Утаенная любовь, или Зачем учить Державина
С Раисой Иезуитовой, доктором филологических наук, заместителем директора по научной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина (крупнейшего в мире центра по изучению наследия поэта. - Прим. авт.), казалось бы, совершенно логично было бы говорить о великом поэте. Тем более что Раиса Владимировна оказалась во Владивостоке по совершенно конкретному поводу - в качестве оппонента на защите докторской диссертации преподавателя ДВГУ Алексея Ильичева.
С Раисой Иезуитовой, доктором филологических наук, заместителем директора по научной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина (крупнейшего в мире центра по изучению наследия поэта. - Прим. авт.), казалось бы, совершенно логично было бы говорить о великом поэте. Тем более что Раиса Владимировна оказалась во Владивостоке по совершенно конкретному поводу - в качестве оппонента на защите докторской диссертации преподавателя ДВГУ Алексея Ильичева. Диссертация посвящена, конечно, Пушкину. Но как-то исподволь от конкретного поэта и литературы перешли к другой теме, которая сегодня противоречива до болезненности, - теме нравственной чуткости, патриотизма. Лишь недавно в одном из своих комментариев доктор психологических наук Александр Мелик-Пашаев назвал недостаток гуманитарно-художественной составляющей в образовании и, соответственно, видении мира причиной дефицита человечности. У Раисы Иезуитовой тоже есть точка зрения.
- Уникально, что здесь в ДВГУ теперь есть такой молодой доктор филологии. Ведь филологи очень поздно получают эту ученую степень. Даже блистательный Лотман защитил докторскую сравнительно поздно...… Нужен гуманитарный багаж, который не набирается быстро. Дальневосточный университет произвел самое благоприятное впечатление. Но визит оказался еще и рабочим, потому что попросили почитать лекции в ДВГУ и Морском университете. Не имея никаких материалов с собой, я решила познакомить студентов с не совсем программным подходом к творчеству Пушкина. Я давно занимаюсь женской темой в лирике поэта: он посвятил огромное количество строк женщинам. Так вот, в этих строках часто проявляется мотив утаенной любви - любви к женщине или девушке, имя которой Пушкин тщательно скрывал. В свое время возникла традиция расшифровывать эти имена, что породило несколько совершенно блистательных научных работ. В 1997 году вместе с моей коллегой по Пушкинскому дому мы издали сборник «Утаенная любовь Пушкина», где и собрали работы Томашевского, Тынянова, Гроссмана, Гершензона, то есть пушкинистов первой величины.
- Как реагировали студенты на эту тему? Ведь сегодня пересматриваются очень многие темы русской классики, многое считается попросту вышедшим из моды, как кощунственно ни звучит это по отношению к имени Пушкина…
- Во-первых, в начале ХХ века тоже многое сбрасывалось «с корабля истории». А во-вторых, я бы сказала так. Пересматривать можно то, что плохо сделано. Писатель воспринимается часто в некоем ангажированном виде, с налетом социологии, идеологии. Надо шире смотреть на вещи и явления. Когда идет пересмотр ради пересмотра - это производит на меня тяжелое впечатление, потому что вместо одной неправды предлагается другая. Пушкин в этом смысле фигура знаковая. Еще 20 лет назад его считали поэтом декабристов, вольности, противником монархии и прочее. Сегодня, наоборот, пишут, что он обожал царя и царицу. На самом деле жизнь и человек сложнее. Поэт действительно виделся и общался с царем. Но вместе с тем ему же принадлежат строки, обращенные к сыну: он не советует ему идти по его стопам - «Писать стихи и ссориться с царями». Что касается утаенной любви, то, когда великий поэт рассматривается в связи с женщинами, он начинает проявляться в сознании студентов обычным живым человеком, со всеми его увлечениями и ошибками...
… И тогда, может быть, по-другому начинают звучать более серьезные научные темы. В том числе и его патриотический настрой, который не всегда, между прочим, правильно трактуют зарубежные исследователи.
- Раиса Владимировна, правда ли, что великим Пушкина за рубежом вовсе не считают?
- Дело в том, что его стих перевести адекватно невозможно. Потому-то зарубежный читатель относится подчас спокойно к пушкинской поэзии. Недавно я стажировалась в Америке и могу сказать, что, конечно, вся Америка взахлеб не читает Пушкина. Но в этой стране есть прекрасные школы славистики, люди говорят там на русском языке, и перевод им просто не нужен. Кроме того, сегодня появилась третья волна эмигрантов - это русские, уехавшие из России после перестройки. Они работают в университетах и выглядят вполне достойно. Они готовы возразить тем, кто говорит, что Пушкин был бы диссидентом, потому что ненавидел Россию. Кстати, Пушкин пользуется этим термином - «диссидент». Я специально проверяла: подробно рассказывая о Георгии Канисском, он использует именно это определение. Так вот, многое поэта не устраивало в России, но он не хотел бы быть гражданином другой страны. Он хотел и был российским гражданином. С большой буквы. Конечно, он был озабочен судьбой своей страны, и его многое не устраивало, так же, как и нас.
