Джон Марк Поммершайм: Свою жену я встретил в Беларуси…
Статус дипломата всегда предполагает некую сухость формулировок, умение ловко уйти от ответа, сказать приятное собеседнику, при этом в глубине души оставаясь по другую сторону «баррикады» – ведь свои, национальные, интересы дороже…
Статус дипломата всегда предполагает некую сухость формулировок, умение ловко уйти от ответа, сказать приятное собеседнику, при этом в глубине души оставаясь по другую сторону «баррикады» – ведь свои, национальные, интересы дороже…
Новый генеральный консул США во Владивостоке г-н Поммершайм, с одной стороны, проявил многие обязательные дипломатические качества - а как же иначе? – и, отвечая на сложные вопросы, сверялся с документами. С другой – оказался открытым, общительным человеком, который явно любит смеяться, шутить, путешествовать, многое испытывать на себе…
Встречи журналистов «В» за большим редакционным столом с дипломатами высокого ранга стали уже традиционными. Джон Поммершайм во Владивостоке с августа 2004 года. И самое время познакомиться: сверить «политические часы» и просто поговорить «за жизнь». Почти без галстуков.
Между нами, соседками
- Г-н Поммершайм, некоторое время назад стало известно, что гражданин Северной Кореи запросил у вас политического убежища, проникнув в здание генконсульства через крышу здания. Какова его судьба сейчас?
- Могу сказать только, что этот человек больше не находится на территории консульства, однако хотел бы воздержаться от дальнейших комментариев. И еще добавлю: мы продолжаем сотрудничать с нашими союзниками и другими странами региона в деле помощи беженцам из Северной Кореи, которые подвергаются преследованиям. Мы уделяем особое внимание тому, чтобы их не заставляли возвращаться в КНДР, где их может ждать исключительно суровое наказание.
- Хотелось бы продолжить корейскую тему. На днях руководство КНДР сообщило, что Северная Корея является ядерной державой. Какую реакцию это вызвало у вас?
- Объявленная Северной Кореей ядерная программа давно беспокоит США и все международное сообщество. Мы стараемся убедить Северную Корею отказаться от нее. Президент США не раз заявлял, что мы хотим решить проблему путем мирных переговоров. Мою страну часто упрекают в том, что она хочет решать мировые проблемы одна. Однако случай с КНДР – хороший пример того, что мы хотим привлечь все заинтересованные страны – Россию, Китай, Японию, Республику Корея. Уже прошли три раунда шестисторонних переговоров по этому вопросу. К сожалению, КНДР отказалась от четвертого, который должен был состояться в сентябре прошлого года. Надеемся, что общими усилиями удастся вернуть эту страну за стол переговоров.
Говоря о Северной Корее, могу добавить: мало кто знает, что США являются крупным донором продовольствия в Северную Корею. В прошлом году в ответ на призыв Всемирной продовольственной программы мы взяли на себя обязательство предоставить 50 тысяч тонн продуктов питания. Сейчас мы рассматриваем возможность дальнейших поставок. Причем решение принимается не по политическим мотивам. Главное наше условие, чтобы продовольствие шло только на нужды населения, и давался четкий отчет, кто его получил.
- В этом году на территории Китая пройдут первые совместные российско-китайские военные учения. Как вы к этому относитесь?
- Я не знаю о деталях этих учений, но, если говорить в целом, моя страна имеет добрые отношения как с Россией, так и Китаем. И мы приветствуем добрососедские отношения между вашими странами.
Больше нефти, хорошей и разной
- Хотелось бы узнать ваше мнение о ситуации, связанной с разработкой газовых месторождений на Сахалине. Во-первых, там возникало немало конфликтов, связанных с экологией. Во-вторых, руководство РФ в последнее время подвергает серьезной ревизии уже принятые договоры и соглашения по проектам Сахалин-1, Сахалин-3 о разделе продукции. Западные наблюдатели даже заявляют, что Россия поменяла вектор отношения к освоению Сахалина. Вы такого же мнения?
