Выселить всех!

Не хочется вас пугать, уважаемые собственники квартир, но, похоже, нам всем пора узнать, что готовит новый виток жилищно-коммунальной реформы, который начнется с 1 января 2005 года. К сожалению, здесь все зыбко и непонятно. Нет однозначного ответа даже на простой вопрос: будет ли принят до конца года новый Жилищный кодекс Российской Федерации?

24 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1661 от 24 нояб. 2004

Смогут в новом году во Владивостоке, если сейчас не принять меры для защиты горожан от реформы

Не хочется вас пугать, уважаемые собственники квартир, но, похоже, нам всем пора узнать, что готовит новый виток жилищно-коммунальной реформы, который начнется с 1 января 2005 года. К сожалению, здесь все зыбко и непонятно. Нет однозначного ответа даже на простой вопрос: будет ли принят до конца года новый Жилищный кодекс Российской Федерации? Специальный запрос в Государственную думу тоже ничего не прояснил. Сотрудники тамошней пресс-службы так и ответили: если депутаты успеют, то примут его во втором и третьем чтениях, и тогда Жилищный кодекс начнет действовать с 1 января 2005 года, а могут и не успеть, тогда начало его действия будет отложено до 1 января 2006 года.

Жилищный кодекс, между прочим, больше всего нужен именно нам – обычным квартировладельцам и плательщикам за жилищно-коммунальные услуги, потому что он законодательно устанавливает правила нашей защиты от произвола чиновников. А они не дремлют, и новые документы выпускают, как блины пекут… 

СТОПРОЦЕНТНЫЙ  КВАДРАТ

Уже известно, что постановлением правительства России  № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», утвержденным 26 августа 2004 года, уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги устанавливается в размере 100 процентов. К примеру, если в этом году по тарифу за горячую воду жителям Владивостока начислялось 147 рублей 82 копейки на человека, но платить за эту услугу предлагалось 134 рубля 89 копеек, а разницу в оплате за нас должны  были возмещать организации, предоставляющей данную услугу, из бюджетных средств, то с нового года сколько нам начислят, столько и будем платить.

К тому же все платежи по жилищно-коммунальным услугам с 1 января 2005 года будут взиматься  исключительно с квадратного метра общей площади жилья в месяц. Например, семья из девяти человек в квартире общей площадью 72,7 кв. м в июне 2004 года должна была платить за содержание и текущий ремонт жилищного фонда по 5,01 рубля в месяц на квадратный метр общей площади квартиры, что выливалось в 364 рубля 23 копейки. А вот вывоз твердых бытовых отходов по ставке оплаты в 16,07 рубля рассчитывался уже по числу проживающих в сумме 144 рубля 63 копейки. Обслуживание мусоропроводов по ставке оплаты 2 рубля 91 копейка в месяц также считалось по головам прописанных в квартире граждан. За обслуживание лифта, холодную воду, канализацию (летом она еще не делилась на горячую и холодную), а также за электричество в тех квартирах, которые  не имеют счетчиков, мы также вносили подушевую оплату. А вот за отопление, капитальный ремонт, отмененный в начале года, и за наем жилья (который собственники квартир вроде бы оплачивать не должны, но многим этот платеж все равно выставляют) плату брали с квадратных метров.

Напомню, если кто забыл, что в общую площадь квартиры включается абсолютно все - пространство коридоров, встроенных шкафов, кладовок, лоджий и даже балконов. Кстати, именно начисляемая плата за отопление балконов и абсолютно не отапливаемых лоджий многих людей больше всего и возмущала. Теперь явный абсурд подобной практики узаконен постановлением правительства - квадратный метр становится основой исчисления всех платежей.

С одной стороны - это мера вынужденная, потому что с тех пор, как в стране отменили обязательную прописку по месту жительства, людей в квартирах как-то ощутимо поубавилось. В последние годы, как утверждают специалисты, многие граждане стараются не регистрировать по своей жилплощади больше, чем двух-трех чад и домочадцев, проживая, так сказать, в виртуальном качестве. А малолетних детей в целях экономии расходов на услуги ЖКХ многие вообще не прописывают. А зачем? Свидетельство о рождении есть, медицинский полис на ребенка выдают по паспорту родителей, а поликлинику и школу волнует место реального проживания малыша, а совсем не то, где он прописан. Теперь с этой практикой покончено. Хоть девять человек в квартире живут, хоть один, хоть вообще квартира пустует, собственник жилья будет обязан оплачивать все расходы по подаче тепла, подводу воды, отводу стоков, обслуживанию лифтов и прочим услугам ЖКХ. Квартиру недаром называют недвижимостью, ее-то в виртуальный режим и захочешь, а не переведешь...

