Согреемся колесами

По подсчетам экологов, только во Владивостоке и его пригороде сегодня на стихийных свалках находится около миллиона использованных автомобильных шин. Штабеля автопокрышек встречаются в оврагах, пролесках и даже на пляжах. Черные горы старой резины растут и множатся как грибы после дождя, а единственный на всем Дальнем Востоке завод по их утилизации загружен только на 20 процентов расчетной мощности.

25 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1662 от 25 нояб. 2004

Приморский завод очищает Дальний Восток от резиновой чумы

По подсчетам экологов, только во Владивостоке и его пригороде сегодня на стихийных свалках находится около миллиона использованных автомобильных шин. Штабеля автопокрышек встречаются в оврагах, пролесках и даже на пляжах. Черные горы старой резины растут и множатся как грибы после дождя, а единственный на всем Дальнем Востоке завод по их утилизации загружен только на 20 процентов расчетной мощности.

- Работать над проектом утилизации автомобильных шин мы начали более трех лет тому назад, - говорит директор предприятия «Эко-Косан» Константин Обновленный. - Впервые такой завод мы увидели в Японии. Нас это заинтересовало, и мы решили построить аналогичную установку во Владивостоке.


ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Правды ради, следует заметить, что в то время реализовать похожую идею желали многие. Но у всех подход к этой проблеме был один: дайте нам на это строительство деньги из бюджета, и мы тогда горы свернем. Естественно, никто и никому денег не дал и давать не собирался, ведь в вечно дефицитном бюджете края их просто не было.

Компания «Эко-Косан» решила действовать иначе. Она не стала ждать манны бюджетной и начала строительство уникального завода за свой счет.

Эту предпринимательскую инициативу чиновники всех уровней встретили буквально «на ура». Аппаратчики аплодировали и пожимали Константину Александровичу руки, мол, наконец-то в нашем городе хоть кто-то начинает заниматься благородным делом утилизации шин.

Но благородная инициатива требовала от властей и благодарного отношения. А потому власти недолго думая для строительства завода предприятию «Эко-Косан» выделили в районе станции Весенняя …местную мусорную свалку.

Но и на том спасибо. Очистив полученную территорию, закупив и установив на ней новое японское оборудование, работники компании занялись оформлением необходимой документации.

На получение всевозможных разрешений, согласований, допусков и сертификатов ушло около двух лет и куча денег. Лицензию завод получил только в декабре 2002 года.


СОВЕСТЬ СПИТ, А ПОФИГИЗМ НЕ ДРЕМЛЕТ

Во всем мире, где стоят установки по утилизации шин, весь процесс всегда находится под внимательным контролем государства. Предприниматель, имеющий на балансе автотранспорт, не может использованные шины просто так выкинуть на свалку, закопать где-нибудь или оставить гнить их у себя на складах. Он обязан их сдать на завод и оплатить их утилизацию.

Точно по такой схеме предполагал организовать работу своего завода и коллектив «Эко-Косан». Все ясно понимали, что ни в краевом, ни в городском бюджетах денег на эти цели не найдется, а поэтому рассчитывали только на совесть и сознательность предпринимателей.

Однако желающих тратить на утилизацию свои кровные денежки нашлись единицы: ведь гораздо проще совершенно даром темной ночью вывалить все это где-нибудь в пригородном лесочке.

- Однажды на экологическом семинаре я слушал выступление одного директора крупного приморского завода, - рассказывает Константин Обновленный. - В нем он долго призывал всех руководителей предприятий Приморья серьезнее финансировать свои экологические программы. После семинара мы познакомились. Я предложил сотрудничество. Он очень обрадовался. Но радость эта была недолгой - только до того момента, когда он узнал, что за утилизацию шин надо будет платить. Договор мы так и не заключили.


ВОТ У НИХ ЗАВОДЫ - КЛАСС! А У НАС?

Существуют, конечно, и другие технологии переработки автомобильной резины, но, увы, они еще далеко не совершенны. Есть, например, технологии получения из автошин резиновой крошки, которую теоретически можно использовать и в асфальтовом производстве, и в производстве строительных материалов, и как добавки в том же производстве новых шин. Но потребность на рынке в них мизерная, а потому и японцы, и американцы, и немцы, и англичане шины просто отправляют в печь и используют полученное от утилизации шин тепло на обогрев производственных и жилых зданий, воды, теплиц, бассейнов. Ведь резина по своей калорийности превосходит даже каменный уголь и лишь чуть-чуть уступает дизельному топливу. Японцы, было дело, даже предлагали поставить во Владивосток  большой и абсолютно экологически чистый завод по утилизации шин, который мог бы создать конкуренцию по выработке тепла даже Владивостокской ТЭЦ. Причем совершенно бесплатно. Правда, в обмен просили сжигать у нас и их шины...


ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?

Во Владивостоке предприятий, использующих автотранспорт, насчитывается более тысячи. На балансе у них стоит более 10 тысяч автомобилей. Ежегодно леса и пляжи края пополняются тоннами старой резины. Сегодня краевая администрация прорабатывает проекты новых полигонов для отходов. Но полигоны - это всего лишь свалка, а не переработка, и решить проблему очистки приморских гор, полей и рек от резинового нашествия они не могут. Ведь принимать шины на полигоны по закону просто не имеют права, да и сжигать их запрещено не только в кострах на Горностае, но и даже в мощных котельных ТЭЦ: не та температура сгорания и еще большее загрязнение среды.

Договоры с заводом «Эко-Косан» сегодня заключили всего лишь 60 владивостокских предприятий. Из 150 городских шиномонтажек авторезину утилизируют только четыре. За год на завод было сдано всего 6 тысяч шин.

А вот сахалинские предприниматели, услышав об этом предприятии, оказались почему-то активнее местных: на днях с Сахалина на адрес завода были отгружены два контейнера с шинами на утилизацию. Может, у островитян просто менталитет другой? А ведь им кроме 3 рублей 42 копеек за утилизацию 1 килограмма резины еще и за транспортировку платить приходится.

Единственный на весь Дальний Восток завод, работая на 20 процентов мощности, сегодня едва сводит концы с концами. Но может стать при поддержке краевых и городских властей настоящей гордостью Приморья. И не только очистит край от «резиновой чумы», но и может стать основой для совершенно уникальных производственных и рекреационных технологий. Представьте себе, к примеру, горячий бассейн под открытым зимним небом, своего рода приморскую Паратунку, и посчитайте, какую выгоду может дать городу и краю только этот проект.

Автор: Отдел спецпроектов, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"