Высшее образование на любой вкус

К 2010 году страны-участницы Болонского процесса должны создать единые требования к стандартам высшего образования. России, подписавшей это соглашение не так давно, предстоит помимо прочего перейти к двухуровневой системе образования. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Госдуму. Сегодня, когда подавляющее большинство молодежи считает необходимым поступить в вуз, но далеко не всегда потом идет работать по профессии, двухуровневая система позволит решить эту проблему. Кроме того, введение бакалавриата и магистратуры скажется и на качестве образования.

23 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1677 от 23 дек. 2004

Переход на двухуровневую систему образования позволит решить ключевые проблемы как в сфере образования, так и на рынке труда

К 2010 году страны-участницы Болонского процесса должны создать единые требования к стандартам высшего образования. России, подписавшей это соглашение не так давно, предстоит помимо прочего перейти к двухуровневой системе образования. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Госдуму. Сегодня, когда подавляющее большинство молодежи считает необходимым поступить в вуз, но далеко не всегда потом идет работать по профессии, двухуровневая система позволит решить эту проблему. Кроме того, введение бакалавриата и магистратуры скажется и на качестве образования.

В России один из самых высоких показателей получающих высшее образование. За последние 10 лет число студентов отечественных вузов возросло больше чем в два раза. В ходе мониторинга экономики образования, проведенного по заказу министерства образования, выяснилось, что 88 процентов россиян считают высшее образование важным, 67 процентов - исключительно важным для своих детей. Но при такой популярности высшего образования далеко не все выпускники вузов трудоустраиваются по своей профессии. Зачастую причинами этого становятся неадекватный выбор специальности либо невостребованность на рынке.

Введение двухуровневой системы высшего образования сможет более эффективно решить эти проблемы. Смысл схемы «бакалавр - магистр» заключается в том, чтобы все поступающие в вузы имели возможность получить общее высшее образование, те же из них, кто намерен продолжать научную деятельность или глубже вникнуть в специальность, приобретя дополнительные знания, продолжат обучение в магистратуре. Фактически речь идет о том, что высшее образование станет более доступным - в общей части. Понятно, что к тем из студентов, кто решит продолжать обучение в магистратуре, будут предъявляться повышенные требования. Однако это станет сознательным выбором человека, решившего связать свою карьеру с научной деятельностью или, скажем, управленческой. На этом этапе целесообразно подключать к подготовке специалистов не только государство, но работодателей, которые станут вкладывать средства в подготовку перспективных специалистов, а также использовать систему грантов, позволяющую продолжать бесплатное обучение талантливых студентов.

Специалисты образовательной сферы уверены: хотя реформирование высшего образования и может оказаться достаточно болезненным, провести его необходимо в самые кратчайшие сроки. «Сколько бы мы ни гордились своим образованием, надо трезво оценивать ситуацию: переход на новую схему будет тяжелым для многих вузов, - сказал ректор института бизнеса и делового администрирования Сергей Мясоедов. - Но как только это произойдет, наши студенты получат взаимно учитываемые дипломы, смогут учиться в крупнейших образовательных центрах. Конечно, я бы предпочел, чтобы они учились в России, но в такой борьбе выживают сильнейшие по качеству образовательных услуг». В этом заключается еще один аспект реформы: все процессы, происходящие сегодня в образовании, свидетельствуют о необходимости его модернизации. Министр образования и науки Андрей Фурсенко неоднократно говорил о том, что необходимо пересмотреть процедуру лицензионной проверки вузов, сделать ее более строгой.