Кого ждет электричка
Жительница Владивостока Галина Сазонова довольна, что съездила на Рождество в Смоляниново. Этот праздник положено встречать с близкими, а у Галины Кузьминичны вся родня в поселке Смоляниново. Вот и поехала туда, хотя 31 рубль за билет на электричку в один конец – немалые деньги для Сазоновой, чья пенсия недотягивает до 2000 рублей. А льготы по оплате проезда в пригородном железнодорожном транспорте для ветеранов труда, как все уже знают, с 1 января отменены.
Бесплатный проезд для «региональных» льготников возможен
Жительница Владивостока Галина Сазонова довольна, что съездила на Рождество в Смоляниново. Этот праздник положено встречать с близкими, а у Галины Кузьминичны вся родня в поселке Смоляниново. Вот и поехала туда, хотя 31 рубль за билет на электричку в один конец – немалые деньги для Сазоновой, чья пенсия недотягивает до 2000 рублей. А льготы по оплате проезда в пригородном железнодорожном транспорте для ветеранов труда, как все уже знают, с 1 января отменены.
Правда, в качестве компенсации своих упраздненных по федеральному закону № 122 льгот Галине Кузьминичне, как и другим ветеранам труда в нашем крае, полагается ежемесячная денежная выплата – 200 рублей. Но Сазонова, как и другие приморцы, этих денег еще не видела. Только с этой недели краевые льготники начнут получать свои ежемесячные денежные выплаты. Так что пока бюджет пенсионерки оказался изрядно подорван расходами на проезд к родственникам и обратно. А что будет весной и летом?
В преддверии дачного сезона Галину Кузьминичну одолевают невеселые мысли. Садовый участок у нее – в районе станции Надеждинская. Доехать туда на электричке стоит 22 рубля. В оба конца получается 44. Двухсот рублей компенсации еле хватит на поездки на дачу раз в неделю, а ведь надо гораздо чаще: сеять, сажать, поливать, полоть…
Увы, в далеко не равном положении оказались со вступлением в силу закона № 122 льготники федеральные и региональные, так сказать, местного масштаба. Как известно, в отношении первых проблема льгот решена. Часть компенсируется ежемесячными денежными выплатами, а отдельные виды предоставляемых государством социальных услуг сохраняются в этом году в прежнем, натуральном виде. Например, в так называемый соцпакет входят, в частности, получение необходимых лекарств, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Таким образом, почти 15 миллионов федеральных льготников могут спокойно ездить в электричках как раньше – бесплатно. Они просто приходят в кассу и предъявляют необходимые документы, по которым выдается бесплатный билет.
Для региональных льготников ситуация сложилась иная. В соответствии с законом местные власти сами решали вопрос – сохранять ли натуральные льготы или же заменить их денежными компенсациями. По всей стране осенью и в начале зимы в Законодательных собраниях и администрациях «сводили дебет с кредитом», пытаясь рассчитать те суммы, которые следует заложить в бюджеты для своих льготников.
Не секрет, что в некоторых регионах при монетизации объемы выплат оказались прямо-таки копеечными. Тем не менее власти многих субъектов федерации предпочли найти всем льготам, кроме как по оплате услуг ЖКХ, денежный эквивалент и выдавать на руки деньги – хотя бы понемногу. Однако в большинстве случаев заложенные в бюджеты суммы оказались несопоставимы с реальной стоимостью услуг, предоставляемых льготникам.
У нас в крае дебаты по бюджету-2005 и конкретно по монетизации льгот были длительными. Подсчеты и споры шли и в комитетах, и непосредственно на заседаниях Законодательного собрания. Напомним, что вначале компенсации для местных льготников предлагались в размере 50, 60 и 90 рублей… После бурного обсуждения суммы увеличили. Закон о краевом бюджете 2005 года был принят в окончательном чтении 22 декабря.
По словам председателя Законодательного собрания Приморья Сергея Сопчука, в этот закон в том или ином виде вошли все предложения депутатского корпуса. Дополнительно приняли и целый пакет, включающий себя девять социальных законов, в том числе и по финансированию льгот ветеранам труда, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.
- Это были трудные вопросы, - констатирует Сергей Сопчук.
Данные краевого регистра свидетельствуют, что региональных льготников у нас около 200 тысяч.
- Для них в 2005 году сохраняются льготы по оплате услуг ЖКХ, - говорит начальник управления социальной защиты населения администрации Приморья Лилия Лаврентьева. – Все остальные льготы заменяются ежемесячными денежными выплатами: для ветеранов труда и жертв политических репрессий – 200 рублей, для тружеников тыла – 300 рублей. Эти деньги должны возместить в том числе льготы по проезду.
