«Пятерка» за сопротивление
Эти ребята из благополучных семей наркотики не пробовали. Но кто осмелится сегодня сказать, что опасности такой нет? В других аудиториях, где собираются подростки постарше, будь то из школ, детских домов и центров реабилитации, попробовавших очень много. Чем многие бравируют! И потому клинический психолог Приморского краевого центра профилактики употребления наркотических веществ Светлана Ерахтина проводит тренинг. Что же должны уяснить школьники такого (пока не поздно!), что поможет им сопротивляться соблазну?
Корреспондент «В» побывал на тренинге по профилактике наркомании вместе с шестиклассниками школы № 35 г. Владивостока
Эти ребята из благополучных семей наркотики не пробовали. Но кто осмелится сегодня сказать, что опасности такой нет? В других аудиториях, где собираются подростки постарше, будь то из школ, детских домов и центров реабилитации, попробовавших очень много. Чем многие бравируют! И потому клинический психолог Приморского краевого центра профилактики употребления наркотических веществ Светлана Ерахтина проводит тренинг. Что же должны уяснить школьники такого (пока не поздно!), что поможет им сопротивляться соблазну?
Играют все
- Здравствуйте, давайте знакомиться! Сейчас каждый на первую букву имени вспомнит ту свою черту характера, которая ему нравится.
- Сергей. «С» - серьезный. Сильный. Смешливый…
Тренинг – не скучная лекция об ужасах наркомании. Это в основном игры. Но каждая несет глубокий смысл.
Проявляет некие черты характера. Воспитывает. Помогает совершить открытие.
Повышаем самооценку
- Заниженная самооценка, - говорит психолог Светлана Маратовна, – причина многих проблем. Например, курения табака. А то и чего похуже. Ведь если не слишком уверен в себе, хочется хотя бы внешне казаться круче, значимее. Часто такие люди просто ведомы – куда повлекут, туда и плетутся…
Вот почему не только для разминки, а именно для роста в собственных глазах ребята играют «в зеркало». Все становятся в круг, Миша – посередине. И делает какие-то движения, а все в точности повторяют. И значит, Миша сегодня – важная персона, от него все немного зависят… А вот еще: каждый в кругу говорит о своем настроении и даже подбирает к нему краску: солнечно-желтая или грязно-коричневая. И, оказывается, ты тоже всем интересен со своими внутренними переживаниями… А для психолога цвет подобранной краски – сигнал: что там, в душе у ребенка?
Доверяем миру
Почему ребята курят, пробуют наркотики? Нередко потому, что в силу застенчивости сталкиваются с проблемами общения со сверстниками. Мир неласков, враждебен – и ребенок ершист.
Психолог предлагает игру «Паутинка». Опять все в круг, крепко сцепляются руками – и живая цепь запутывается, перекручиваясь и перешагивая. В результате группа оказывается близко-близко друг к другу, рука с рукой, нос к носу. Тактильный контакт вызывает ощущения доверия и близости: оказывается, люди вовсе не колючие. Может, и мне попробовать быть доверчивее? И мир станет приветливее. А группа сплоченнее.
«Я хороший!»
А вот еще игра – «Поменяйся местами». Все садятся на стулья кругом. Ведущий посередине предлагает: пусть пересядут те, кто любит маму. А теперь кто добрый. Теперь - самые ответственные. Смысл – не просто положительный заряд эмоций, но осознание черт своего характера, и одобрение получают именно лучшие черты.
«От природы ребенок всегда хочет быть хорошим, - комментирует психолог Светлана Ерахтина. - Даже если он совершает плохие поступки – курит, употребляет алкоголь или что похуже, – отчасти тем самым он хочет обратить внимание: посмотрите на меня! Загляните мне в душу! Мне плохо от вашего равнодушия. Иногда, наоборот, причина плохого поведения – гиперопека, от которой подросток устает и начинает протестовать».
Еще игра: изобрази эмоцию. Радость или гнев, страх или зависть. Ребята должны учиться понимать невербальный язык – язык жестов и мимики, распознавать в жизни, подошел к ним человек с добром или скрытой корыстью. Учатся и сами быть эмоциональными, чтобы выражать протест плохому. И выражать дружелюбие. Такие люди в жизни убедительнее…
Мозги в дырку
Конечно, тренинг – это еще и информация для ребят. Здесь можно задавать самые смелые вопросы, Светлана даже бровью не поведет, ответит спокойно.
