Скользящая «автогражданка»
Для того чтобы в экстремальных условиях приморских дорог не потерять в деньгах, нужно иметь минимальный запас знаний и обычную пятиметровую рулетку.
Рулетку - в каждую машину
Для того чтобы в экстремальных условиях приморских дорог не потерять в деньгах, нужно иметь минимальный запас знаний и обычную пятиметровую рулетку.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), которое по задумке должно было решать все проблемы автолюбителя, на деле все-таки пробуксовывает. И чем дальше от федерального центра, тем больше. В частности, это выясняется в зимний период. Корр. «В» довелось услышать сразу несколько историй, касающихся двух последних снегопадов, когда из-за парализованного дорожного движения аварийные комиссары или даже сотрудники ГАИ не могли добраться до места ДТП. Типичный пример озвучила одна из автолюбительниц: во время первого декабрьского снегопада ее авто понесло, и она протаранила бок идущей рядом машины. Позвонив аварийному комиссару, номер которого был указан у нее в полисе, дама услышала интересный ответ: «У меня кроме вас еще 20 вызовов! Чтобы всех объехать, мне понадобятся сутки, поэтому договаривайтесь на месте сами!». Ждать женщина не могла, так как везла из школы домой семилетнего ребенка. Итог договора (поскольку вина мадам была очевидна) - 200 долларов. Именно такую сумму она отдала на месте…
А поскольку такие снегопады - не редкость ни в крае вообще, ни в краевой столице в частности, а кроме них бывают не менее неприятные наводнения, то возникает резонный вопрос - что делать, если кругом снег или вода, вы попали в ДТП, а приезда ГАИ ждать еще очень и очень долго?..
Михаил Кузьмин, старший госавтоинспектор отдела ГАИ УВД Владивостока:
- В пункте 2.6 правил дорожного движения говорится, что в том случае, когда в дорожно-транспортном происшествии нет пострадавших, участники ДТП могут сами составить схему ДТП с привязками к местности и оформить ее в районном или городском отделе ГАИ. Правда, для того чтобы начертить схему, надо иметь рулетку (которую не всегда можно найти), промерить расстояние от бордюра до колес. Желательно, чтобы под схемой подписались еще двое понятых. Само место аварии надо «привязать» к стационарному объекту - дому с определенным номером, столбу освещения и т. п. В схеме желательно также отразить все причины, которые привели к совершению ДТП, - выбоины, ямы, снежный накат и количество полос. То есть если полос движения должно быть две, а по факту - одна, потому что на одной не убран снег и образовалась колея, обязательно это укажите.
По поводу такого рода ДТП есть свое мнение и у Владимира Гриценко, длительное время возглавлявшего одну из крупнейших на Дальнем Востоке страховых компаний:
- Участие аварийного комиссара - это некая вспомогательная функция. Аварийный комиссар должен оказывать, в первую очередь, помощь советом: подсказать, что делать в той или иной ситуации. Но без ГАИ аварийный комиссар сам мало что может, если вопрос касается оформления ДТП. Он может содействовать в конкретной ситуации, защищая от неверных действий, которые могут нанести вред клиенту. К сожалению, закон об ОСАГО таков, что этот момент (что делать в случае форс-мажора, когда нет ни комиссаров, ни ГАИ) там не отражен. Получается, что он не стоит на страже простых граждан… Мой совет: если вы попали в ДТП и хотите, чтобы ваш полис ОСАГО сработал в полной мере, - дожидайтесь ГАИ. Однако если, на ваш взгляд, ущерб небольшой и нет пострадавших, участники ДТП могут составить схему ДТП и обратиться в ближайшее отделение ГАИ. Это предусмотрено законом, а бланки для составления схемы вам вручают при заполнении договора страхования. Следует обратить внимание на такой момент: если вы договариваетесь «полюбовно», без зарисовывания схем и поездки в ГАИ, и вам за внешнее повреждение заплатили требуемые вами 100-200 долларов, не удивляйтесь, если спустя несколько дней вы обнаружите, что ваш автомобиль на самом деле получил более серьезные повреждения, чем при поверхностном осмотре. А это влечет совсем другую сумму ремонта. При деформации кузова автомашины лучше все-таки сделать все так, чтобы оценку ущерба выносили компетентные специалисты.
Кстати, адвокатский взгляд на проблему самостоятельного зарисовывания схемы ДТП (без участия ГАИ и аварийных комиссаров) высвечивает еще одну грань - учтены должны быть все малейшие нюансы. Евгений Суховерхов, вице-президент адвокатской палаты Приморского края:
- После того как вы зарисовали схему, указав время и место ДТП, вы направляетесь в ГАИ для оформления всех документов. А далее вы едете в течение последующих пяти дней либо к самому аварийному комиссару для оценки ущерба, либо поручаете оценку ущерба независимому эксперту, а уже после этого направляетесь к комиссару. Во втором случае аварийному комиссару вы показываете и заключение экспертов, и транспортное средство.
Из всего вышесказанного делаем вывод: в любую погоду в машине надо возить рулетку. Всегда. В случае форс-мажора, подобного владивостокскому снегопаду образца 2004 года, когда и аварийным комиссарам, и сотрудникам ГАИ было тяжело добраться до места происшествия, рассчитываемся на месте только в том случае, если машины едва коснулись друг друга. Если же отмечен четко зафиксированный удар одного кузова автомобиля о другой, то тут лучше заняться зарисовкой схем. Если, конечно, вторая сторона не настаивает на приезде автоинспекторов. Кстати, не убранный несколько дней снег, который привел к образованию устойчивой ледяной колеи, повлекшей возникновение ДТП, дает автовладельцу полное право после фиксации всех обстоятельств автоаварии в ГАИ, обратиться в суд с претензией в адрес хозяйствующего субъекта - конкретного предприятия, отвечающего за уборку дороги от снега.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»