Стояночный тормоз

Владивосток - один из самых автомобильных городов России, и это объективно. Объективно и другое: зажатому на полуострове со сложным рельефом городу некуда расти. Поэтому и проблема автостоянок стоит во Владивостоке так остро. Во-первых, не везде их достаточно. Во-вторых, не всегда они действуют в правовом поле. Наконец, услуги стоянок дорожают. Согласно одной из версий в последнее время это происходит из-за перевода данного вида деятельности на единый налог на вмененный доход. Как бы то ни было, редкая сфера бизнеса может похвастать подобной стихийностью и неурегулированностью.

23 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1660 от 23 нояб. 2004

Не всякому автомобилю во Владивостоке есть где переночевать

Владивосток - один из самых автомобильных городов России, и это объективно. Объективно и другое: зажатому на полуострове со сложным рельефом городу некуда расти. Поэтому и проблема автостоянок стоит во Владивостоке так остро. Во-первых, не везде их достаточно. Во-вторых, не всегда они действуют в правовом поле. Наконец, услуги стоянок дорожают. Согласно одной из версий в последнее время это происходит из-за перевода данного вида деятельности на единый налог на вмененный доход. Как бы то ни было, редкая сфера бизнеса может похвастать подобной стихийностью и неурегулированностью.

И ВЕЧНЫЙ БОЙ! С ТЕНЬЮ

На «вмененку», то есть единый налог на вмененный доход (ЕНВД), российские автостоянки перевели с 1 октября 2004 года. Произошло это по предложению депутатов Законодательного собрания Приморского края, инициировавших поправки в Налоговый кодекс РФ. Суть новшества в двух словах такова: если раньше владельцы стоянок платили налог в зависимости от числа занятых работников, то сейчас им предлагается пополнять бюджет, исходя из площади. Чем больше машин может поместиться на стоянке, тем больше денег нужно перечислить в казну. Предполагается, что из-за этого стоянки станут прозрачнее: «прятать» лишние метры сложнее, чем работников. Комментируя поправки, зампредседателя краевого Законодательного собрания Игорь Пушкарев заявил, что теперь «автостояночный бизнес на всей территории России сможет существенно уменьшить свои налоговые выплаты». В подтверждение этого тезиса Игорь Сергеевич привел стоянку площадью 100 квадратных метров с тремя работниками: по старой схеме ее владелец раскошеливался на 4 тысячи рублей, по новой - всего на 850.

С мнением законодателя в корне не согласен помощник главы администрации Владивостока по вопросам предпринимательской деятельности Сергей Русаленко, заявивший, что новая схема повысит налоговые выплаты владельцев автостоянок ни много ни мало в пять раз. Для иллюстрации он взял стоянку площадью уже 30 тысяч квадратных метров: до последнего времени ее хозяин вносил 20 тысяч рублей налогов, а с 1 октября эта сумма вырастает до 100 тысяч. Естественно, ожидается и рост тарифов на хранение автомобилей.

Эти крайние позиции, разумеется, носят в основном риторический характер. Непонятно, где во Владивостоке можно найти эту самую стоянку площадью 100 кв. м, на которой едва уместится десяток автомобилей. Если же владельцам больших стоянок все-таки придется платить больше, это по закону сообщающихся сосудов приведет к удорожанию услуг на всех стоянках без исключения: в условиях избыточного спроса и недостаточного предложения демпинговать нет необходимости.


ПЕРЕЕДЕМ В ОМСК?

Автолюбителям, по большому счету, глубоко безразлично налогообложение автостоянок. Их интересуют лишь расценки на хранение машин. А стояночный бизнес по степени «затененности» схож с айсбергом, и изменит ли новая схема налогообложения ситуацию - еще вопрос. По большому счету, дело вообще не в налогах. Опыт учит скепсису: снижения расценок не может быть, потому что не может быть никогда. Мини-исследование корреспондента «В» дало пессимистические результаты. Во Владивостоке вообще дорогие стоянки - опять-таки из-за обилия машин и недостатка места. В Белгороде, например, обычное дело стоянки по 20 рублей за сутки, в Омске - по 15, в Красноярске - по 25-40 и т. д. У нас такие смешные цены возможны только на нелегальных дворовых «паркингах», даже не обнесенных оградой. Сутки же «цивильного» хранения автомобиля под открытым небом обходятся во Владивостоке в среднем в 50 рублей, причем эта цена уменьшается по мере удаления к окраинам и заметно увеличивается в центре. Влияет и обеспеченность конкретного микрорайона с тоянками: владельцы регулируют расценки, сообразуясь главным образом со спросом. В последние месяц-два, например, на пять рублей подняли ценник хозяева стоянки неподалеку от центральной площади, на 10 - на Ольховой. Неподалеку от горпарка тариф вырос с 65 до 75, на Тихой - с 35 до 40, у больницы рыбаков - с 70 до 100, близ отеля «Хендэ» - с 60 в сентябре до 70 в октябре и 90 в ноябре. Это общая тенденция. Причем на каждой стоянке - свои правила: одни устанавливают повышенный тариф для джипов, другие требуют доплату за машину без госномеров и т. д.

