарина». Сценарий окончательно утвержден. Режиссер Александр Абдулов начал досъемочный период. А весной сам Гончаров отправится в первопрестольную на съемки. Подробностями проекта Юрий поделился с корреспондентом «В».

- Юра, заинтересованные люди знают еще об одном твоем сценарии - «Сопка Тигровая». Действие приключенческого фильма, герои которого влюбляются, ищут клад, сражаются, происходит здесь же, в Приморье. Что происходит с «Сопкой Тигровой»?

- Ничего. Сценарий так и остался сценарием. Наверное, не пробил час. Не нашлось заинтересованных людей, готовых финансировать проект. Я же говорил и продолжаю говорить, что городу Владивостоку по силам сделать этот сериал. Он недорогой, бюджет для 12 серий достаточно скромный, примерно около 400 тысяч долларов. Для сравнения: одна серия подобного сериала в Москве стоит в два раза больше. Дело не в качестве, а в том, что кинопроизводство во Владивостоке вообще стоит дешевле. Думаю, что про этот сценарий еще вспомнят… Я фаталист, многие ситуации и в моей жизни разрешаются, когда пробивает час. Тем более что наш кинофестиваль работает на идею собственного кинопроизводства в Приморье. К сожалению, все происходит медленно.

- Тем не менее «Гиперболоид», который частично будет сниматься здесь (натура уже выбрана неподалеку от Арсеньева), скоро будет запущен в производство. Как вообще эта идея родилась?

- Действительно, в мой последний прилет в Москву Абдулов сказал «Мы начинаем это безумие…» (смеется). Я написал сценарий по предложению Александра Абдулова. Он принят заказчиком, и сегодня уже достигнута договоренность о съемках с двумя центральными телеканалами-продюсерами. Это будет шестисерийный художественный фильм, каждая из серий примерно по часу. Сюжет придуман Алексеем Толстым. Но мы перенесли его в наше время. Действие начинается в 1983 году. Материал, как и всякая талантливая вещь, дает простор для фантазий. Мы, конечно, не отсылали Гарина в космос, не смешивали действие с «Аэлитой». И мне кажется, бережно с автором обошлись. Сама идея изобретения гиперболоида осталась, основной конфликт сохранен.

Началось все с того, что Сергей Степанченко (однокурсник Гончарова, работавший с Абдуловым в сериале Next. - Прим. авт.) дал почитать мой сценарий «Следы на песке» Абдулову. А Александр Гаврилович, в свою очередь, предложил мне написать сценарий по Толстому. Меня эта возможность заинтересовала. Мы разработали по его идее story (сюжет. - Прим. авт.). После чего я начал летать в Москву и обратно и эту story дорабатывать. Осенью прошлого года писались диалоги, дописывались некоторые сцены. Что-то - непосредственно в процессе кинофестиваля «Меридианы Тихого». В конце ноября я еще раз побывал в Москве на встрече с продюсерами. И все решилось.

- Уже известен актерский состав?

- Это еще обсуждается, причем весьма горячо. Идет речь о том, чтобы на главную женскую роль Зои пригласить зарубежную звезду. Какую-то роль, может быть, сыграет и сам Александр Гаврилович. Абсолютно точно известно, что роль Шельги, сотрудника уголовного розыска, который преследует Гарина, будет играть наш земляк Сергей Степанченко, вице-президент фестиваля «Меридианы Тихого»-2004, актер театра Ленком, заслуженный артист РФ.

- Юра, об Александре Абдулове говорят, что он обладает непростым характером. Как работается вместе?

- Много разных мнений о нем… Я сам слышал и читал. Но при общении и совместной работе сложилось личное мнение: это очень открытый, прямой человек, который выполняет свои обещания. Это, на мой взгляд, главное. А самое главное, что это хорошее совпадение серьезного таланта и человеческих качеств, несвойственных актеру его калибра, встречается редко. Нет столичного высокомерия, барства…

- Остается сущий пустяк - рассказать о планах на будущее…

- Дописывается сценарий «Следы на песке». В основе - роман «Груз-500». Герои - старатели, работавшие в Приморском крае в 1930-х годах. Кроме того, сегодня идут репетиции в театре молодежи. Я выступаю в роли постановщика. С момента предыдущей постановки «Жорж Данден, или Одураченный муж» прошло несколько лет. Настала очередь нового спектакля. По пьесе местного автора Дмитрия Виноградова, который называется «Дуплет с крышей». Участвуют очень хорошие актеры. Пьеса достаточно необычная, с недраматургическим сюжетом. Пьеса стоит на грани театра и кино. Хотя история эта могла бы произойти в жизни. И такие истории происходят, с ними знакомят нас средства массовой информации. Герой - киллер, выполняет задание. Нечаянно свидетелем этого становится девушка. Разворачивается некое действие, может быть, абсурдистское. Ничего подобного в театре не играется, во всяком случае по сюжету. Не только во Владивостоке, но вообще в стране. Никто никому не отрезает уши, не улетает в космос. Но ситуация на грани. Это меня и заинтересовало. Собственно, я вообще работаю по принципу «интересно-неинтересно».

- Юра, ты ведущий достаточно успешной радиостанции. Почему происходит уход в другое амплуа - постановщика, режиссера, работающего с малооплачиваемыми актерами, от которых по этой причине проблематично добиться высокого качества?

- Ответ лежит на поверхности. Актеры - это люди, которые не деньги ставят на первое место. И как ни странно, они работают хорошо, несмотря на маленькую зарплату или неотапливаемое помещение. Что касается меня… Мне нравится ставить спектакли. Это процесс каких-то открытий, радости, когда видишь, что актер забывает на 10-15 минут, что у него не оплачена квартира, что денег не хватает уже много лет подряд. Он вместе в тобой работает на результат. Вряд ли можно словами объяснить это состояние. Спектакль - и есть результат. Ты можешь гордиться им или нет. Твою работу потом помнят…

- Как ты понимаешь, что спектакль состоялся?

- Это происходит уже потом, когда пьеса идет какое-то время. Все получают то, что они хотят. Главный режиссер - спектакль, зрители - зрелище. Самый несчастный в этой ситуации - режиссер. Он выпустил в мир свое детище. Трудно поверить, но после премьеры наступает дикое опустошение. Хочется забиться в уголок, где никто тебя не найдет. Творчество ведь очень интимная вещь, несмотря на всю его публичность… А потом через несколько месяцев или лет, как в моем случае, наступает время нового спектакля. Может быть, вопреки всему… Помнишь, у Заболоцкого есть фраза «Среди других играющих детей она напоминает лягушонка…»? Я не иронизирую, иногда я ощущаю именно это состояние… 

* * *

Досье «В»

Юрий Гончаров. Выпускник Дальневосточного института искусств. Режиссер, радиоведущий. «Гиперболоид инженера Гарина», над которым он работает сегодня, уже дважды становился основой кинофильма. Первая экранизация появилась в 1965 году. Режиссер Александр Гинцбург снял черно-белый фильм на киностудии им. Горького. Главные роли сыграли Евгений Евстигнеев и Всеволод Сафонов. В 1973 году цветной 4-серийный фильм снял Леонид Квинихидзе. Главные роли сыграли Олег Борисов и Александр Белявский. За последние годы Гончаров поставил во Владивостоке спектакль по Мольеру «Жорж Данден, или Одураченный муж», оперу Леонкавалло «Паяцы». 

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»