- Проекты на Сахалине имеют очень большое значение для США, для сотрудничества наших стран в области энергии и вообще для мировой экономики. Конечно, возникают и спорные моменты. И все же, когда я был на Сахалине, встречался с губернатором области Малаховым, с представителями нефтяных компаний, в том числе «Эксон Мобил», то сам убедился: как бы то ни было, проекты двигаются вперед. И к лету платформы, которые строятся в Восточном порту, будут переведены на Сахалин. Так что будем работать дальше.
Что касается требований местных групп о соблюдении экологических норм – это на самом деле очень важно! И представители нефтяных компаний убеждали меня, что уделяют этому много внимания. Например, когда возникла проблема с одной из уникальных сахалинских речек, компания «Эксон Мобил» сразу отреагировала, выделив огромные средства, чтобы исправить ситуацию. Если не ошибаюсь, проблема была решена без участия судебных инстанций.
- Вы, наверное, в курсе сложной судьбы проекта строительства нефтепровода из Сибири в страны АТР? До сих пор не ясно, куда пойдет труба – в Японию или Китай…
- У меня нет официальной точки зрения на проект. Могу сказать только, что мы в любом случае приветствуем, когда нефть поступает на рынок. Это дает стимул развитию мировой экономики. Мы заинтересованы, чтобы Россия как серьезный поставщик нефти развивала свой потенциал.
Встречи в тундре
- Г-н Поммершайм, вы, очевидно, уже проехали большую часть своего округа. Какие впечатления?
- У нас огромный консульский округ, который включает 10 субъектов федерации. Кстати, я считаю одной из самых хороших сторон нынешней дипломатической службы – возможность путешествовать по Дальнему Востоку. В октябре мы побывали на Чукотке – незабываемое впечатление! Летали на вертолете в тундру, встречались с оленеводами, побывали в Анадыре, увидели, какие там вложены инвестиции и произошли изменения. Были в Хабаровске и на Сахалине… Больше всего впечатляет гостеприимство ваших людей. И поражает красота природы.
- Президент Путин представил в Законодательное собрание Приморского края кандидатуру Сергея Дарькина на пост губернатора. Какое впечатление вызвал у вас переход от прямых выборов к системе фактического назначения губернаторов?
- Сразу хочу сказать, что у консульства хорошие отношения с губернатором Дарькиным и его администрацией. Потому после утверждения краевой думой готов поздравить Сергея Михайловича с таким решением президента.
Вообще моя страна заинтересована в развитии демократических тенденций в России. Вы знаете, что президент Буш, бывший госсекретарь Пауэлл и новый госсекретарь Райз выражали озабоченность состоянием российской демократии. А наш посол в Москве оценивает ситуацию так: в том, что происходит в России, есть и положительные тенденции, и отрицательные...
- Как вы оцениваете уровень экономического сотрудничества Дальнего Востока и США? По оценкам многих, экономические связи весьма скромные, если не считать сахалинских проектов…
- Да, хотелось бы большего. Тем не менее американские компании активно работают на Дальнем Востоке. Это компании, конечно, не самого крупного масштаба, но малый и средний бизнес тоже очень перспективен. Американские бизнесмены в основном занимаются поставками разного рода оборудования для промышленности и строительства.
По разные стороны океана
- Г-н Поммершайм, вы, наверное, в курсе одного неприятного инцидента: один из ваших предшественников, Даглас Кент, будучи за рулем, сбил на дороге человека. Александр Кашин, молодой парень из Большого Камня, навсегда остался калекой. Как продвигается судебный процесс, который уже на территории США пытаются обеспечить адвокаты Кашина?
- Мы знаем об этом случае, но он уже перешел в разряд частных дел между г-ном Кентом и адвокатами Кашина. И теперь мне неуместно комментировать ход этого процесса… Хотя, когда происходит такая трагедия, по-человечески искренне хочется, чтобы здоровье как можно скорее возвратилось к тем, кто пострадал.
- Было время, когда общественные связи между США и Дальним Востоком переживали настоящий бум: заключались побратимские связи и т. д. Кажется, теперь отношения несколько замерли?
- А вот я бы дал другую оценку. Наоборот, когда приехал сюда, даже удивился большому количеству обменных программ, которые существуют между нашими странами. В прошлом году мы выдали больше 5 тысяч виз для граждан Дальнего Востока. Особенно много обменных программ для студентов и молодежи. Хотя, с другой стороны, денег на них стало несколько меньше, чем в 1990-е.