ЗОЛОТОЙ МУСОРОПРОВОД

В ближайшей перспективе платежи за коммунальные услуги ощутимо подрастают, даже при сохранении прежних ставок. Если за вывоз твердых бытовых отходов по тарифу в 16,07 рубля семья даже из девяти человек, как мы уже с вами считали, должна была заплатить 144 рубля 63 копейки, то, умножив ставку оплаты на 72,7 квадратных метра, получим ошеломляющую сумму - 1168 рублей 29 копеек! Золотым станет при такой практике и обслуживание мусоропроводов даже при месячной ставке в 2,91 рубля. Умножьте-ка ее на ваши «квадраты». В моем случае вместо прежних 26 рублей 19 копеек вырисовывается сумма в 211 рублей 56 копеек. Бред, скажете вы? Не может быть такого, чтобы тарифы, рассчитанные на человека, автоматически сохранились в пересчете на квадратные метры! Их должны пересчитать, скажете вы, чтобы они были экономически оправданы и обоснованы! Должны. Я вам больше скажу, когда эти самые тарифы должны быть подсчитаны и обнародованы для всех потребителей.

Заглянем в постановление правительства России № 89, которое вступило в силу 28 февраля 2004 года. Называется оно «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» и соответственно регламентирует, как и когда должны считаться и обосновываться новые тарифы. Цитирую документ: «До утверждения местных бюджетов на очередной год устанавливаются цены и тарифы и утверждаются производственные и инвестиционные программы организаций. Изменение этих цен и тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах». Бюджет Владивостока, как известно, уже поступил в думу города Владивостока и, между прочим, прошел уже процедуру первого чтения. А кто-нибудь из вас или господ чиновников уже видел утвержденные новые тарифы на 2005 год?

Идем дальше. «При установлении цен и тарифов учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг», - говорится в постановлении. Покажите, какие у нас во Владивостоке имеются «акты органов местного самоуправления», регулирующие все вышеозначенное правительством? Новых точно нет, есть только старые, утверждающие ставки оплаты ПО-СТАРОМУ. А «цены на услуги, - это опять цитата, - по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от установленных состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья, а цены за наем жилья - в зависимости от качественных характеристик жилого помещения».

А теперь, уважаемые знатоки практики предоставления жилищно-коммунальных услуг, скажите, успеют ли городские власти разработать и просчитать новые тарифы, провести независимую экспертизу «с оценкой финансового уровня и технического оснащения предприятия» до утверждения городского бюджета и, самое главное, до наступления нового года? И о каком предприятии, кстати, можно вести речь? Ведь ПЖЭТы уже ликвидируются, а вот новых управляющих компаний в сфере ЖКХ пока еще не создано.

Так что кажущиеся фантастическими цены на вывоз мусора и обслуживание мусоропроводов вполне могут у нас с вами образоваться уже в январе. К тому же однозначно подрастут и ставки платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда. Может быть, в два раза, а может, и вообще в три. Но по 5,01 рубля мы платить уже не сможем.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ СТАНДАРТА

И это еще не все. Вышеупомянутым постановлением правительства № 441 федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в Приморье определен в 63,1 рубля. То есть граждане, имеющие квартиры площадью в 100 квадратов, должны будут платить за коммунальные услуги не более 6310 рублей в месяц. Не считая, разумеется, расходов на подачу в дома воды, тепла, электроэнергии и газа, там, где он есть. Потому что эти услуги, предоставляемые гражданам, должны регулироваться государством особо, как производимые естественными монополиями. Для того чтобы немножко утешить приморцев, спешу сообщить, что меньше нас федеральный стандарт для Дальневосточного федерального округа установлен только в Еврейской АО - 56 рублей. Хабаровчане будут платить не более 71,8 рубля за квадратный метр своего жилья, сахалинцы - 68,4, магаданцы - 79,7 рубля, а жители Корякии и Чукотки вообще по 106 рублей 80 копеек!

