Круговорот краба в природе
На пресс-конференции руководства приморского пограничного управления, прошедшей 11 января во Владивостоке, были озвучены цифры и факты, поражающие воображение: российские рыбные бизнесмены предпринимают беспрецедентные шаги для разграбления морских ресурсов родной державы.
Браконьерский маршрут «Пусан - Вакканай» порождает своих «чемпионов»
На пресс-конференции руководства приморского пограничного управления, прошедшей 11 января во Владивостоке, были озвучены цифры и факты, поражающие воображение: российские рыбные бизнесмены предпринимают беспрецедентные шаги для разграбления морских ресурсов родной державы.
Валютоемкие сказки
Вообще-то пресс-конференция была посвящена подведению итогов работы погрануправления ФСБ РФ по Приморскому краю за год. Однако собравшихся журналистов больше всего интересовали вопросы, связанные с «рыбной», а точнее говоря, c «крабовой» ситуацией в крае – кто больше всех браконьерит и что этому могут противопоставить наши приморские силовики. Очень колоритно и образно сегодняшнюю ситуацию обрисовал замначальника пограничного управления контр-адмирал Александр Иванков:
- Ситуация с морскими биоресурсами действительно печальная. В цифрах это выглядит так: за 2004 год на морском участке границы нами осмотрено более 3,5 тысячи российских и иностранных судов, за различные нарушения промысла оштрафованы более 600 российских и 51 иностранное судно. Сумма наложенных штрафов и исков за причиненный ущерб выглядит внушительно – свыше 63 миллионов рублей и почти 300 тысяч долларов США. За год пограничниками в естественную среду обитания выпущены 288 тысяч особей живого краба (камчатского, стригуна, волосатого). Но тут - такая картина. Например, в заливе Петра Великого, куда мы регулярно отпускаем выловленного там же нарушителями краба, обязательно появятся «предприниматели», желающие этого краба вытащить из моря снова. Получается своеобразный «круговорот краба в природе». Пограничникам от задержанных постоянно приходится выслушивать одни и те же «сказки», сюжет которых известен заранее: шли из Пусана в Вакканай, по пути случайно оказались в российских территориальных водах (чаще всего в заливе Петра Великого). Разновидность этой «сказки» - уже в российских водах случайно нашли ничейный трал, решили вытащить, а тут пограничники. Очень показательны в этом случае последние инциденты. Капитан задержанного 6 января СТР «Среднеколымский» нам рассказал знаменитую легенду о том, что намотал трал на винт. И это при том, что этот капитан попадается нам за короткий промежуток времени уже в третий раз! И все три раза у него что-то с винтом. И каждый раз на борту оказывается улов незаконно добытого краба. А согласно документам СТР «Среднеколымский» и вовсе шел для ремонта за границу. Когда его обнаружили пограничные корабли, судно лежало в дрейфе и, пользуясь ночной темнотой, попыталось скрыться. Его более часа гнали, и в течение этого времени со «Среднеколымского» пытались сбросить улов. В ночное время эти факты трудно фиксировать, однако сброс был, хотя капитана это не спасло – судно задержано с поличным…
Мы даже специально отслеживаем фирмы, суда которых чаще всего задерживают за нарушения. У нас есть своеобразные «чемпионы». Это приморский рыбколхоз «Рыбак» из Славянки – восемь задержаний в 2004 году, а в 2003-м – так и вовсе 12. Причем согласно документам суда «Рыбака» выходят из Славянки для ремонта в Южную Корею, а оказываются почему-то опять же в заливе Петра Великого. Есть «рекордсмен» даже из Хабаровска - АО «Хабаровскморепродукт» - пять задержаний в 2004 году. Очень много задерживается судов добывающего флота сахалинских компаний – и в этом для нас давно нет ничего удивительного… Кстати, согласно документам «СДС-004», задержанный 8 января с 7 тоннами незаконно добытого краба, с 30 июля и вовсе находился в Пусане…
«Дешевый» флаг и стоит дешево
Естественно, журналисты задали еще один закономерный для этой ситуации вопрос: а как же бороться с такими «крабовыми» проявлениями? Ответ приморских пограничников был прост. Существует только два выхода из данной ситуации. Первый - должно быть жестко лимитировано количество судов добывающего флота, как это было в СССР. Тогда, отметил Иванков, вместо одного судна добывающего флота, введенного в строй, другое списывалось. Сохранялся определенный баланс. Сейчас этого нет: кто хочет, тот и добывает. Усложняется это тем, что количество стран, предоставляющих «удобный флаг», не только не уменьшилось, а даже увеличилось.
Теперь наряду с «великими морскими державами» Гондурасом и Белизом появились новые – Монголия и микроскопические государства Океании. Причем Иванков озвучил и официальную таксу за покупку пакета документов на удобный флаг – всего 2-3 тысячи долларов.
Второй способ борьбы с морским браконьерством – создание закона, обязывающего сдавать добытую продукцию только в российские порты. Кстати, оба предложения приморские пограничники направили своему руководству в Москву, которое, в свою очередь, должно достучаться до правительства. Конечно, как отметил генерал-лейтенант Владимир Лакизо, начальник приморского погрануправления, есть положительные сдвиги по решению этой проблемы на местном уровне: в 2004 году администрация Приморья выделила средства на покупку новых локационных станций для бригады сторожевиков из Находкинского погранотряда. Благодаря этому увеличилась дальность обнаружения браконьерских судов, и результат не заставил себя долго ждать – именно находкинские погранцы и задержали «Среднеколымский» и «СДС-004». Но все равно это все-таки борьба с последствиями, а не с причинами «крабовой» эпопеи.
Как отметил сам контр-адмирал Иванков, сегодня суды выносят довольно суровые решения против иностранных компаний, чьи суда уличены в незаконном крабовом промысле: так, задержанные в прошлом году за контрабанду два иностранных судна конфискованы вместе с уловом. Кроме этого на судовладельцев наложены штрафы. Однако российских нарушителей больше примерно в 10 раз, а коли так, то (цитирую Иванкова) «хотелось бы, чтобы суды реагировали на это эквивалентно…».
А сегодня капитаны задержанных судов смело берут вину на себя: крабовый бизнес окупает любые штрафы, а наказанием за незаконные уловы по-прежнему остается (максимум!) условный срок размером в год-полтора. Большинство капитанов в этом случае даже не лишается права занимать свои должности. Судовладелец так вообще рискует признать себя (в худшем случае) банкротом, да еще и лишиться проржавевшей посудины. А значит, криминальный круговорот краба продолжается, и маршрут «Пусан - Вакканай» живет!
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»