Адмирал Виктор ФЕДОРОВ: Главные задачи ТОФ - боеготовность и профессионализм
Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров провел брифинг для корреспондентов изданий Минобороны РФ и газеты «Владивосток».
Командующий флотом поддержал акцию «В»
Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров провел брифинг для корреспондентов изданий Минобороны РФ и газеты «Владивосток».
- Итоги 2004 года мы расцениваем положительно, - отметил комфлотом. - Все задачи, направленные на поддержание боевой и мобилизационной готовности, выполнены. Вместе с тем жесткий лимит по топливу и ГСМ не позволил, особенно во 2-м полугодии, сделать все, что было запланировано.
Что не решено? Главная проблема, как признался адмирал Федоров, которая беспокоит сегодня командование ТОФ, это состояние дел в области правопорядка и воинской дисциплины. Статистика здесь осталась такой же, как и в минувшем году, т. е. ничуть не лучше, - сохраняется высокий процент травматизма, есть случаи гибели военнослужащих, немало осужденных за те или иные проступки.
По мнению командующего, главная причина такого положения - своеобразный «провал» в отношении вооруженных сил государства, который наблюдался в течение 10-12 лет. Другой момент - крайне низкий образовательный и воспитательный уровень пополнения, приходящего на флот по «срочному» призыву.
Отсюда задачи, которые ставятся перед Тихоокеанским флотом в 2005 году (кстати, новый учебный год стартовал на флоте уже с 1 декабря). Главная - восстановить и поддерживать боеготовность флота на уровне требований времени. При этом, учитывая недостаток финансовых и материальных ресурсов, необходимо распорядиться ими оптимальным образом.
Следующая задача: необходимо как минимум на порядок поднять профессионализм всего личного состава - от матроса до командующего. Здесь же, естественно, и отработка коллективных действий - от боевого поста и расчета до подразделения и соединения.
На вторую половину следующего года, сообщил Виктор Федоров, также запланирован целый ряд крупномасштабных мероприятий, в том числе предполагается и проведение на дальневосточном направлении еще одних серьезных учений.
Активной, как и все последние годы, будет и международная деятельность флота. Как известно, в уходящем году ТОФ «принял» семь визитов, сам же нанес два - в Республику Корея и Японию. На следующий год запланированы посещения Вьетнама, Китая, Сингапура, Индонезии, ряда других стран Юго-Восточной Азии. Ждут и в главной базе Тихоокеанского флота - Владивостоке - иностранных визитеров.
Рассказывая об этой стороне деятельности флота, командующий подробно остановился на своем участии в девятом симпозиуме главнокомандующих ВМС стран западной части Тихого океана. Этот собирающийся раз в два года серьезный и авторитетный международный форум, участником которого Россия является с 1996 года, объединяет более 20 государств региона. По сложившейся традиции нашу страну на симпозиуме представляет командующий ТОФ. Последний симпозиум проходил в Сингапуре (предыдущий, в 2002 году, состоялся в Токио, следующий, в 2006-м, планируется провести в США). Речь на этот раз шла о серьезных вопросах, решить которые мировое сообщество может только совместными усилиями. В первую очередь это борьба с терроризмом, защита морских коммуникаций и судовладельцев от нападений пиратов, координированное проведение спасательных операций, особенно по спасению человеческой жизни на море, совместная подготовка офицерских кадров путем обменных стажировок и практик.
По окончании брифинга адмирал Федоров ответил на несколько вопросов корреспондента «В»:
- Виктор Дмитриевич, недавно в редакции нашей газеты прошел «Круглый стол», на котором наиболее компетентные в крае специалисты обсуждали уроки и выводы, которые необходимо сделать из недавней двойной морской трагедии у берегов Приморья. Немало серьезной критики прозвучало тогда в адрес ГО и ЧС. Вместе с тем участники разговора очень высоко оценили роль в спасательной операции авиации Тихоокеанского флота, которая немедленно, по первому сигналу, была «поставлена на крыло». Но это же вроде не ваш профиль?
- Что значит «не ваш»? Когда речь идет о спасении человеческих жизней, «ваших» и «не ваших» не бывает. Флот устроен таким образом, что спасательные силы и средства у нас круглосуточно находятся «под парами», в состоянии постоянной готовности. Поэтому при минимально возможных погодных условиях мы немедленно подняли в воздух самолеты и вертолеты. И мне неважно, спекулянты шли в Японию за машинами или обычные моряки попали под удар стихии - это все живые люди. К нашей общей горечи, спасти удалось далеко не всех.
