Будут ли россияне хранить деньги в банке?

Доверие россиян к отечественной банковской системе растет, невзирая на июльский кризис. По итогам проведенного в крупнейших городах России исследования, более трети респондентов в настоящее время готово доверить свои сбережения банку.

17 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1674 от 17 дек. 2004

Доверие к банкам возвращается

Доверие россиян к отечественной банковской системе растет, невзирая на июльский кризис. По итогам проведенного в крупнейших городах России исследования,  более трети респондентов в настоящее время готово  доверить свои сбережения банку.

Но не всякому. Банк должен быть крупным, известным, с хорошей «родословной» и множеством филиалов, закрытыми кабинками для выдачи денег,  кондиционерами и при этом располагаться в двух шагах от дома.

В 2004 году для российского банковского сектора главными событиями стали становление системы страхования вкладов, дальнейшее развитие ипотечного кредитования, ускорение процесса консолидации банков, расширение спектра банковских операций. Были и негативные моменты, к числу которых в первую очередь следует отнести события июля 2004 года, когда проблемы ряда отечественных банков вызвали определенный всплеск нервозности, особенно у московских вкладчиков.

В этих условиях большой интерес представляет изучение отношения населения к происходящим в банковской сфере процессам, к тому,  как  меняется восприятие российских банков в глазах их клиентов и какова степень доверия   к банковской системе в целом. Важно также понять, что ждут люди от банков, какие услуги будут наиболее востребованы в ближайшем будущем.

На изучение этих проблем было направлено исследование «Потенциал доверия клиентов банков (физических лиц)   к российской банковской системе», которое проводилось в ноябре нынешнего года в крупнейших российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,  Екатеринбург, Омск, Пермь, Новосибирск).

Как показало исследование,  население регулярно отслеживает ситуацию в банковском секторе, знает лидеров бизнеса. Среди банков общероссийского значения  наиболее часто респондентами упоминаются Сбербанк, Росбанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, Газпромбанк, «О. В. К.», МДМ-банк; кроме того, в каждом регионе респонденты отмечают от трех до восьми  региональных банков.  Большинство опрошенных обращается за информацией к специализированным печатным изданиям и профильным Интернет-сайтам (58 проц.). Респонденты также часто полагаются на мнение референтных лиц - знакомых, родственников, профессиональных бухгалтеров, служащих банка (24 проц.).

По оценкам респондентов, банковские вклады по степени надежности сохранности накоплений сейчас занимают второе место после покупки недвижимости и  намного опережают такие способы вложения средств, как покупка акций, паев ПИФов и инвестиции в собственное дело.

При выборе конкретного банка и определении его надежности респонденты обращают особое внимание на срок существования банка, его историю  (этот фактор важен для 35 проц. опрошенных). В числе старейших и известнейших банков упоминаются Сбербанк - 43 проц., Росбанк - 28 проц. и МДМ-банк - 16 проц. На долю остальных участников рынка в целом приходится 13 проц.

Величина банка расценивается большинством респондентов как еще один критерий надежности. 3/4 опрошенных доверяют крупным банкам больше, нежели мелким. Большинство респондентов довольно хорошо осведомлено о происходящих в банковской сфере процессах консолидации. Респонденты цитируют заявления представителей банков о планах слияния московского Автобанка-НИКойл  с башкирским «Уралсибом», возможном объединении Инвестсбербанка с Русским генеральным банком, знают о начавшейся консолидации бизнеса Росбанка с банковской группой  «О. В. К.». Объединение банков в целом рассматривается вкладчиками положительно: они рассчитывают при этом на укрупнение капитала, а следовательно, на повышение надежности банка.

