Будут ли россияне хранить деньги в банке?

Доверие россиян к отечественной банковской системе растет, невзирая на июльский кризис. По итогам проведенного в крупнейших городах России исследования, более трети респондентов в настоящее время готово доверить свои сбережения банку.

17 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1674 от 17 дек. 2004

Доверие к банкам возвращается

Доверие россиян к отечественной банковской системе растет, невзирая на июльский кризис. По итогам проведенного в крупнейших городах России исследования,  более трети респондентов в настоящее время готово  доверить свои сбережения банку.

Но не всякому. Банк должен быть крупным, известным, с хорошей «родословной» и множеством филиалов, закрытыми кабинками для выдачи денег,  кондиционерами и при этом располагаться в двух шагах от дома.

В 2004 году для российского банковского сектора главными событиями стали становление системы страхования вкладов, дальнейшее развитие ипотечного кредитования, ускорение процесса консолидации банков, расширение спектра банковских операций. Были и негативные моменты, к числу которых в первую очередь следует отнести события июля 2004 года, когда проблемы ряда отечественных банков вызвали определенный всплеск нервозности, особенно у московских вкладчиков.

В этих условиях большой интерес представляет изучение отношения населения к происходящим в банковской сфере процессам, к тому,  как  меняется восприятие российских банков в глазах их клиентов и какова степень доверия   к банковской системе в целом. Важно также понять, что ждут люди от банков, какие услуги будут наиболее востребованы в ближайшем будущем.

На изучение этих проблем было направлено исследование «Потенциал доверия клиентов банков (физических лиц)   к российской банковской системе», которое проводилось в ноябре нынешнего года в крупнейших российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,  Екатеринбург, Омск, Пермь, Новосибирск).

Как показало исследование,  население регулярно отслеживает ситуацию в банковском секторе, знает лидеров бизнеса. Среди банков общероссийского значения  наиболее часто респондентами упоминаются Сбербанк, Росбанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, Газпромбанк, «О. В. К.», МДМ-банк; кроме того, в каждом регионе респонденты отмечают от трех до восьми  региональных банков.  Большинство опрошенных обращается за информацией к специализированным печатным изданиям и профильным Интернет-сайтам (58 проц.). Респонденты также часто полагаются на мнение референтных лиц - знакомых, родственников, профессиональных бухгалтеров, служащих банка (24 проц.).

По оценкам респондентов, банковские вклады по степени надежности сохранности накоплений сейчас занимают второе место после покупки недвижимости и  намного опережают такие способы вложения средств, как покупка акций, паев ПИФов и инвестиции в собственное дело.

При выборе конкретного банка и определении его надежности респонденты обращают особое внимание на срок существования банка, его историю  (этот фактор важен для 35 проц. опрошенных). В числе старейших и известнейших банков упоминаются Сбербанк - 43 проц., Росбанк - 28 проц. и МДМ-банк - 16 проц. На долю остальных участников рынка в целом приходится 13 проц.

Величина банка расценивается большинством респондентов как еще один критерий надежности. 3/4 опрошенных доверяют крупным банкам больше, нежели мелким. Большинство респондентов довольно хорошо осведомлено о происходящих в банковской сфере процессах консолидации. Респонденты цитируют заявления представителей банков о планах слияния московского Автобанка-НИКойл  с башкирским «Уралсибом», возможном объединении Инвестсбербанка с Русским генеральным банком, знают о начавшейся консолидации бизнеса Росбанка с банковской группой  «О. В. К.». Объединение банков в целом рассматривается вкладчиками положительно: они рассчитывают при этом на укрупнение капитала, а следовательно, на повышение надежности банка.