Кстати, и ситуация минувшей недели на Камчатке, где пропал санитарный борт «Ми-8», - мы также немедленно задействовали силы, которыми там располагаем.
Так было всегда, так будет и впредь.
Обиднее другое. Дальний Восток - особенно Камчатка, Сахалин, Курилы, да и Приморье тоже - находится в зоне возможных природных катаклизмов. Предсказать их сегодня практически невозможно. Значит, главное - оказать быструю и квалифицированную помощь. А у нас - вот, посмотрите из окна - который год стоит и ржавеет у причала великолепно оснащенное госпитальное судно «Иртыш». Это действительно уникальный комплекс (полагаю, что ни в одной стране мира нет ничего подобного), специалисты которого при помощи имеющегося оборудования способны, не побоюсь этих слов, творить чудеса. В любой момент при первом сигнале тревоги мы могли бы направить «Иртыш» туда, где нуждаются в помощи. Могли бы. Но техническое состояние самого судна не позволяет этого сделать. На его докование, ремонт корпуса, систем, силовой установки требуется порядка 60-70 миллионов рублей. В бюджете флота денег на это нет. К кому мы только не обращались за помощью. Но пока нас, к сожалению, не слышат.
Единственное, что могу сделать: пока я командующий флотом, списать это судно не позволю.
- Полгода назад в одном из интервью нашей газете вы рассказывали о том, что началась процедура передачи Русского острова - большей части его территории - гражданским властям. Какова ситуация сегодня?
- Действительно, такая работа нами велась совместно с краевой администрацией. Действовали мы в полном согласии и взаимопонимании. На сегодня нами согласован весь пакет необходимых документов, готовы все кальки, выкопировки и так далее. Теперь, как я понимаю, задача краевой власти - провести эти документы через правительство, т. е. через соответствующие министерства и ведомства. Полагаю, что существенную помощь здесь могли бы оказать и депутаты Госдумы от Приморского края, члены Совета Федерации. Все, что надо было сделать во Владивостоке, сделано; теперь решение вопроса надо искать в Москве.
- Последний, но очень важный вопрос, Виктор Дмитриевич. В начале сентября - в годовщину окончания второй мировой войны - газета «Владивосток» при поддержке наших японских коллег из газеты «Хоккайдо симбун» опубликовала большой материал-расследование, в котором речь шла о судьбе небезызвестной подводной лодки «Л-19». Не секрет, что она стала единственным боевым кораблем, который ТОФ потерял в ходе боевых действий на Тихом океане. Вместе с тем «Л-19» - это вообще последняя подводная лодка, которая погибла во второй мировой, с 1 сентября 1939-го по 2 сентября 1945-го. Уже много лет корабли ТОФ опускают на воду венки на месте гибели русской эскадры в цусимском сражении. В начале этого года отряд кораблей ТОФ побывал в корейском порту Инчхон (бывшем Чемульпо), где воздал почести морякам «Варяга» и «Корейца». Однако за прошедшие почти 60 лет никто и никогда не возлагал венки на место гибели «Л-19». Между тем и японская печать, и наша газета публиковали карты, на которых это место четко обозначено. Может быть, имеет смысл в следующем году - году 60-летия Великой Победы и окончания второй мировой войны - организовать экспедицию в эту точку пролива Лаперуза и отдать подводникам последнюю дань памяти?..
- Да, я тоже многое знаю об этой истории. Вы правы. Конечно, давно пора было провести соответствующую церемонию отдания почестей на месте гибели «Л-19». И тем более важно было бы сделать это именно в следующем, юбилейном году. Более того, насколько я знаю, там достаточно небольшие глубины, и, наверное, имело бы смысл спустить туда водолазов, может, удалось бы поднять какие-то реликвии. Но здесь опять возникает та же проблема, о которой я уже говорил выше: в небогатом флотском бюджете на подобные расходы не предусмотрено ни копейки денег, ни килограмма топлива. Нужен поиск спонсоров. Нашлись ведь заинтересованные люди, которые вложили немалые средства в не очень удачную, но тем не менее состоявшуюся в этом году экспедицию к месту гибели легендарного «Челюскина». Поиск «Л-19» и по месту, и по глубинам значительно проще.
Поэтому хорошо, что вы затронули эту тему. Давайте вместе искать возможности, а корабль мы готовы предоставить.
Автор: Записал Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»