Права человека
В массовом общественном сознании россиян Министерство юстиции Российской Федерации нередко ассоциируется то с силовыми ведомствами, то с фискальными. Обе эти точки зрения в разной степени далеки от истины. В действительности Минюст России является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, в эпицентре которой, по верному замечанию президента России, должен находиться единственный источник и носитель вышеупомянутой власти в нашей стране - многонациональный народ.
Что защищает Минюст России
В массовом общественном сознании россиян Министерство юстиции Российской Федерации нередко ассоциируется то с силовыми ведомствами, то с фискальными. Обе эти точки зрения в разной степени далеки от истины. В действительности Минюст России является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, в эпицентре которой, по верному замечанию президента России, должен находиться единственный источник и носитель вышеупомянутой власти в нашей стране - многонациональный народ.
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. В. В. Путин уточнил, что естественное стремление народа к установлению гарантированной незыблемости нравственных и политических основ его развития реализуется исключительно через институты демократического государства и гражданского общества. К числу таковых относится и Министерство юстиции Российской Федерации. Откройте положение о нем и там вы найдете, что одной из основных задач Минюста России является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в т. ч. в вопросах, относящихся к созданию, государственной регистрации и деятельности общественных и религиозных объединений. Приведенная только что задача, стоящая перед органами юстиции, носит ярко выраженный правозащитный характер и принадлежит к числу приоритетных. Представители общественных объединений и верующие граждане часто обращаются за помощью в территориальные органы Минюста России и в целом ряде случаев получают ее. Здесь мы имеем дело не просто с проявлением благородства и человеколюбия на местах, а с исполнением должностными лицами своих прямых обязанностей, четко прописанных в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации и в прочих нормативных правовых актах.
Мы не имеем столь достоверной информации о том, как справляются со своими задачами в работе с общественными объединениями и религиозными организациями органы юстиции в других регионах. Но хотелось бы верить, что везде дела идут так же неплохо, как и в Приморском крае. За последние десятилетия в Приморье не было зарегистрировано ни одного нарушения прав граждан и их объединений со стороны Главного управления Минюста России по Приморскому краю, хотя поводов для обоюдного недовольства было предостаточно. Чаще всего проблемные ситуации проявляются в ходе осуществления контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям, а также соблюдением религиозными организациями уставов относительно целей и порядка их деятельности. В письме Минюста России от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97 недвусмысленно указывалось на то, что контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и прежде всего для предупреждения противоправных проявлений в их деятельности. Разумеется, данное относится и к их деятельности в отношении своих членов, а также в отношении иных граждан. То же самое, кстати, касается и контроля за деятельностью общественных объединений. Т. е. в нашем случае контроль за общественными и религиозными объединениями можно рассматривать как защиту прав и свобод граждан от незаконных действий указанных юридических лиц.
Нарушение установленного порядка деятельности и управления в общественном объединении или религиозной организации является основанием для признания неправомочными всех решений, принятых с нарушением законодательства России и положений устава. Обычно органы юстиции вправе выносить предупреждение и представление общественным объединениям, направлять уведомления об устранении выявленных нарушений в религиозные организации, в некоторых случаях отсылать информацию в государственные органы, а в исключительных - в органы прокуратуры или заявления в суд. По результатам контроля могут составляться и протоколы об административных правонарушениях, где с предельной точностью прописывается каждое выявленное нарушение законодательства и определяется срок его устранения, что также идет, по нашему мнению, на пользу указанным объединениям граждан. Поэтому можно сказать о том, что проверяемые общественные объединения и религиозные организации не подвергаются каким-либо гонениям, а только побуждаются к осуществлению деятельност
и в установленном российским законодательством порядке.