Проблема не только в расценках. Нередко конфликт между клиентом и работниками стоянки не решается в законном порядке: с правовой точки зрения автостояночный бизнес остается довольно «диким».

НОЧНОЙ ПОЗОР

Де-юре все замечательно: новые «Правила оказания услуг автостоянок» российское правительство утвердило еще три года назад. Согласно этому документу при длительном хранении машины нужно заключить с владельцем стоянки письменный договор. Для разовой постановки на стоянку достаточно получить квитанцию или сохранную расписку с указанием номера автомобиля. В случае хищения или повреждения машины владелец стоянки возмещает убытки.

На деле эти правила нарушаются сплошь и рядом, на что сквозь пальцы смотрят не только сами предприниматели, но зачастую и их клиенты. Так, в ходе августовской проверки платных автостоянок во Владивостоке были установлены, согласно сообщению комитета по торговле и защите прав потребителей администрации Приморского края, «факты грубейшего нарушения прав автовладельцев». Стоянки не отвечают требованиям, не гарантируют сохранность транспортных средств - на большинстве даже отсутствует оперативная связь с милицией и пожарными. В случае причинения ущерба или угона автовладельцы практически лишены возможности защитить свои права. Специалисты краевой администрации в этой связи советуют, во-первых, всегда заключать письменные договоры, во-вторых - требовать чеки или квитанции. Кроме того, «при постановке автомобиля на хранение должен быть произведен его внешний осмотр. Замечания, связанные с товарным видом и комплектностью машины, необходимо зафиксировать в журнале регистрации или в специальном акте, который подписывают представитель исполнителя и потребитель». И тогда все убытки, как и положено, будут «возмещены исполнителем в добровольном порядке в течение 10 дней с даты предъявления соответствующего требования».

Все это хорошо лишь в теории. На самом деле письменные договоры заключаются не везде. Да что там, даже выдачи чека можно добиться далеко не всегда - остается довериться охранникам. Что касается товарного вида и комплектности, то иногда работники стоянок действительно спрашивают у нового клиента о наличии магнитолы, целостности оптики, кузовных «коцках» и т. п. Но все недостатки при беглом осмотре в любом случае не увидишь, да и документально это никак не подтверждается. Вот и возникают утренние споры по поводу того, поцарапали ли машину на стоянке или она приехала такая. Хотя стояночников понять тоже можно. Скажем, клиент начинает утверждать, что ночью сняли колпачки с колесных дисков его красавца «Ниссан-Леопарда». «Оно нам надо?» - жаловался корреспонденту «В» охранник одной из стоянок в центре Владивостока.

В таких условиях ни о каком судебном решении конфликта не может быть и речи. Однако стояночный бизнес в целом, что называется, устаканился. Не менее серьезна другая проблема - объективного свойства: во Владивостоке не хватает места для ночевки автомобилей.

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Бесспорно, машинам не место на детских площадках, а двор - не ночная парковка. Но неверно было бы возлагать ответственность целиком на автолюбителей: в городе для нормального ночного хранения машин не созданы условия, а гараж для каждого - это нереально. Вот и возникают стихийные стоянки прямо под окнами жилых домов. Если машины запрещать нельзя, проблему нужно решать другими средствами. Еще в начале октября глава администрации Владивостока Владимир Николаев заявил, что в городе «есть ряд бизнесменов, которые намерены финансировать строительство многоярусных автомобильных стоянок». Начальник управления ГИБДД УВД Приморья Юрий Оборин уточнил, что для этого уже определены четыре площадки - в основном это существующие одноуровневые парковки. Прецедент в виде многоуровневой стоянки на территории торгового порта уже имеется. Согласно расчетам «наружные» многоэтажные стоянки гораздо дешевле, чем подземные.

В процессе подготовки этого материала корреспондент «В» поинтересовался у главы администрации Владивостока, как развивается ситуация. «Программа в действии, сейчас мы ищем земли в центре города, - ответил Владимир Николаев. - У нас много предложений от китайских и японских инвесторов. Главному архитектору Владивостока поручено максимум за восемь месяцев принять план застройки, который хотя и разрабатывался, но принят не был. Кроме того, сейчас мы просто не подписываем документы, разрешающие какое-либо строительство, если в плане не предусмотрена подземная стоянка. Все это вместе взятое должно снять напряжение в центре города».

Потерпим?

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»