Экология трубы
Пока экологическая и прочая общественность пишет грозные письма президенту, Госдуме и правительству, пытаясь обратить их внимание на соблюдение природоохранного законодательства, на Сахалине все уже готово к строительству глубоководного нефтепровода.
Мнение народа небезразлично… банкирам
Пока экологическая и прочая общественность пишет грозные письма президенту, Госдуме и правительству, пытаясь обратить их внимание на соблюдение природоохранного законодательства, на Сахалине все уже готово к строительству глубоководного нефтепровода.
Кажется, мы уже начинаем привыкать к тому, что мнение общественности, а проще говоря, нас с вами, мало кого волнует. «Пошумят и смирятся», - уверены наверху. И порой оказываются правы.
Между тем страсти по означенным нефтепроводам не утихают. И, что самое интересное, в жесткой позиционной борьбе защитникам природы время от времени удается одерживать победы. Неизвестно, правда, станут ли эти победы стратегическими, но тактическими они уже явно стали.
Так, в последние дни на сайтах многих мировых информационных агентств появилось сообщение о том, что реализация в полном объеме проекта «Сахалин-2» уже поставлена под угрозу срыва. Западным банкам небезразлично мнение Всемирного союза охраны природы. И не исключено, что они могут отказать в кредитах оператору проекта - консорциуму Sakhalin Energy, руководство которого решило отложить второй этап строительства на 2005–2006 годы, от греха подальше. И главная причина этого - требование экологов провести дополнительные исследования о воздействии работ на так называемую охотско-корейскую популяцию серых китов, которые находятся на грани вымирания.
Стоит напомнить, что «Сахалин-2» - самый масштабный в России проект с привлечением прямых иностранных инвестиций – по самым осторожным расчетам, они должны составлять около 10 миллиардов долларов США. Естественно, что участники консорциума – компании Shell Sakhalin Holdings (55 процентов акций), Mitsui Sakhalin Holdings (25 процентов) и Diamond Gas Sakhalin (Mitsubishi – 20 процентов) – планируют привлечь кредитные линии целого ряда западных банков. Речь, в частности, идет о таких серьезных игроках мирового финансового рынка, как японский банк международного сотрудничества, экспортно-импортный банк США, а также Европейский банк реконструкции и развития (EBRD). Между тем последний еще в 2003 году вынес определение о том, что анализ экологического и социального (так! – Ред.) ущерба от реализации проекта «Сахалин-2» показывает, что «проект не отвечает поставленным целям», и заявил, что воздержится от участия в финансировании проекта, пока фундаментальные социальные и природоохранные требования не будут выполнены.
Тогда же к исследованиям на месте приступила группа независимых международных экспертов, созданная под эгидой Международного союза охраны природы (IUCN), к слову, не менее авторитетного, чем WWF.
Исследования продолжались длительное время, и вот на этой неделе, 16 февраля, были оглашены результаты. Эксперты считают, что проект поставит серых китов под угрозу полного вымирания. В докладе указано, что «…подлинно предупредительными мерами должны стать приостановка нынешних производственных операций и отсрочка дальнейшей разработки ресурсов нефти и газа вблизи кормовых районов серых китов и берегов Сахалина, особенно в критической близости к кормовым зонам у побережья - излюбленным местам кормления самок с детенышами».
…В цивилизованном мире в последние десятилетия отучились отмахиваться от требований международных экологических организаций как от назойливых мух. Более того, ни одно уважающее себя и опирающееся на волю избирателей правительство, ни один крупный финансовый институт не пойдут наперекор их рекомендациям. Потому и не сходит в последние дни с лент новостей информационных агентств проект «Сахалин-2»…
Кстати говоря, опасения экологов отнюдь не беспочвенны. Когда в сентябре прошлого года произошло крушение бельгийского танкера и в воды у берегов Сахалина вылилось около 200 тонн мазута и дизельного топлива, Всемирный фонд дикой природы определил это как предупреждение, дающее понять, что произойдет, если добыча нефти в регионе будет продолжена.
Главный вывод из всего сказанного в том, чтобы грамотно отделить экологические спекуляции от экологической целесообразности, сделать проект – каждую мельчайшую его деталь – максимально прозрачным и доступным для контроля. Ведь в этом, наверное, и состоит суть сахалинских уроков.
И только правильное их усвоение позволит нефтяным проектам работать в ладу с окружающей природой.
Автор: Татьяна БАТОВА, "Владивосток"