«Основная цель консолидации - создание универсального финансового института с широкой линейкой банковских продуктов для населения. В Росбанке нам уже удалось построить эффективную инвестиционную деятельность, работу с корпоративными клиентами и обслуживание состоятельных частных лиц. Теперь наш приоритет номер один - наращивание розничной составляющей работы банка, построение универсального продуктового ряда и продвижение наших услуг через обширную сеть отделений», - заявил директор департамента общественных связей и маркетинга Росбанка Валентин ШАПКА. Планируется, что после объединения Росбанка и  «О. В. К.» будут серьезно реформированы депозитные и кредитные программы для частных лиц: кредиты должны стать дешевле, а вклады надежнее и выгоднее. Только на развитие ипотеки в течение ближайшего года банковская группа Росбанка и «О. В. К.» предполагает выделить около 100 миллионов долларов.

Также в числе достоинств банков более 80 проц. респондентов называет широкую сеть филиалов. По количеству отделений на душу населения планку первенства долгие годы держал Сбербанк. Сейчас его наиболее реальным и серьезным конкурентом на данной позиции является Росбанк. Благодаря консолидации Росбанка с банковской группой «Первое О. В. К.» количество их офисов только в московском регионе достигло 70. Единая система обслуживания держателей банковских карт Росбанка  и «О. В. К.» накрыла почти всю Россию. С учетом банков «О. В. К.» сеть Росбанка в Российской Федерации состоит из 576 точек обслуживания клиентов. Новые филиалы планируется открывать в Подмосковье, на Урале, северо-западе и юге России. К 2006 году общее количество отделений Росбанка по стране  увеличится до 1200.

Другим критерием надежности из отмеченных респондентами (48 проц.) являются учредители банка - люди и организации, которые стоят за деятельностью банка, а также их близость к власти. Например, связь Росбанка и «Норильского Никеля» оценивается  респондентами как дополнительная гарантия вкладов, защищенных промышленными активами.

Далеко не на последнем месте при выборе банка стоит уровень предоставляемого сервиса: отсутствие очередей, быстрое оформление необходимых документов, наличие отдельных кабинок для банкоматов, услуги сопровождения клиента при обналичивании крупной денежной суммы, удобный для клиента режим работы, доброжелательность, открытость и готовность помочь со стороны персонала. Наиболее комфортные условия для клиентов предоставляют, по мнению респондентов, Росбанк (37 проц.), МДМ-банк (24 проц.), Внешторгбанк (18 проц.) и  «О. В. К.» (14 проц.).

Наиболее востребованными банковскими услугами, по мнению респондентов, являются: оплата коммунальных услуг (99 проц.), оформление пластиковых карточек (29 проц.), обмен валюты (20 проц.), кредитование (18 проц.), открытие накопительных вкладов (16 проц.) и перевод денег через банк (13 проц.). Относительно мало распространенной услугой является аренда сейфов и сейфовых ячеек (3 проц.).

Как показало исследование, основная часть респондентов позитивно расценивает происходящие в банковской сфере процессы.  Кризисный период, когда пошатнулось доверие банковской системе и население предпочитало хранить сбережения дома либо вкладывать их в низколиквидные активы, подходит к концу. Наиболее активная группа потребителей банковских услуг уже давно предпочитает держать свободные средства на банковских счетах, пользоваться пластиковыми картами, банкоматами и участвовать в кредитных программах. Вслед за этой наиболее цивилизованной группой активными потребителями банковских услуг становятся менее доверчивые представители формирующегося среднего класса. Согласно данным исследования в настоящее время почти 40 проц. респондентов готово вкладывать свои сбережения в банковские организации в течение ближайших шести месяцев. Еще 26 проц. «скорее готово» передать накопления банкам.  В целом ситуацию можно характеризовать как многообещающую, и со сдержанным оптимизмом банковские специалисты заявляют: «Кризис преодолен, российские граждане вновь открыли кредит  доверия банковской системе». 

 СПРАВКА "В"

В каждом из городов было опрошено не менее 50 человек различных возрастных и социальных категорий с разным уровнем дохода и различным опытом взаимодействия с банковской структурой. 66 проц. респондентов пользуется банковскими услугами уже более трех лет, 26,5 проц. является клиентами банков от года до трех лет. Меньше года является клиентами банков 7,5 проц. опрошенных.