Хотите сравнить с Москвой? Пожалуйста, для столицы федеральный стандарт равен 28,7 рубля, для Северной Осетии - 21,6 рубля, для Татарстана - 24,1, для Перми - 28,6, для Свердловской области - 30,5, для Иркутской области - 35,1, а для Красноярска - 50,7 рубля. А в среднем по России стандарт выглядит вполне прилично - 31,9 рубля. Согласитесь, динамика прослеживается четко: чем ближе к югу, тем меньше люди должны платить за коммунальные услуги, а чем дальше на Дальний Восток - тем больше. Центр, как всегда, находится посередине и, надо сказать, не бедствует. И вы будете говорить, что правительство страны крайне заинтересовано в сохранении и освоении российских территорий Дальнего Востока? Или это очередной остроумный способ выдавить нас всех отсюда подальше, чтобы россиян здесь жило как можно меньше?

ВИРТУАЛЬНЫЕ СУБСИДИИ, ДВУХРУБЛЕВЫЙ КАПРЕМОНТ

Правда, надо отдать должное правительству - оно установило, что федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не может превышать 22 процентов. Все, что свыше того, должно дотироваться государством и органами местного самоуправления. Причем если раньше начисленные дотации на оплату услуг ЖКХ напрямую шли их поставщикам, то теперь муниципалитеты должны придумать порядок организации лицевых или банковских счетов для «дотационных» граждан и адресно зачислять на них положенные субсидии. А граждане, дескать, должны будут этими деньгами распоряжаться самостоятельно. Но когда это все начнет действовать и как, толком не знает никто. Хотя уже сегодня большинству льготников дотации на оплату услуг ЖКХ срезали примерно на две трети.

По логике, возмещать расходы на адресные субсидии гражданам в сфере ЖКХ должен федеральный бюджет. Но закон о субсидиях тоже Госдума приняла пока лишь в первом чтении в общем пакете так называемых жилищных законопроектов, которые депутаты рассматривали 10 июня.

ПЛАТЕЖНЫЙ КРИЗИС

Может быть, в других городах и областях дела с платежами за жилищно-коммунальные услуги обстоят более-менее пристойно, но во Владивостоке, который за последний десяток лет подвергся целой серии политических экспериментов в сфере ЖКХ, положение просто кризисное. Абсолютное большинство жителей Владивостока имеют реальные или мнимые задолженности по платежам за те или иные виды услуг.

К примеру, в пятницу, 19 ноября, пресс-служба «Дальэнерго» обнародовала свежую информацию о должниках. И оказалось, что с начала отопительного сезона жители Владивостока оплатили пока лишь ЧЕТЫРЕ процента потребленной тепловой энергии. А это уже настоящий массовый протест населения, возникший, смею предположить, в связи с абсолютно беспардонной системой начисления платы за отопление подъездов. У наших жителей и избирателей накоплен богатый политический опыт «голосовать ногами», то есть не ходить на выборы и не платить за то, что считаешь несправедливым.

По информации «Дальэнергосбыта», из 150 миллионов рублей, начисленных в ноябре за горячую воду и отопление, гражданами оплачено пока лишь 9 миллионов рублей. Тут, конечно, палка о двух концах. Ведь во многих жилых домах Владивостока нормальной и регулярной подачи горячей воды как не было с прошлого года, так и нет. А потому всякий разумный человек отказывается платить за то, чего он не потребил. Но тут же нарывается на пеню. Отказывается платить пеню, может получить повестку в суд и кучу иных неприятностей, вплоть до визита судебных приставов и описывания имущества.

Но вот строки из письма Игоря Михайловича Бородина: «Уважаемые господа, поясните мне следующую ситуацию: если я не заплачу за услуги вовремя или не заплачу вовсе, то мне насчитают пеню, затем могут лишить услуги, затем подать на меня в суд и прийти с ОМОНом описывать мебель. Все логично - за потребленную услугу надо платить. Теперь обратная ситуация: мне не предоставляют услуги (неважно какой, нет горячей воды, два года не работает лифт и т. д.) и мне все равно, по какой причине, - могу ли я поступить аналогично: потребовать выплаты стоимости неполученной услуги, насчитать пеню, а потом прийти с ОМОНом? Наши поставщики услуг, вовсю используя права по взиманию денег за весьма сомнительного качества услуги, как-то предпочитают забыть о своих обязанностях!».

Мне к этим словам больше пока нечего добавить, кроме того, что если в самые ближайшие дни не встрепенутся депутаты и чиновники, общественные и правоохранительные организации, не разрулят такую запутанную ситуацию с платежами за жилищно-коммунальные услуги Владивостока, то, боюсь, завтра это будет делать поздно… А ведь нам здесь жить?

Автор: Ольга АКСАКОВА, «Владивосток»