Евгений Макаров: Говорить о стабилизации пока не приходится
От 3,5 до 3,7 процента колебался уровень безработицы в Приморье в 2004 году. За этими маленькими, на первый взгляд, цифрами стоит около 40 тысяч человек, не имеющих постоянной работы, материального благополучия, уверенности в завтрашнем дне. И это только официальные данные. По неофициальным – безработных у нас вдвое больше. Заметим, средний показатель безработицы по стране – 2,8 процента.
Что происходит на приморском рынке труда?
От 3,5 до 3,7 процента колебался уровень безработицы в Приморье в 2004 году. За этими маленькими, на первый взгляд, цифрами стоит около 40 тысяч человек, не имеющих постоянной работы, материального благополучия, уверенности в завтрашнем дне. И это только официальные данные. По неофициальным – безработных у нас вдвое больше. Заметим, средний показатель безработицы по стране – 2,8 процента.
Почему на краевом рынке труда сложилась такая ситуация? На этот и другие вопросы отвечает руководитель департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю Евгений МАКАРОВ:
- Начнем с того, что я не стал бы драматизировать ситуацию. Есть один положительный момент – процент безработных граждан не увеличивается на протяжении трех последних лет.
А вообще Приморский край контрастен. У нас есть как достаточно благополучные территории, например, Владивосток, где уровень безработицы составляет всего 0,9 процента, так и «депрессивные», то есть те, где показатель стабильно выше в 10, а то и в 20 раз.
- Можете нарисовать географическую карту приморской безработицы?
- Одним из наиболее «депрессивных» районов является Анучинский – там официальный уровень безработицы 20 процентов. Затем следуют Красноармейский, Ханкайский, Яковлевский, Чугуевский – более 13,7 процента. Противоположная ситуация в городах Уссурийск, Находка, Артем, в Надеждинском районе, где зафиксировано от 1,3 до 2,9 процента безработных.
- Теоретически все муниципальные образования находятся в равных условиях. Почему одни становятся «депрессивными», а другие нет?
- Все зависит от экономического развития территорий. В советские времена край был ориентирован на промышленность, сельское хозяйство. Сегодня доминирует сфера обслуживания, а это городская прерогатива. И потом далеко не каждый сварщик, токарь или специалист по рисоводству может переквалифицироваться в продавца, официанта или открыть свое дело. Так же как не каждый глава района может создать благоприятные условия для развития предпринимательства.
Если в Тернейском районе удалось запустить такое современное предприятие, как «Тернейлес», обеспечивающее рабочими местами жителей не только этой, но и близлежащих территорий, то во многих других муниципальных образованиях ничего подобного сделано не было.
До тех пор, пока у нас не произойдут кардинальные перемены в экономике, говорить о стабилизации рынка труда не придется.
- На фоне отсутствия новых рабочих мест особо обостряется, на мой взгляд, проблема ликвидации старых…
- Вы правы. Есть в этом году особо тревожный симптом: резкое увеличение - более чем в два раза - числа высвобожденных по инициативе администрации работников, а это около 13,5 тысячи человек за девять месяцев. Это как раз люди, попавшие под сокращение. Массовое высвобождение достаточно больно ударило даже по таким благополучным городам, как Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск. По сведениям, поступившим в центры занятости населения по городам и районам края, до конца года будет уволено еще более трех тысяч человек. По отраслям экономики наибольшая часть сокращений в этом году произошла в промышленности – 60,4 проц., в основном легкой. Также закрывались предприятия жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной почтовой службы. Часть уволенных трудоустроится в организации, созданные взамен ликвидированных, но большинство пришли за содействием в службу занятости.
Всего за год к нам обратилось более 100 тысяч человек, практически на 10 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 1 декабря 39,4 тысячи зарегистрированы в качестве безработных. Средняя продолжительность поиска работы по краю – 6,8 месяца. Более года на учете в центрах занятости стоит около 20 проц. обратившихся.
- Честно говоря, возникает мысль, что эти 20 проц. хронических безработных – люди, которые просто не хотят работать…
- Я бы не торопился делать такие выводы. Всего две цифры - и вы поймете, почему. 87,6 процента всех имеющихся в крае вакансий сосредоточены в 10 городах Приморья. Из них 96 процентов свободных рабочих мест - во Владивостоке. И это при том, что в районах в службы занятости обращаются 80 проц. работодателей, подбирающих сотрудников, а в краевом центре эта цифра значительно ниже. Одна из основных проблем трудоустройства в Приморье – низкая мобильность населения, невозможность внутритерриториального перераспределения безработных, что обусловлено в первую очередь дороговизной рынка жилья. Человек из Красноармейского района, возможно, был бы не против поехать на работу во Владивосток или Находку, взять с собой семью, но…... Сможет ли он купить здесь квартиру? Или хотя бы снять при условии, что в лучшем случае большая часть его заработка будет уходить на жилье? Если учесть, что более половины имеющих статус безработного – сельские жители, можно сделать выводы о глубине проблемы.