- Кстати, вы сами себе ставите какие-то цели своей работы помимо тех, что ставит госдепартамент вашей страны?
- Конечно, это развитие связей между США и Россией, тем более что мы – части одного региона, АТР. И еще: говорят, до дефолта 1998 года здесь работало намного больше бизнесменов из США. Мне хотелось бы помочь создать такие экономические условия, чтобы эти люди сюда вернулись…
Драники с кофе
- Г-н Поммершайм, хотелось бы приоткрыть завесу тайны ваших личных интересов и увлечений. Расскажите о своей семье. Есть ли у вас хобби?
- О, жена даже упрекает меня порой за обилие хобби. Я катаюсь на лыжах, горных и беговых. На Новый год попробовал губернаторскую трассу в Арсеньеве. Играю в большой теннис, гольф, люблю поднимать гири и бегать.
- Говорят, вы и на спортивных самолетах летаете?
- Да, хотя здесь полетать пока не удалось. Но один из авиаклубов уже пригласил меня. Еще я играю на гитаре.
- Вы здесь с семьей?
- Конечно! Из трех моих сыновей двое старших, которым 9 и 8 лет, ходят в местную школу. И хотя моя жена из Беларуси, сначала им было по-настоящему трудно, ведь до сих пор мы жили либо в англоговорящих странах, либо в Китае. Но теперь дети прекрасно адаптировались. Тем более что в школе очень внимательные учителя и дружелюбные, просто чудесные одноклассники. Кстати, у нас частенько полный дом детей, которые приходят в гости.
- Вы сказали, что жена из Беларуси?
- Да, мы познакомились 12 лет назад, когда я работал в Минске.
- Значит, вы наверняка знаете, что такое бульба?
- Бульба, бульба… Кажется, это картошка? О, хорошее слово – бульбоеды!
- И борщ в вашем доме – обычное блюдо?
- Конечно, и я очень люблю славянскую кухню. Особенно драники. Да, кстати, надо напомнить жене, что давненько она нас не баловала драниками.
- А вы какими блюдами ее балуете?
- Я специалист по кофе.
- А праздники какие отмечаете?
- Тоже всякие: Рождество по православному календарю и по католическому. Больше всего повезло детям – они получают подарки к каждому из них.
- С русской литературой вы знакомы по долгу службы?
- Не только. Я искренне люблю Толстого. Хотя хочу попробовать почитать современную литературу. И был бы благодарен за совет…
- А вы тогда посоветуйте, кого стоит почитать из американской.
- Например, люблю Тома Вулфа, который интересно пишет о современном американском обществе.
- У вас есть любимые места во Владивостоке?
- Больше всего нравятся пейзажи, особенно из моего окна, выходящего на Амурский залив. Люблю здешние острова: в этом году мы побывали на острове Попова. Уха, шашлык, теплое прозрачное море в сентябре – мои друзья в Москве и Штатах не верили, что здесь такое бывает! А у моего младшего сына любимым, почти родным местом стал парусник «Паллада». В дни кинофестиваля мы побывали на экскурсии – это просто чудо.
- Г-н Поммершайм, работа дипломата хороша еще и тем, что можно путешествовать. У вас есть любимые города в мире, куда хотелось бы вернуться?
- Париж… Хотя я там и не работал.
- А какой город самый американский?
- Нью-Йорк. Некоторые говорят, что он как раз не очень американский, но, с моей точки зрения, это один из самых интересных городов в Америке.
- Что бы вы посоветовали человеку, который первый раз едет в США?
- Меньше спать. Больше успевать. Встречаться с людьми из разных слоев общества. Америка - страна противоречий, людей разных национальностей, традиций, способов жизни…
* * *
Г-н Джон Марк Поммершайм, генеральный консул США во Владивостоке. 15 лет на службе в госдепартаменте США, причем два года из них, будучи в Вашингтоне, занимался вопросами России. До Владивостока работал в посольстве США в Пекине. Еще раньше – в Германии и в Беларуси. Владивосток называет «почти идеальным местом работы, куда давно хотел приехать».
Автор: Записала Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»