- А как вы относитесь к понятию «гражданин мира», вошедшему в обиход в последнее время? Ведь сегодня действительно границы становятся условными…
- Мне таких людей, которые думают, что родина - это всего лишь географическое место, просто жаль. Ведь любой человек где-то родился, он рос в какой-то обстановке, среди каких-то людей. Он невольно или сознательно учил историю своей страны, ее культуру, он читает на этом языке. Я с большим трудом представляю, как это можно - сесть на самолет и забыть свою страну. У меня есть друзья, которые эмигрировали из России по разным причинам, вы даже не представляете, как они тоскуют. Они просто бредят Россией! Можно иронизировать - еще Гоголь говорил: «Русь, Русь, я вижу тебя из своего чудного далека», а сам проживал в это время в Италии, в Риме. Но вы знаете, в этой ситуации укрупняется масштаб. Это очень важно. Ведь жизнь полна мелочей, каких-то досадных, нелепых...… И вот за этими заботами, за этими обидами теряется что-то очень важное. А когда человек оказывается вне родины, это важное совершенно неожиданно начинает выступать на первый план. Я пробыла в Питсбурге на стажировке месяц. Для меня это был тяжелый месяц.
Я безумно скучала по Петербургу. И вот после возвращения, когда я ехала в транспорте на работу на Мойку, меня толкнул молодой человек и сбил очки. Одна из женщин стала кричать на него, дескать, хам, чего ты лезешь! И я начала защищать - он же не нарочно, что его ругать. Если бы это было до Америки, может, и я бы возмущалась. А так, подняла очки, вот и все...
- Раиса Владимировна, сегодня все чаще говорят о необходимости разгрузить замученных школьников. Но сделать хотят не за счет той же информатики, а за счет предметов гуманитарно-художественного цикла. Неужели молодым не нужна литература в большом объеме?
- Здесь, во Владивостоке, я прочитала еще одну лекцию о романе «Евгений Онегин». Там есть такие строчки: «Он вам знаком? И да, и нет…». Я говорю студентам: конечно, роман вам знаком со школьной скамьи. Но есть малоизвестные факты о его удивительной творческой истории, хронологии. И о его уникальном способе доведения до читателя, не характерном для тех лет, - Пушкин печатал роман по главам впервые. И я попыталась рассказать, что такое «даль свободного романа». Вы знаете, слушали, так здорово аплодировали. Но студенческая среда - неслучайная. А вот школьники мало читают. Катастрофически мало...… Не любят литературу, а проходят. Мне кажется, что дело не только в программе, которая плохо и бездарно составлена. Дело еще в педагогах. В основном в школе работают словесники, которые так погрязли в проверке тетрадей, педсоветах и так далее, что потеряли ощущение предмета, который надо не вызубрить, а полюбить. Потеряли ощущение красоты слова. Школа убивает интерес к литературе. И я могу сказать это тем с большей ответственностью, что сама в свое время преподавала в общеобразовательной школе. Мои внуки - не исключение из нынешней молодежи. Старшая вообще не любит литературу, потому что учительница была формалисткой. Младшего внука я уже взяла под опеку. Недавно он начал изучать в школе «Ревизора». Не нравится, не хочет читать...… Надо что-то делать. Мы нашли спектакль в Александринке, сходили. Я спрашиваю внука: «Что понравилось?». Он говорит: «Немая сцена». Ведь все правильно уловил... Стараемся расширить его кругозор поездками и музеями. Кстати, Пушкинский дом на Мойке - один из любимых детьми музеев. Они приходят сюда охотно, потому что мы составляем программы не занудно. Дети любят посмотреть, пощупать, ощутить атмосферу дома...… Но парадокс - школьный класс пригласить на экскурсию трудно. Учителям лень. Вот открыли новый музей Державина на Фонтанке, 118. В подлинном доме, где жил поэт. Приглашаем школы, но учителя говорят: зачем? Державин сегодня по программе всего один урок. Обойдутся. Нет, не обойдутся. Сеть музеев, которая раскинута по всей Руси великой, сейчас держит культуру. Библиотека и музей. Потому что в каждом месте вдруг обнаруживается, что здесь жил великий человек. Не обязательно Пушкин, могут быть другие масштабные фигуры. Я знаю, что на Алтае под Барнаулом проходят замечательные Шукшинские праздники. В Тарханах - Лермонтовские... И в каждой точке что-то такое находится. И этим люди начинают жить. Так воспитывается патриотизм...
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»