Зачем такой порядок ширпотребу?
В конце минувшей недели во Владивостоке, в здании Дальневосточного таможенного управления, прошла долгожданная пресс-конференция. На этом мероприятии специалисты ведомства наконец растолковали, как следует понимать распоряжение Федеральной таможенной службы № 142-р от 3 декабря 2004 года «О применении статьи 359 Таможенного кодекса РФ», вступающее в силу с 15 января.
Китайские товары опять попали под особый контроль
В конце минувшей недели во Владивостоке, в здании Дальневосточного таможенного управления, прошла долгожданная пресс-конференция. На этом мероприятии специалисты ведомства наконец растолковали, как следует понимать распоряжение Федеральной таможенной службы № 142-р от 3 декабря 2004 года «О применении статьи 359 Таможенного кодекса РФ», вступающее в силу с 15 января.
Суть постановления проста, но касается каждого: отныне все товары, ввозимые в мешках, тюках, баулах и коробках, должны быть четко рассортированы и подписаны. Проще говоря: носки - к носкам, шубы - к шубам и т. п. А ежели кто не рассортировал все это еще в Китае (потому что у нас это постановление касается в основном только подобных товаров - такова специфика региона), то его таможенное оформление отложат до тех пор, пока не рассортирует. И перекладывать товар он будет на складе временного хранения. Естественно, такое постановление вызвало панику не только в кругах «челноков» и крупных фирм, ввозящих товары. Народная примета гласит: если усиливается контроль на какие-то товары, то вскоре эти товары дорожают.
Однако таможенные специалисты - Елена Шушина, начальник отдела организации таможенного оформления и контроля, и Владимир Лощинин, начальник отдела контроля таможенного оформления, объяснили, что к повышению цен или какому-либо дискомфорту для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности это не приведет. Озвученные меры направлены против тех, кто в общей куче смешанных товаров пытается провезти более дорогие под видом дешевых. Но ответы таможенных специалистов порождают новые вопросы. Простой пример: как утверждает официальный пресс-релиз ДВТУ, посвященный данному постановлению, из-за того, что товары не рассортированы, как надо, а всем скопом провозятся в огромных тюках, затруднен таможенный досмотр, а следовательно, (цитата) «федеральный бюджет ежегодно недополучает сотни миллионов рублей…». И тут же возникает встречный вопрос: как проверить, что везут в подписанных и рассортированных тюках, если сами таможенники говорят, что «таможенный досмотр производится выборочно, в частности, в случаях, когда имеется информация о недостоверном декларировании товаров». В принципе, какая разница, как подписан товар, если досматривают только часть и при том - весьма незначительную. Стоит ли овчинка выделки? Ведь ничто не мешает написать на коробке «трусы 100 шт.» и ввезти десять видеоплейеров. Раз выборочно, значит, скорее всего не поймают. Да и скандалы прошлого года, когда под следствием краевой прокуратуры оказывались высокопоставленные таможенники (Башко, Старовойтов и др.), измаранные в недостоверном декларировании, не являются ли доказательством того, что порядок наводят немного не там, где это требуется? Слава богу, что обычных россиян, которые везут товары для себя, этот вопрос не коснулся - они по-прежнему могут ввозить ботинки, шубы и магнитофоны в куче и не подписывая. А вот «помогайки» (которые вроде бы как физические лица, но фактически помогают перевозить раздробленные коммерческие партии) попадают под раздачу. Им тоже придется обзаводиться рассортированными партиями товаров и заполнять полный перечень перевозимого имущества.
Дальше - больше. Владимир Лощинин, например, тут же сообщил, что это постановление - вовсе не новость, таможня и раньше пыталась навести порядок в данной сфере. Но после вступления в законную силу нового Таможенного кодекса, что произошло 1 января 2004 года, вопрос этот потребовал безотлагательного решения. Однако и здесь нюансы: если и раньше боролись с китайской «разносортицей», то почему это не сопровождалось официальными документами? А официальная статья 359 ТК РФ вообще, согласно правоприменительной практике, не должна сопровождаться дополнительными приказами, поскольку Таможенный кодекс - это федеральный закон, обязательный к исполнению с момента вступления в законную силу. А значит, бороться с «разносортицей» таможенники должны были начать не с 15 января 2005 года, а с 1 января 2004. И для этого дополнительные ведомственные приказы вовсе не обязательны.
Картинка получается неприятная, особенно на фоне того, что наводить порядок с китайскими товарами принялись тогда, когда у таможни возникли определенные проблемы со сбором платежей. То есть от перестановки мест слагаемых (товаров, то бишь), возможно, увеличится сбор платежей. Потому что, возможно, меньше будут ввозить контрабанды. Кроме того, даже приблизительных прогнозов - на сколько именно миллионов увеличится прибыль государства, нет. Что же касается пресловутого уменьшения таможенных сборов, то его специалисты предсказывали еще до введения нового ТК. Но виноват не только кодекс - виновато отношение государства к таможне и таможенной политике в целом: чего стоит взвинчивание платежей за ввоз подержанных иномарок в пользу отечественного автопрома. Российских машин в Приморье больше не стало, зато иномарки теперь ввозят в качестве «автоконструкторов» и пошлины платят только частично. А поскольку «конструкторская мысль» принимает в Приморье характер эпидемии, государство от этого несет прямые и реально ощутимые убытки. Поэтому закономерно и то, что в 2004 году (впервые за последние 10 лет) ДВТУ не выполнило план по сборам: винить здесь следует не таможенников, а тех, кто пишет для них законы и постановления.
Что же касается 142-го распоряжения, то оно - типичный пример того, что в стране началась очередная кампанейщина по очередному «наведению порядка». А в качестве подопытного кролика выбрана таможня. Поскольку в результате (росте платежей) московские таможенники уверены не очень, то есть еще некий промежуточный результат - «наведение порядка». В случае чего, можно за него отчитаться. Судите сами: только за два последних года правительство приняло несколько крайне непопулярных решений, касающихся таможни: сначала поснимало погоны с большинства ее сотрудников, переведя их в ранг госслужащих. Затем ввело новый кодекс, потребовавший существенного перестроения (читай - ускорения) работы, передало таможню в состав Минэкономразвития, которое принялось менять начальников на местах… До сих пор, например, никто не объяснил, почему с поста начальника ДВТУ убрали Виктора Вугляра, заменив его на Эрнеста Бахшецяна. Как известно, к работе Вугляра (как, впрочем, и к работе всех дальневосточных таможенников в целом) претензий у московского начальства не было никогда. И вдруг, после передачи таможни «под Грефа», происходит замена руководства. Непонятен даже механизм назначения начальников таможен - отныне их назначает не начальник регионального управления и даже не руководитель Федеральной таможенной службы, а лично глава Минэкономразвития. Вот отсюда и проистекают такие непонятные половинчатые решения о «наведении порядка»…
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, специально для «В»