Любовная энергия воина

У-шу – это не гимнастика, не игрушка для соревнований и уличного мордобоя, это искусство, настоящим мастером которого может стать только избранный. В этом безоговорочно уверен 32-летний житель Владивостока Николай Чунаев. Он один из немногих последователей известного и уважаемого в Приморье тренера у-шу Василия Федоровича Цая, который, в свою очередь, получил знания у настоящего монаха Шаолиньского монастыря, считающегося меккой боевых искусств.

11 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1703 от 11 февр. 2005

Он учит мальчиков быть мужчинами

У-шу – это не гимнастика, не игрушка для соревнований и уличного мордобоя, это искусство, настоящим мастером которого может стать только избранный. В этом безоговорочно уверен 32-летний житель Владивостока Николай Чунаев. Он один из немногих последователей известного и уважаемого в Приморье тренера у-шу Василия Федоровича Цая, который, в свою очередь, получил знания у настоящего монаха Шаолиньского монастыря, считающегося меккой боевых искусств. Без сомнений, после долгих лет упорных тренировок у-шу Николай запросто мог бы стать телохранителем самого богатого в городе бизнесмена, профессиональным спортсменом или на худой конец одним из высокооплачиваемых тренеров, но его, как ни странно, такие лавры не прельщают. Да и вообще он считает, что настоящий мастер должен быть скромным. А потому сегодня, как и раньше, самым бесценным в его жизни остаются горячо любимая жена Наталья, двое неугомонных шестилетних сынишек, постоянное самосовершенствование и попутное обучение всех желающих искусству шаолиньского у-шу.

Стойка на крыше

В 1988 году в школе, в которой учился 14-летний Николай, прошел слух о том, что некогда приехавший из Китая и зарегистрировавший в Приморье клуб «Шаолинь» тренер набирает учеников для занятий у-шу. «Ну что такое у-шу? – подумал Коля. - Гимнастика, да и только!». И решил, что этот вид спорта ему не подходит. Но когда после первой тренировки друг показал ему выученную только что боевую стойку, Николай быстренько пересмотрел свое решение. На вторую тренировку он уже отправился с вполне осознанным желанием научиться боевым приемам. У-шу увлекло страшно. Как признается Чунаев, старался тогда неимоверно: помимо тренировок занимался сам на крыше дома, чтоб никто не мешал. Его учителем был эмигрировавший в Россию Василий Федорович Цай, который  долгое время прожил в Китае, в городке рядом с монастырем Шаолинь (что означает «молодой лес») и получил знания по у-шу у самих шаолиньских монахов. Всего у шифу (так по-китайски звучит «учитель») было около тысячи учеников и всего 12 последователей, которым он в течение многих лет передавал боевые секреты. Бурная юность – влияние криминальных структур, жажда куража - нередко толкала ученика Чунаева скатиться под откос. Шифу все эти проблемы видел и все время терпеливо ждал, когда его ученик сам придет к мысли, что же ему в этой жизни дороже.

Дальше - страстное, почти фанатичное увлечение у-шу, которое, между прочим, порождало массу недоверия со стороны обычных ребят: Колю старались ни в какие дела не посвящать, при нем ничего лишнего не болтать.

В начале 90-х тренировки в клубе прекратились, но Николай по-прежнему продолжал заниматься у-шу. А когда в 1998 году Владивосток с частным визитом посетил настоятель монастыря Шаолинь, шифу Цай попросил его принять Николая Чунаева, как самого преданного и старательного, в ученики монастыря. Спустя год вслед за Николаем в ученики Шаолиня были приняты еще четверо, которые сегодня во Владивостоке составляют «шаолиньское братство».

Обучение длится годами

У-шу стало настоящим смыслом жизни для Николая, поэтому в 2003 году он оставил работу и полностью посвятил себя боевому искусству. Через год во Владивостоке был официально зарегистрирован «Клуб традиционного шаолиньского у-шу».

Николай Чунаев:

- Научиться искусству Шаолиня невозможно ни за неделю, ни за два года. У каждого человека хватка разная. Есть люди, которых вообще нельзя научить у-шу. Я же беру детей даже физически не способных: у кого-то нарушена моторика или координация, кто-то рассеян, у другого не хватает внимания для тренировок. Самая важная часть у-шу – это философия. У нас затяжной процесс базового учения, философский аспект, а потом уж все остальное.

Научить драться, не рассказав, зачем это нужно, считает Николай Чунаев, это все равно, что вложить человеку в руки оружие, при этом не объяснив, как им пользоваться. Тщеславие, гордыня, спортивное стремление уводят от философии. Если хочешь заниматься у-шу, эти качества в себе нужно научиться не просто подавлять, а искоренять. Настоящие мастера всегда были скромны, техника боевого искусства раньше держалась в строжайшей тайне, и шифу передавал этот секрет лишь двум-трем ученикам. Этим и ограничивался.

Сила не в силе

Сегодня в клубе обучается около ста учеников, самому младшему из которых - всего четыре с половиной года. Наряду с ними боевое искусство осваивают и великовозрастные ученики. Сам же Николай Чунаев учит не столько драться, сколько решать конфликты мирным путем. Прямо на тренировках ребята рассказывают ему о проблемах в школе, разборках, конфликтах, учитель же советует, как поступить в той или иной ситуации. Зачастую родителям попросту некогда заниматься со своими детьми. Николай же видит свое предназначение в попытках объяснить мальчишкам, какими должны быть настоящие мужчины. Главная задача каждой тренировки - сбросить избыточную энергию, чтобы домой ребенок пришел в умиротворенном состоянии. Стремления к спортивной гонке нет и быть не может. В этом Чунаев уверен на 100 процентов:

- У-шу - это процесс становления здоровой личности с умением решать проблемы и развиваться умственно. Каждая гадкая мысль, необдуманно сказанная вслух, начинает работать в нашем тонком мире и рано или поздно она вернется к тебе бумерангом. А вот как она обернется – заболеешь ты сам или случится что-то более серьезное – неизвестно никому.

Война с самим собой

Самая важная энергия для Николая – энергия не денег и даже не славы, а любви. Да-да, энергия любви. Но только не тех пошлых отношений, разрекламированных повсеместно, а той любви, которая подразумевает терпение, смирение, умение различать лень, гордыню, умение прощать ошибки других. Мало любить только тех, кто любит тебя, важно еще любить и тех, кто тебя ненавидит. На мой вопрос, каким же должен быть настоящий мужчина, Николай ответил не задумываясь:

- Он должен быть очень терпелив. Он хозяин, а значит, полностью ответствен за то положение, которое сложилось в семье. И конфликты должен решать именно он. Нет, настоящий мужчина не агрессивен. Он эмоционально устойчив, но если нужно, должен проявить ярость тигра. Мужчина – это не гора мускулов, а человек, умеющий владеть ситуацией, не совершать насилие, не унижать и выходить достойно из любого положения. Это очень сложно – честно копаться в себе, выяснять, почему ты так или иначе реагируешь на раздражители. Чем больше над собой работаешь, тем больше растешь. Но каждая ступенька роста отождествляется со ступенькой вниз. В основном подвох и соблазн связан с близкими людьми, к которым ты привязан и которые знают, на что ты реагируешь. Это целая война. Недаром есть такое мудрое изречение: ты пришел, чтобы встать на тропу войны или на путь воина? То же самое можно сказать и об у-шу: ты пришел учиться драться, махать кулаками и бить морды или чтобы начать войну внутри себя, со своим самолюбием и высокомерием? Так вот, у-шу – это путь воина...

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»