«Основная цель консолидации - создание универсального финансового института с широкой линейкой банковских продуктов для населения. В Росбанке нам уже удалось построить эффективную инвестиционную деятельность, работу с корпоративными клиентами и обслуживание состоятельных частных лиц. Теперь наш приоритет номер один - наращивание розничной составляющей работы банка, построение универсального продуктового ряда и продвижение наших услуг через обширную сеть отделений», - заявил директор департамента общественных связей и маркетинга Росбанка Валентин ШАПКА. Планируется, что после объединения Росбанка и  «О. В. К.» будут серьезно реформированы депозитные и кредитные программы для частных лиц: кредиты должны стать дешевле, а вклады надежнее и выгоднее. Только на развитие ипотеки в течение ближайшего года банковская группа Росбанка и «О. В. К.» предполагает выделить около 100 миллионов долларов.

Также в числе достоинств банков более 80 проц. респондентов называет широкую сеть филиалов. По количеству отделений на душу населения планку первенства долгие годы держал Сбербанк. Сейчас его наиболее реальным и серьезным конкурентом на данной позиции является Росбанк. Благодаря консолидации Росбанка с банковской группой «Первое О. В. К.» количество их офисов только в московском регионе достигло 70. Единая система обслуживания держателей банковских карт Росбанка  и «О. В. К.» накрыла почти всю Россию. С учетом банков «О. В. К.» сеть Росбанка в Российской Федерации состоит из 576 точек обслуживания клиентов. Новые филиалы планируется открывать в Подмосковье, на Урале, северо-западе и юге России. К 2006 году общее количество отделений Росбанка по стране  увеличится до 1200.

Другим критерием надежности из отмеченных респондентами (48 проц.) являются учредители банка - люди и организации, которые стоят за деятельностью банка, а также их близость к власти. Например, связь Росбанка и «Норильского Никеля» оценивается  респондентами как дополнительная гарантия вкладов, защищенных промышленными активами.

Далеко не на последнем месте при выборе банка стоит уровень предоставляемого сервиса: отсутствие очередей, быстрое оформление необходимых документов, наличие отдельных кабинок для банкоматов, услуги сопровождения клиента при обналичивании крупной денежной суммы, удобный для клиента режим работы, доброжелательность, открытость и готовность помочь со стороны персонала. Наиболее комфортные условия для клиентов предоставляют, по мнению респондентов, Росбанк (37 проц.), МДМ-банк (24 проц.), Внешторгбанк (18 проц.) и  «О. В. К.» (14 проц.).

Наиболее востребованными банковскими услугами, по мнению респондентов, являются: оплата коммунальных услуг (99 проц.), оформление пластиковых карточек (29 проц.), обмен валюты (20 проц.), кредитование (18 проц.), открытие накопительных вкладов (16 проц.) и перевод денег через банк (13 проц.). Относительно мало распространенной услугой является аренда сейфов и сейфовых ячеек (3 проц.).

Как показало исследование, основная часть респондентов позитивно расценивает происходящие в банковской сфере процессы.  Кризисный период, когда пошатнулось доверие банковской системе и население предпочитало хранить сбережения дома либо вкладывать их в низколиквидные активы, подходит к концу. Наиболее активная группа потребителей банковских услуг уже давно предпочитает держать свободные средства на банковских счетах, пользоваться пластиковыми картами, банкоматами и участвовать в кредитных программах. Вслед за этой наиболее цивилизованной группой активными потребителями банковских услуг становятся менее доверчивые представители формирующегося среднего класса. Согласно данным исследования в настоящее время почти 40 проц. респондентов готово вкладывать свои сбережения в банковские организации в течение ближайших шести месяцев. Еще 26 проц. «скорее готово» передать накопления банкам.  В целом ситуацию можно характеризовать как многообещающую, и со сдержанным оптимизмом банковские специалисты заявляют: «Кризис преодолен, российские граждане вновь открыли кредит  доверия банковской системе». 

 СПРАВКА "В"

В каждом из городов было опрошено не менее 50 человек различных возрастных и социальных категорий с разным уровнем дохода и различным опытом взаимодействия с банковской структурой. 66 проц. респондентов пользуется банковскими услугами уже более трех лет, 26,5 проц. является клиентами банков от года до трех лет. Меньше года является клиентами банков 7,5 проц. опрошенных.

Автор: Евгения ТРОФИМОВА, специально для «В»