В борьбе за качество объединяются предприниматели, ученые и чиновники

Недавно в Тихоокеанском государственном экономическом университете (бывшая ДВГАЭУ) прошел семинар-совещание «Проблемы качества импортной плодоовощной продукции, совершенствование механизма ее оценки и контроля», который, пожалуй, впервые собрал за общим столом и предпринимателей, привозящих в наш край овощи и фрукты из-за рубежа, и представителей контролирующих организаций - госсанэпиднадзора, таможни, госторгинспекции, и ученых-практиков, осуществляющих сертификацию и проверку плодоовощной продукции.

16 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1656 от 16 нояб. 2004

Недавно в Тихоокеанском государственном экономическом университете (бывшая ДВГАЭУ) прошел семинар-совещание «Проблемы качества импортной плодоовощной продукции, совершенствование механизма ее оценки и контроля», который, пожалуй, впервые собрал за общим столом и предпринимателей, привозящих в наш край овощи и фрукты из-за рубежа, и представителей контролирующих организаций - госсанэпиднадзора, таможни, госторгинспекции, и ученых-практиков, осуществляющих сертификацию и проверку плодоовощной продукции.

- Актуальность такого семинара, такого откровенного и серьезного разговора была ясна давно, - говорит Елена Гаффорова, исполнительный директор Приморского отделения Академии проблем качества. - Когда в начале лета в ТГЭУ проводился семинар, посвященный работе в нашем городе программы ООН-Хабитат, вопросы продовольственной безопасности были названы среди самых тревожных. И особенно - в области поставок овощей, фруктов, ягод из-за рубежа - в частности, из КНР. С тех пор как эта продукция перестала подлежать обязательной сертификации, никто не может твердо сказать, насколько она безопасна. Конечно, карантинная инспекция проверяет ввозимые в край овощи-фрукты, но никаких проб на содержание пестицидов или, например, генетически модифицированных компонентов никто не берет. Конечно, предприниматели, заботящиеся о своем имидже и марке компании, проходят добровольную сертификацию, но их документами вовсю пользуются сотни всевозможных дельцов, ловящих рыбку в мутной воде.

Да для того, чтобы убедиться в актуальности проблемы, каждому из нас достаточно просто сходить на рынок. Попробуйте попросить продавца показать вам сертификат хоть на хурму, например. Убедиться в том, что этот документ выдан именно на эту партию хурмы и именно этой фирме, вы просто не сможете. Никогда! Студенты ТГЭУ провели подобный эксперимент и пришли к печальным выводам: какого качества овощи мы едим - мы и сами не знаем.

Конечно, такое положение, к тому же постоянно ухудшающееся, не может не вызывать тревогу. Поэтому Тихоокеанский государственный экономический университет, в котором проблемами качества и защиты прав потребителей занимаются давно и серьезно, и стал инициатором проведения семинара.

- В результате, - продолжает Елена Борисовна, - нами, участниками семинара, было принято несколько важных решений. Во-первых, обратиться к губернатору края, чтобы в Законодательном собрании Приморья было возобновлено рассмотрение закона об оптовых рынках. Нужно ужесточать ответственность поставщиков и продавцов.

Во-вторых, необходимо при комитете по торговле и защите прав потребителей создать постоянно действующую комиссию по координации работ по обеспечению качества и безопасности поставляемой в край плодоовощной продукции. В законодательстве множество прорех и несоответствий, этим нужно заниматься всерьез.

В-третьих, мы, общественность, просим губернатора на регулярных встречах с представителями китайских провинций поднимать вопросы соответствия овощей и фруктов, которые продают в Россию, принятым у нас критериям безопасности. Китайские предприниматели, с которыми доводилось беседовать, прямо говорят: до тех пор, пока вы у нас покупаете что попало и не глядя, мы будем вам продавать это. Объясните нам четко ваши требования, и мы будем их исполнять.

И последнее решение, принятое на семинаре. Мы думаем, что пора жителям края узнать, кто и чем их кормит. А для этого мы собираемся проводить мониторинг потребительского рынка и регулярно через средства массовой информации сообщать потребителям о результатах.

Возможно, принятые нами решения в результате создадут некий алгоритм, площадку, на базе которой можно будет выстроить четкие и ясные процедуры проверки безопасности и качества плодоовощной продукции. Мы очень на это надеемся.