Порой найти работу за пределами края легче, чем на малой родине. У нас есть общероссийский банк вакансий. В основном уезжают на временную работу – сезонную или вахтовым методом – в Якутию, Хабаровский край, Бурятию, на Сахалин. Там, впрочем, как и тут, наиболее востребованы представители рабочих специальностей, преимущественно строительной, горной промышленности. Работодатели оплачивают проезд туда и обратно, предоставляют жилье.
- Немного странно, что при такой ситуации на рынке труда у нас находятся рабочие места для иностранцев. Нет ли в этом противоречия – чужих привлекаем, а своих обеспечить не можем?
- Второй год подряд к нам приезжает около 15 тысяч работников из дальнего зарубежья – квота устанавливается постановлением правительства РФ. Плюс неопределенное число мигрантов из ближнего зарубежья. Противоречие существует только на первый, поверхностный, взгляд. Прежде чем взять на работу иностранного гражданина, работодатель обязан попытаться укомплектовать штаты за счет внутреннего ресурса, обратиться в службу занятости, которая на протяжении двух месяцев будет подбирать персонал. Только если по истечении данного срока так и не найдется российских граждан, желающих трудиться на предложенных условиях, руководитель организации может написать заявление на имя руководителя департамента ФГСЗН, в котором указать, сколько, каких специалистов и из какой страны он хотел бы пригласить на работу. После чего мы делаем анализ рынка труда на территории и даем заключение о целесообразности привлечения иностранных работников. Только после получения официального разрешения работодатель может взять специалистов из-за рубежа. Как правило, они выполняют низкооплачиваемую и тяжелую физическую работу, которая, естественно, выглядит малопривлекательной для местных жителей.
- То есть это нормальная мировая практика?
- Конечно. Привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа используется во многих странах мира. Сегодня рабочая сила – это своего рода конкурентоспособный товар, преодолевающий любые границы, восполняющий недостаток трудовых ресурсов на той или иной территории и способствующий более динамичному развитию экономики государства.
Посчитайте сами: если на тех же китайских рынках торговать будут русские и получать при этом приемлемую для нашего уровня жизни зарплату, значит, реализуемые товары автоматически подорожают. Это же касается рынка жилья, сельхозпродукции. А каждый ли предприниматель в состоянии платить высокую заработную плату и обеспечивать соответствующий социальный пакет своим работникам, особенно если учитывать, во сколько сегодня обходятся аренда офисов, коммунальные услуги, связь и налоги?
И еще хочу заметить – мы не даем положительного заключения для трудоустройства иностранцев в таких отраслях, как, скажем, ремонт обуви, который традиционно считается уделом людей с ограниченными физическими возможностями...
- Если вернуться к разговору о наших безработных соотечественниках, что дает им обращение в службу занятости?
- В первую очередь им оказывается помощь в поиске работы, также предоставляются социальные гарантии. К таковым относятся: медицинский и страховой полисы, право на получение субсидии на оплату коммунальных платежей, отчисления в Пенсионный фонд, у них не прерывается общий трудовой стаж.
У нас есть очень много программ для работы с самыми разными категориями населения – инвалидами, военнослужащими и членами их семей, освобожденными из мест лишения свободы и так далее. Мы трудоустраиваем несовершеннолетних, привлекаем людей на общественные работы, обеспечиваем временное трудоустройство – это когда работодатель, принимая сотрудника, платит ему невысокую заработную плату, но не ниже минимальной, и с нее, как положено по закону, делает необходимые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, а служба занятости доплачивает бывшему безработному материальную помощь. Так может продолжаться не более 12 месяцев. По истечении срока руководитель предприятия, как правило, берет участника программы на постоянную работу, если, конечно, он его устраивает.
Также мы заключаем договоры с учебными заведениями, даем возможность безработному бесплатно повысить квалификацию или сменить специальность, оказываем ему не только практическую, но и психологическую помощь, помогаем даже при регистрации собственного дела. Правда, к сожалению, в этом году нам пришлось снизить объемы работ по ряду программ.
- С чем это связано?
- Решение проблем безработицы предусматривает софинансирование ряда программ федеральным и краевым бюджетами. Программа занятости на 2004 год, принятая краевым Законодательным собранием и подписанная губернатором, предполагала выделение из краевой казны 5 миллионов 590 тысяч рублей, однако...… Как вы понимаете, ни копейки из этих денег не поступило. Между тем за счет обозначенной суммы мы могли бы трудоустроить еще около 900 школьников, привлечь к общественным работам примерно две тысячи безработных, оказать содействие в открытии собственного дела 580 гражданам.
При рыночной экономике безработица будет всегда – это доказывает мировая практика. Но снизить ее процент, помочь людям быстрее найти работу можно только совместными усилиями – государства, краевых и местных властей. Мы, со своей стороны, делаем все возможное. Внедряем новые формы работы, расширяем банк вакансий, предлагая работу не только рабочих, но и высококвалифицированных специальностей. И люди нам верят, о чем свидетельствует резкое увеличение числа обратившихся в службу занятости. Очень хочется надеяться, что краевые и муниципальные власти более активно включатся в это общее дело и не останутся равнодушными к реальным нуждам своего населения.
Автор: Марина ГРИЦЮК, специально для «В»