- А если маленький ребенок покурит химки, он умрет?
- А как химка влияет на мужскую потенцию? А пиво?
На нормальных подростков эмоционально воздействует такая картинка, нарисованная психологом: когда регулярно куришь даже химку (она почему-то считается легким и безобидным наркотиком), токсины разрушают клетки мозга, взамен «вырастает» соединительная ткань, которая на всякие умные процессы неспособна, и потому у «нарка» ухудшается память, замедляются интеллектуальные процессы, думать все больше нечем.
Ребята вполне способны понимать и другие механизмы зависимости, о чем тоже откровенно рассказывает Светлана Ерахтина: расшатывание маятника поведения. «Наркотик приносит минуты удовольствия, после которых по законам равновесия в природе приходит глубочайшая депрессия, из которой хочется выпрыгнуть. Опять химическое удовольствие – и опять маятник падает в бездну…». Теперь ребята уже знают: если кто-то из сверстников то в бешенстве, то в слезах, то смеется как младенец, и все это сконцентрировано в полчаса – он попал…
Скучно жить на свете, господа
И вот еще важная работа для тренинга: учиться получать естественное, а не химическое удовольствие. Вместе перебирают все возможные виды деятельности. Что приносит радость? Спорт, компьютер, общение, гордость тем, что знаешь иностранный язык или что собрал неплохую коллекцию, что рисовать получается лучше, чем у других, или танцевать…
«Беда в том, что многих с трудом можно увлечь чем-то – все им скучно, неинтересно. Но вот наконец в списке звучит то, что заставляет взгляд оживиться… Самое лучшее, когда с раннего детства ребенок и помыслить не может, что можно ничем не заниматься. Безделье, избыток свободного времени – одна из причин попробовать наркотики, - говорит Светлана Ерахтина. – Советую: может, просто взять на себя побольше домашних обязанностей?»
В поисках покоя
Ну и конечно, самая главная причина всех завихрений подростка - в семье. Здесь обе стороны хороши, и дети, и родители. С одной стороны, у родителей больше чем на «уроки сделал?» душевных сил не хватает. Подростки дружно жалуются психологу: как хочется, чтобы мама посидела, погладила, поговорила и поняла! А мамы упорно не хотят понимать очевидного…
С другой - ребят обескураживает вопрос: а мама обед тебе оставила? И новые джинсы купила? И работает допоздна… Это что, не любовь разве?
Часто наркотики появляются у тех, у кого бесконечные конфликты в семье. «Родители вечно скандалят, а мне так хочется покоя. Покуришь химки – и спокойно…».
Трудно сказать «нет»
Самое практическое из всех заданий тренинга: подростки учатся говорить «нет». Особенно тому, кто предлагает наркотики.
Этап первый: понять, зачем их предлагают. Уж не ради филантропии, а ради завтрашней власти над тобой.
Этап второй: физически почувствовать давление. Подростки становятся ладошки к ладошкам, один давит, другой сопротивляется. Интересно, кто характером послабее, тот и ладошками не умеет толком оттолкнуться…
И, наконец, сплошной театр, когда придумывают фразы отказа. Кто убедительнее?
Если не жаль разорвать дружеские отношения – можно и подальше послать. Если хочется сохранить, фразы другие.
Вот они – ребятам предлагают целый список. Его вполне можно обсудить с подростками в семье.
Нет, эти химические радости не для меня.Я не собираюсь загрязнять свой организм.Не сегодня и не сейчас.У меня аллергия, и без того красные глаза.Я хочу быть здоровым.Это мне ничего не дает.Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.Я за витамины.Нет, я и так много воюю с родителями.Нет, когда-нибудь я могу захотеть иметь здоровую семью.Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.Эта дрянь не для меня.Я пробовал, и мне не понравилось.Нет, мне не хочется умереть молодым.Нет, не хочу неприятностей.Не могу, моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.Я не в настроении.Последний раз, когда мама застала меня за курением, мне не давали денег два года.Нет, мне понадобятся все мои мозги, какие есть.Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.Я больше в этом не нуждаюсь.Я и без этого превосходно себя чувствую.Я таких вещей боюсь.А вот самый удачный вопрос, который, как ни парадоксально, заставляет продавца тушеваться и блеять что-то невнятное: «Докажи, что мне это нужно!».
Может, хотя бы эти шестиклассники избегут опасности?
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»