Село получило прибыль
Чем живет сегодня наша деревня, продолжает ли по традиции быть кормилицей горожан - вопрос далеко не праздный: из двух с небольшим миллионов жителей Приморья на ее долю приходится около 450 тысяч человек. И хотя, по большому счету, сельское хозяйство края никогда не делало «погоды» стране в формировании ее продовольственных ресурсов, приморцам еды хватало. В лучшие свои годы село давало потребителям до 360 тысяч тонн молока, полумиллиарда яиц, по 100-120 тысяч тонн мяса, овощей, картофеля, нынче же - на два-три порядка ниже, одни крохи…
Ее пока немного, но объем производства за 3 года вырос вдвое
Чем живет сегодня наша деревня, продолжает ли по традиции быть кормилицей горожан - вопрос далеко не праздный: из двух с небольшим миллионов жителей Приморья на ее долю приходится около 450 тысяч человек. И хотя, по большому счету, сельское хозяйство края никогда не делало «погоды» стране в формировании ее продовольственных ресурсов, приморцам еды хватало. В лучшие свои годы село давало потребителям до 360 тысяч тонн молока, полумиллиарда яиц, по 100-120 тысяч тонн мяса, овощей, картофеля, нынче же - на два-три порядка ниже, одни крохи…
- Перефразируя известные слова, могу сказать, что слухи о предсмертном состоянии сельского хозяйства Приморского края сильно преувеличены, - говорит председатель комитета ЗакСа по продовольственной политике и природопользованию С. П. Сидоренко. - «Дров» наши реформаторы наломали действительно много: без госдотаций, поддержки местных и краевых органов власти, при дешевом импортном продовольствии, растущих ценах на все и вся развалилось общественное производство - те самые колхозы и совхозы, которые давали работу многим тысячам крестьян и на которых держалась вся социальная сфера села. В первые годы реформ многие мечтали стать хозяевами. Та пора дорога нам тем, что положила начало формированию класса новых собственников. Отрадно, что их становится больше, работают они с каждым годом эффективнее, слаженнее, производят продукции столько, что и прежним колхозам-совхозам было бы завидно.
Трудный поворот
Ну а общественные хозяйства, как обстоит дело с ними? Сергей Петрович прямо говорит, что процесс их выживания был чрезвычайно трудным. Два-три десятка акционерных обществ, сельхозкооперативов, традиционно ходивших в передовиках, пережили экономические реформы сравнительно терпимо, остальные, как при наркотической ломке, без конца меняли формы собственности, руководителей, переживали процедуры банкротства, создавали новые предприятия, но в конечном счете все-таки выжили. Это главное. Чуть позже, выступая на декабрьском совещании перед тружениками села в Хороле, губернатор Приморского края С. М. Дарькин назовет точные цифры: в 2000 году насчитывалось 32 прибыльных хозяйства и 166 убыточных, результат 2004 года - 127 прибыльных и 36 убыточных. Впервые в постперестроечный период сельскохозяйственное производство края завершило год с прибылью в объеме 119 миллионов рублей.
Определиться с выбором главного дела товаропроизводителю помогает рынок. ООО «Новолитовское», к примеру, сделало ставку на животноводство, переработку молока и выпуск молочных продуктов в широком ассортименте собственными силами, хотя Николай Лемешевский, директор, не обделяет вниманием и свиноводство, овцеводство, с не меньшим успехом работающие на прибыль. До 40 процентов объема производства сельхозпродукции обеспечивает Черниговскому району СХПК «Снегуровский», которым руководит Виталий Яцуляк. В Снегуровке без проблем примут скот, выращенный на личных подворьях, в фермерских хозяйствах, вовремя рассчитаются с людьми, выполнят договорные обязательства по поставкам готовой продукции социальной сфере, торговле и т. д.
Подобных примеров превеликое множество, в основе которых - своя, присущая тому или иному хозяйству специализация, благодаря которой товаропроизводителю удается защищать свои интересы на рынке. Сама жизнь заставляла брошенные на выживание общества, сельхозкооперативы решительным образом освобождаться от убыточного производства. Возделыванием картофеля, овощей, требовавшим больших затрат ручного труда, стали заниматься в основном крестьянские, фермерские хозяйства, личные подворья. Что же осталось общественным хозяйствам? Производство зерна, сои, крупяных культур - гречихи и риса. То, что можно было произвести сравнительно небольшим коллективом рабочих, механизаторов. Оправданы ли такая специализация, разделение труда? Наверное, да, если в условиях рынка товаропроизводителям удается мирно сосуществовать и даже удачно дополнять друг друга.