Заметим, что отнюдь не случайно многие пожилые люди шутят не без горечи: мол, получи свои 200-300 рублей и не в чем себе не отказывай! Оплачивай на эти деньги и телефон, и радио, и лекарства, и проезд…
Оплата поездок в пригородных поездах особенно волнует дачников - ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла из Владивостока, Артема, Уссурийска, Находки, Партизанска. К слову, не менее озабочены сейчас те приморцы из числа бывших льготников, кто еще трудится. Подрабатывать к небольшим пенсиям приходится многим, к примеру, в больницах, многочисленных санаториях и базах отдыха, расположенных в пригороде краевого центра. Тысячи пожилых людей работают здесь санитарками, уборщицами, вахтерами, кочегарами и ежедневно ездят на электричках из Владивостока или из Артема до станций Седанка, Санаторная, Океанская, Садгород.
У федеральных льготников-то бесплатный проезд сохранился в натуральной форме потому, что 10 ноября 2004 года президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев и руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Вячеслав Прохоров утвердили Программу мероприятий по обеспечению бесплатного проезда граждан – получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в 2005 году. Реализация мер по предоставлению бесплатного проезда на пригородном транспорте, а также на междугородном транспорте – к месту лечения и обратно будет осуществляться в рамках заключенного договора.
В нашем крае, по словам начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородных поездах Владивостокского отделения ДВжд Алексея Герасименко, федеральных льготников – 140 тысяч, и для них предусмотрен безденежный проезд. Ну а региональные льготники, как уточняет Алексей Николаевич, с 1 января билеты на электричку покупают за свой счет. Хотя могло быть и по-другому...
Пока же без проблем не обойдется. Суммы компенсаций не покроют, к примеру, для дачников затраты на билеты. Увеличатся и очереди. Ведь раньше чуть ли не каждый второй пассажир электрички проходил по своему удостоверению льготника прямо в вагон. Теперь же «хвосты» очередей наверняка заметно подрастут.
Впрочем, пожалуй, Приморью еще не поздно взять на вооружение опыт регионов, в которых сохранили для своих льготников бесплатный проезд. Эти субъекты федерации, к примеру, Еврейская автономная область, заключили договор с железной дорогой, и те средства, что заложены для льготников в ежемесячных денежных выплатах на проезд в пригородном транспорте, администрации регионов перечисляют железнодорожникам. В результате в этих субъектах федерации ветераны труда, труженики тыла и граждане, пострадавшие от политических репрессий, сохранили возможность пользоваться электричками бесплатно. Выбрав такой путь, эти регионы сразу выиграли по трем направлениям.
Во-первых, соблюдена социальная справедливость. По сути, региональных льготников уравняли в правах с федеральными. Кроме того, не оказались ущемлены интересы тех, кто пользуется электричкой регулярно. Да и те, кто на пригородном железнодорожном транспорте не особо часто ездит, тоже в накладе не остаются. Сумма компенсации за проезд в электричке составляет самое большее 40 рублей в месяц. Понятно, что даже в очень бедной семье эти деньги погоды не сделают.
Кроме того, всякое в жизни бывает. Сегодня кому-то электрички не нужны, а завтра они могут понадобиться. Возникнет, скажем, необходимость съездить по железной дороге в соседний город. А возможно, ездить постоянно. Ведь с апреля начнется огородный сезон, и существенно возрастет число пользующихся электричками людей, среди которых немало именно краевых льготников.
Во-вторых, в тех регионах, что заключили договоры с железной дорогой, не стали доставлять лишних неудобств своим старикам. Известно, что люди старшего поколения довольно болезненно переносят всякие новшества, особенно те, которые доставляют им дополнительные хлопоты. А так в 2005 году в заключивших договоры субъектах федерации ветеранам труда, труженикам тыла и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, достаточно только получить льготный месячный проездной билет – и никаких забот.
И, в-третьих, отчасти снимается и проблема очередей – тем же бабушкам не придется, волнуясь, пересчитывать свои деньги возле окошка кассы, задерживая себя и остальных пассажиров.
Словом, налицо ряд преимуществ. Поэтому на заключение договоров с железнодорожниками пошли не только регионы-доноры, но и ряд дотационных субъектов федерации, например, Брянская область или вообще депрессивная Ульяновская область.
Да, в ЕАО и в уже многих других регионах отказались от выплаты «живых» денег, но зато позаботились о живых людях. И теперь старики в том же Биробиджане не чувствуют себя ущемленными, имея возможность в любой момент проехать на электричке, не неся никаких расходов.
А у нас проблем набирается столько, что говорить, будто в Приморье оптимально разобрались со льготами на пригородные перевозки, значит, сильно кривить душой. Похоже, приморские законодатели предпочли решить эту задачу, не учитывая нюансы. Невольно вспоминаешь бессмертную фразу Льва Николаевича Толстого о том, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Хотя «овраги» эти вполне можно было обойти, воспользовавшись опытом регионов, которые предпочли применить другую схему. Но, к сожалению, «овраги» пока не обойдены, поэтому немало пожилых людей у нас в Приморье сейчас чувствуют себя обиженными.
Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»