Вагончик тронется, перрон отстроится

Сегодня уже невозможно представить Владивосток без фуникулера - одной из его главных достопримечательностей и вида городского транспорта, который соединяет улицу Пушкинскую с районом Голубиной пади.

1 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1696 от 1 февр. 2005

Летом будем кататься на фуникулере

Сегодня уже невозможно представить Владивосток без фуникулера - одной из его главных достопримечательностей и вида городского транспорта, который соединяет улицу Пушкинскую с районом Голубиной пади.

Кстати, слово это французского происхождения (funiculaire), а истоки более древние - латинские, в переводе означает - веревка или канат. Самые первые фуникулеры появились в 1854 году одновременно в двух городах: итальянской Генуе и австрийском Зоммеринге. Поначалу редко кто отваживался проехать в вагончиках, но постепенно этот вид городского транспорта стал привычным. В бывшем СССР они были пущены в пяти городах: Киеве, Одессе, Тбилиси, Сочи и Владивостоке.

Старожилы утверждают, что фуникулер в нашем городе появился с легкой руки генсека и главы советского правительства Никиты Хрущева, который мечтал сделать из Владивостока второй Сан-Франциско.

Напомним, что строительство владивостокского фуникулера началось с нижней станции. Оно постепенно прирастало мощными колоннами и рельсовым путем, пока не поднялось до верхней эстакады. Его мощное оборудование было изготовлено в городе Донецке, а новенькие вагоны для пассажиров привезли из Санкт-Петербурга. По спецзаказу их собрали на Первом Ленинградском вагоно-строительном заводе. Кстати, наши вагончики ровесники автомобиля «ГАЗ-22». И те, и другие стали раритетами.

- Сейчас таких уже не выпускают, - рассказал один из старейших работников Юрий Гальцев. - Так что придется нам реставрировать старенькие вагоны, которым исполнилось по 42 года.

На верхнюю станцию трамвайчик поднимается за полторы минуты. Побить этот рекорд пока не удавалось студентам, которые преодолевали около 300 ступенек дублирующей лестницы за гораздо большее время. Теперь они отточили свое мастерство, потому что вот уже три года потенциальные пассажиры горного трамвайчика ходят пешком. Фуникулер закрыт на ремонт. Жители и гости краевой столицы интересуются, когда горный трамвайчик начнет работать. Корреспондент «В» побывал на стройке.

Начальник фуникулера Юрий Чернявин рассказал, что 10 мая 2002 года сооружение было закрыто на капитальный ремонт, который тянется рекордно долго. Кстати, так надолго, как в этот раз, фуникулер еще не закрывали. Первоначально планировалось запустить движение к 25 августа 2002 года, потом торжественный момент запуска перенесли на день освобождения Приморья. Но после того как прекратилось финансирование, ремонт был отложен на неопределенный срок и не завершен до сих пор.

Юрий Андреевич рассказал, что нижняя станция готова на 70 процентов, верхняя и того меньше (здесь только успели частично заменить окна и двери), сама эстакада - на 30 процентов. Предприятие «Владстройзаказчик» выполнило проект реконструкции сооружения. Нашелся и подрядчик - ООО «Ремонтно-строительная компания КФК».

Заместитель главы администрации города Владивостока Владимир Каспин заявил:

- Восстановление этого объекта предусматривает капитальный ремонт здания, вагонов, тягового сцепного устройства и других конструкций, а также косметическую отделку залов ожидания и фасадов. Несмотря на то, что внешний вид фуникулера будет соответствовать его историческому облику, некоторые изменения произойдут. Так, здесь установят пластиковые окна, а полы залов и фасад отделают гранитным камнем. Кроме того, на входах фуникулера появятся современные ворота-жалюзи. Полная стоимость реконструкции объекта оценивается в 25 миллионов рублей. Эти средства будут выделены из городского бюджета.

А глава администрации Владивостока Владимир Николаев отдал распоряжение, чтобы все работы были завершены к 145-летию Владивостока, то есть 2 июля мы поедем на любимом фуникулере. Ну а пока работы не начались, эксплуатационный персонал фуникулера несет вахту, чтобы сооружение не растащили по частям.