ЧТО ПОКАЗАЛИ ПРОВЕРКИ
Кстати, проанализировав практику реализации полномочий территориальными органами юстиции на Дальнем Востоке за 10 месяцев текущего года по контролю за соблюдением общественными объединениями и религиозными организациями законодательства и положений уставов, Федеральное управление Минюста России по Дальневосточному федеральному округу признало своим распоряжением от 1 ноября 2004 г. № 70-Р за Главным управлением Минюста России по Приморскому краю бесспорное лидерство. Например, из 20 проверок общественных объединений и религиозных организаций, проведенных совместно с налоговыми органами, 10 пришлись на Приморский край, из 76 проверок во взаимодействии с администрациями городов и районов - 72 проведены в Приморском крае, для применения мер прокурорского реагирования в прокуратуру Приморского края направлены материалы в отношении 116 общественных и религиозных объединений, а на весь Дальневосточный округ пришлось 132 материала. Большой процент составили также и иные меры реагирования, примененные Главным управле
нием Минюста России по Приморскому краю по выявленным нарушениям в деятельности общественных объединений и религиозных организаций. Так, вынесено предупреждений за нарушение законодательства и положений уставов 237 общественным объединениям, направлено 53 уведомления религиозным организациям об устранении выявленных нарушений, составлено 24 протокола об административном правонарушении, направлено исковых заявлений в суды Приморского края о ликвидации 57 общественных объединений и семи религиозных организаций. Например, в Приморском краевом суде на рассмотрении находится иск прокуратуры Приморского края по информации Главного управления Минюста России по Приморскому краю о ликвидации приморской краевой общественной благотворительной организации «АМУРТ» в связи с наличием в ее деятельности признаков религиозного объединения и распространением ею вероучения международной религиозной организации неоориенталистического направления «Ананда Марга», деятельность которой ограничена во многих странах мира по причине наличия в ней признаков экстремизма и терроризма. А буквально на днях тем же судом была лишена статуса юридического лица Церковь Евангельских христиан Партизанского района за грубое нарушение законодательства Российской Федерации. Опротестовать такие решения, будь они незаконными, очень просто, через суд, но на нашей памяти нет ни одного такого прецедента. Для сведения: Главным управлением Минюста России по Приморскому краю на сегодняшний момент зарегистрировано порядка 2000 общественных объединений и 300 религиозных организаций.
СВОБОДА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Не раз приходилось слышать, что органы юстиции нарушают права и свободы граждан и объединений путем отказа в государственной регистрации по безосновательным причинам, что конечно же не имеет под собой никакой почвы. По этому поводу приведем два примера. Один из них на слуху у жителей Владивостока и касается отказа в государственной регистрации Независимому профсоюзу сотрудников милиции и других правоохранительных органов Приморского края под председательством Д. Г. Дмитриева, в котором, как оказалось на поверку, ни одного учредителя из указанных органов не было и в помине, а сам руководитель был уволен из органов внутренних дел по дискредитирующим обстоятельствам. Что же касается другого случая, то несколько дней назад к нам обратилась группа пресвитериан, желавших зарегистрировать свою церковь в рамках Союза Христианских Пресвитерианских Церквей Приморского края. Это был обычный визит вполне благопристойных граждан, и он обязательно увенчался бы успехом, но буквально сразу же в учредительных документах нового религиозного объединения обнаружились серьезные ошибки в наименовании, в определении территории его деятельности, а также других немаловажных моментах. Например, по уставу постоянно действующим руководящим органом церкви являлся председатель совета, а по другим документам - пастор. И в том, и в другом случае речь шла об одном человеке, ушедшем из Главного управления Минюста России по Приморскому краю весьма недовольным. Теоретически органы юстиции могут отказать в регистрации какому-либо неугодному общественному или религиозному объединению, хотя в действительности сделать это практически невозможно, да и незачем. Для такого решения необходим мотив, который, естественно, отсутствует, да и закон это запрещает.
Принимая во внимание все вышесказанное, за добросовестное отношение к исполнению своих должностных обязанностей начальник отдела Д. Владимиров, курирующий данное направление работы, поощрен приказом Главного управления Минюста России по Приморскому краю от 4 ноября 2004 г. денежной премией.
По каждому из вопросов защиты прав и свобод общественных и религиозных объединений и рядовых их членов Главное управление Минюста России по Приморскому краю накопило большой опыт работы, неизменно показывающий ее эффективность. Если в Приморье мы имеем относительно спокойную межнациональную и религиозную обстановку, широко распространенное межнациональное и межконфессиональное сотрудничество в миротворческой миссии, в благотворительности и других программах, помогающих людям, то это необходимо рассматривать и как результат торжества проводимой Главным управлением Минюста России по Приморскому краю политики, которая совершенно верно понимается гражданами и принимается ими.
Автор: Пресс-служба Главного управления Минюста России по Приморскому краю