Пуликовский и уходящий поезд

Корреспондент агентства «Ухо» по Амурской области сообщает о череде странных (с точки зрения приморца) мероприятий, проведенных в Благовещенске полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским.

18 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1707 от 18 февр. 2005

Хабаровское полпредство в поисках применения

Корреспондент агентства «Ухо» по Амурской области сообщает о череде странных (с точки зрения приморца) мероприятий, проведенных в Благовещенске полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским.

По официальной формулировке пресс-службы полпредства, «в ходе встреч с общественностью К. Пуликовский обсуждал кандидатуры на должность губернатора области, их авторитет и деловую репутацию». Точнее будет сказать, что это были консультации с представителями региональной элиты: депутатами, мэрами, главными редакторами СМИ и всеми теми, кто раньше обозначался емким советским понятием «партхозактив». В этом не было бы ничего странного, все-таки встречи с разными людьми – это главное занятие полпреда. Если бы не одно «но», о котором «В» сообщал на прошлой неделе: действующий губернатор Амурской области Леонид Коротков одновременно с напряженным поиском кандидатур на его должность консультировался совсем в другом месте. У него состоялась личная встреча с президентом, сам факт которой свидетельствует об уже сделанном Владимиром Путиным выборе. И эта встреча Короткова «накоротке», как считают аналитики агентства «Ухо», придает мероприятиям полпредства в Благовещенске преимущественно декоративный характер. Однако каков масштаб: Константин Пуликовский провел в здании областной библиотеки 27 консультаций! При этом принципиально не ограничивалось число и качество желающих встречаться с полпредом, в том числе на условиях конфиденциальности.

У наблюдателей сложилось впечатление, что одной из целей амурского похода генерала Пуликовского стала отработка новых ритуалов, которые должны хотя бы немного размочить сухую процедуру назначения губернаторов, создав у общественности эффект присутствия и где-то даже участия в процессе формирования губернской власти. Лишившись продолжительных предвыборных реалити-шоу, народ получил взамен полностью лишенную драматизма процедуру «наделения полномочиями» (причем эта красивая формулировка, как представляется, была найдена в самый последний момент, когда российские СМИ уже раскололись на неравные части по признаку использования терминов «назначение губернаторов» и «избрание по рекомендации»).

Кроме того, упомянутый эффект присутствия явно будет нелишним и для самого полпредства. Недавнее наделение полномочиями губернатора Приморского края Сергея Дарькина в обход Хабаровска в очередной раз обнажило вопрос: а зачем вообще нужны полпреды? Отметим, что победоносный маневр Дарькина с постановкой перед президентом вопроса о доверии уже повторен тюменским лидером Собяниным. А вот следующий кандидат на «наделение полномочиями» - владимирский губернатор Виноградов, похоже, будет переизбран на третий срок уже с соблюдением приличий. Тамошний полпред Полтавченко составил свой список из двух фамилий для передачи руководителю президентской администрации (в роли «дублера» Виноградова выступил главный федеральный инспектор по Владимирской области), хотя при этом заранее публично объявил, на чьей стороне будет президентская воля.

И эта тенденция к большей задействованности полпредов, похоже, хотела бы стать определяющей. Проблема в том, что роль «государева ока», под которую набирались семеро полпредов, была сколько-нибудь главной лишь во времена губернаторской вольницы. Теперь, когда у президента в каждом регионе будет наличествовать собственноручно избранный губернатор, то есть полный комплект государевых органов вместо одного лишь глаза на десяток субъектов федерации, полпреды рискуют остаться статистами.

Любопытную деталь, косвенно подтверждающую вышеприведенные соображения, сообщает пресс-служба Дальневосточного полпредства: еще в конце декабря в списке, который Пуликовский должен был предоставить президенту и руководителю его администрации, значилось около 20 кандидатов на должность губернатора Амурской области, «однако многие из них отказались написать заявления о согласии с предлагаемой должностью». Окончательный вариант списка кандидатов содержит всего четыре фамилии: вот ведь не хотят люди идти в губернаторы, хоть теши им на голове всю вертикаль власти. При этом на пресс-конференции после консультаций Константин Пуликовский на просьбу журналистов назвать фамилии четверки ответил по-генеральски прямо - не вижу целесообразности. Тогда зачем приезжали? И при чем здесь народ?


 

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»