Лицом к деревне
Иной стала исполнительная власть края, проявляющая все больший интерес к сельскохозяйственному производству. Губернатор поддерживает все проекты и программы, сулящие реальную экономическую выгоду. Отсюда и серьезное финансирование технического перевооружения села: за последние три года приобретено у машиностроителей и передано сельским товаропроизводителям по внутрикраевому лизингу более тысячи гусеничных и колесных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, комплексов, почвообрабатывающих и посевных агрегатов, машин на общую сумму более 700 миллионов рублей. Достаточно эффективно работает на техническое перевооружение федеральная лизинговая программа, но краевая - более выгодная. Поскольку дает возможность крестьянину выплачивать стоимость комбайна в течение 10 лет, а трактора - 8.
- В 2004 году администрация Приморского края проавансировала за счет кредитных ресурсов работу сельских товаропроизводителей в объеме 353 миллионов рублей, - говорил на декабрьском совещании в Хороле Сергей Дарькин. - Благодаря помощи селу объем производства сельхозпродукции за последние три года в стоимостном выражении увеличился с 1,4 миллиарда до 2 миллиардов 737 миллионов рублей, или в два раза. В настоящее время сформирован кредитный портфель в размере 250 миллионов рублей для авансирования сельхозпредприятий, выполняющих госзаказ по формированию регионального продовольственного фонда. Мы рады, что селяне успешно осваивают новые схемы финансирования, и это обстоятельство позволяет надеяться, что приморское село в ближайшее время сможет не только производить в достаточном количестве экологически чистые продукты, но и успешно конкурировать с зарубежными соседями.
Еще одна примета времени: сельхозпроизводством заинтересовался бизнес. Той же сои Уссурийский МЖК нынче перерабатывает 54-55 тысяч тонн в год, а производственные мощности позволяют перерабатывать до 130 тысяч тонн. Предприятие снабжает дальневосточный рынок растительным маслом, маргарином, майонезом и прочей продукцией, прямо скажем, в недостаточном количестве, хотя может без проблем обеспечивать Магаданскую, Камчатскую, Сахалинскую области и даже Хабаровский край, соседствующий с «соевой» Амурской областью, широким ассортиментом качественной продукции.
Партнерские взаимоотношения бизнеса с товаропроизводителями, да еще под крылом власти, дают селянам редкую в условиях рынка возможность продавать по хорошим ценам весь выращенный урожай, получать прибыль. В разных климатических зонах края с целью развития производства, возрождения села созданы пять агрофирм во главе с опытнейшими производственниками, такими, например, как Николай Федоренко, организаторский талант которого широко известен по работе в Кировском районе, ныне одном из лучших районов края. Возглавив агрофирму «Михайловская», Николай Григорьевич подобрал команду единомышленников, решивших без промедления брать под свою опеку бесперспективные и уже не подававшие «производственных» признаков жизни села Тарасовка, Лубянка, Ивановка, Ширяевка, Григорьевка, Абрамовка… Первым делом собрали по заброшенным деревням остатки от плугов, борон, культиваторов, сеялок, не без труда привели их в порядок и в комплексе с новой, современной техникой вышли в поле. Отработали как положено, получили добрый урожай, но самое главное - ввели в сельхозоборот 13 тысяч гектаров заброшенной пашни.
Агрофирма «Приморский рис» была создана раньше «Михайловской». И успехи здесь весомее. Объединив полуживые хозяйства Хорольского района, она вернула к жизни 20 тысяч гектаров залежных земель, восстановила работу Хорольской реалбазы хлебопродуктов.
Не воспользоваться наработанным в Хороле опытом было бы грешно, так что совсем не случайно реалбаза хлебопродуктов в Камень-Рыболове создала свою агрофирму, объединила ряд отстающих хозяйств. Набирает обороты агрофирма «Яковлевская», о «Кировской» вроде бы и говорить неудобно, она с первых дней работала на пределе своих возможностей, получила самый высокий урожай сои в прошлом году.
- Особенность новых производственных объединений состоит в том, что они решают ряд важнейших задач по возрождению села, - говорит начальник отдела растениеводства краевого управления сельского хозяйства Г. Г. Куркот. - Собрав технику в единый кулак, они восстанавливают заброшенную пашню, кадровый потенциал. Многое, конечно, упущено, но многое и осталось. Департамент сельского хозяйства администрации края проводит четкую политику специализации каждой агрофирмы. «Приморский рис», к примеру, кроме производства сои намерен восстановить инженерные рисовые системы и уже занимается производством высококачественных семян. ООО «Петровичанское», составная часть агрофирмы, в прошлом году произвело четверть от всех элитных семян риса в крае. В составе агрофирмы «Кировская» - три семеноводческих хозяйства.
Как повысить отдачу
Муссонный климат нашего края - с высокой температурой воздуха, влажностью - служит прекрасной средой для массового размножения вредителей и болезней сельхозкультур. Нередко так случается, что затраченные средства на весь комплекс работ по формированию урожая идут насмарку из-за обилия всяких «мошек-блошек». Наверное, не только здравый смысл, но и требование бизнеса сохранить посевы культурных растений от гибели подняли на высоту важнейшее направление агротехники - защиту растений. Достигнутые успехи в этом деле стали возможными еще и потому, что край располагает уникальным НИИ защиты растений и не менее уникальными специалистами. С приходом рынка к нам хлынули многочисленные заморские фирмы, производящие самые изощренные яды и химикаты, с желанием заработать свои дивиденды, а нередко и просто надуть малоопытных селян, скинуть залежалый или особо вредный товар.
- Выбирая инофирмы для поставок в край средств защиты растений, мы главным своим консультантом назвали этот институт, - продолжает разговор Геннадий Григорьевич. - Чтобы не допустить ошибок, решили провести три семинара с закладкой полевых опытов в разных климатических зонах края. И посмотреть на действие ядохимикатов, гербицидов. Практические результаты позволили сотрудникам НИИ сразу определить неэффективные или вредные для окружающей среды средства защиты растений, отдать предпочтение тем поставщикам, товарам, которые отвечали нашим требованиям.
Сегодня как никогда актуальна задача повышения урожайности полевых культур: чем большую отдачу дадут потраченные на повышение почвенного плодородия средства, тем выше будет урожай, тем больше денег заработают крестьяне. Сергей Пишун, главный специалист отдела растениеводства, с удовлетворением отмечает, что за последние годы объемы вносимых в почву минеральных удобрений выросли почти в 3,5 раза. Федеральный, краевой бюджеты помогают выполнять программу плодородия почв: первый компенсирует расходы за сверхдальнюю доставку удобрений, а второй из года в год увеличивает объемы финансирования. Так, если в 2003 году краевой бюджет выделил на повышение почвенного плодородия 35 млн. рублей, то в 2004-м - уже 57 млн., а на нынешний год запланировано 85 млн. рублей.
Задача тружеников села на ближайшую перспективу - наращивать производство фуражной пшеницы и ячменя, особенно пивоваренных сортов. Пшеница пойдет на изготовление комбикорма для нужд птицефабрик, производящих сегодня свыше 12 тысяч тонн мяса птицы, ячмень - на пиво. В 2004 году селяне возделывали пшеницу на 28 тысячах гектаров, в этом - делают расчет на 35-37 тысяч гектаров, да столько же будут возделывать ячменя. Плюс гречиха. На нее всегда спрос был высоким, поэтому площади планируют увеличить на 2000 га и довести их до 10000.
- В прежние времена перед крестьянами не стояло важнее задачи, кроме увеличения объемов производства продукции, - рассуждает Г. Г. Куркот.- Рынок внес свои коррективы, теперь главное не вырастить хлеб, сою, бычка на мясо, а продать их. Мы пока неконкурентоспособны, наша продукция дороже завозной. Так что Уссурийский МЖК, Михайловская бройлерная птицефабрика и другие потребители сои, пшеницы, ячменя - наши спасители и учителя, дающие возможность постичь премудрости рынка, научиться выживать. Поэтому наши крестьяне уверены в завтрашнем дне: есть рынок сбыта - будет и продукция.
* * *
От редакции
Эта статья - начало разговора о ситуации в приморских селах. Несмотря на подвижки к лучшему, проблем в глубинке хватает. Подробнее об этих проблемах - в следующих номерах «В».
Автор: Николай АРТАПУХ, специально для «В»