Соблазнить «Тойоту»
Как ни странно, но кнут в виде выросших пошлин на импорт автомобилей вместе с определенными «пряниками» для забугорных инвесторов делают свое дело: в России развивается производство автомобилей зарубежных марок. И хотя самой распространенной иномаркой в структуре российского автопарка все еще остается «Тойота», осенью 2004 года эту фирму по объемам продаж в России новых машин обогнала южнокорейская «Хендэ». Не в последнюю очередь потому, что «кореянок» делают в Таганроге.
На кого пошлет японский бог автопрома?
Как ни странно, но кнут в виде выросших пошлин на импорт автомобилей вместе с определенными «пряниками» для забугорных инвесторов делают свое дело: в России развивается производство автомобилей зарубежных марок. И хотя самой распространенной иномаркой в структуре российского автопарка все еще остается «Тойота», осенью 2004 года эту фирму по объемам продаж в России новых машин обогнала южнокорейская «Хендэ». Не в последнюю очередь потому, что «кореянок» делают в Таганроге.
В этой связи совершенно понятно периодически вспыхивающее оживление вокруг возможности появления в России и японских автозаводов. Более того, этот вопрос не раз обсуждался в ходе встреч первых лиц администрации Приморского края с представителями японских властных и деловых кругов. При всем при том эти разговоры скорее всего так и останутся разговорами.
БРАК С ИНОСТРАНЦЕМ
В России действует несколько сборочных предприятий, выпускающих автомобили иностранных марок. Причем производство таких «полуиномарок» развивается гораздо быстрее, чем выпуск полностью российских авто.
На Таганрогском автозаводе (Ростовская область) вовсю выпускают такие модели южнокорейской компании «Хендэ», как «Акцент» и «Соната». Во Всеволожске Ленинградской области уже два года сходят с конвейера «Форды-Фокусы» (на очереди - «Фокус-II»). Совместное предприятие французской компании «Рено» и правительства Москвы под названием «Автофрамос» производит самые настоящие «Рено» столичной сборки, а Ижевский машиностроительный завод освоил выпуск южнокорейских «Киа-Спектра».
Калининградская область по праву гордится компанией «Автотор»: она уже несколько лет «отверточным способом» производит почти немецкие автомобили «БМВ» и практически корейские «Киа». С июня 2004 года на мощностях «Автотора» начали собирать и такие марки американского концерна «Дженерал Моторс», как внедорожники «Шевроле-Тахо», «Шевроле-Трейлблейзер», а также «Хаммер-2».
Лидер отечественного автопрома - «АвтоВАЗ» - в ряду этих «отверточных» производств стоит особняком. В Тольятти Самарской области, колыбели «копейки», работает совместное предприятие «Дженерал Моторс-АвтоВАЗ», выпускающее широко разрекламированные «Шевроле-Нивы», прозванные в народе «шнивами». Этот прецедент уникален: иностранная компания не стала собирать в России собственную марку - легальный путь обойти протекционистские таможенные препоны, - а доработала российскую модель.
ГУБЕРНАТОРЫ УПРАВЛЯЮТ МЕЧТОЙ
Главная интрига сегодняшнего дня связана с японскими автопроизводителями: прежде всего «Тойотой», в несколько меньшей степени «Ниссаном», «Хондой», «Мицубиси» и др. Если другие гиганты мирового автопрома (даже продающие в России меньше своих машин, нежели флагман японского автопрома) уже открыли производство в России или хотя бы определились с площадками, то Страна восходящего солнца в целом и руководство «Тойота мотор корпорейшн» в частности до последнего времени регулярно опровергали слухи о скором запуске совместных проектов на нашей земле. Правда, в сентябре дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки и председатель совета директоров «Тойоты» Хироси Окудо публично подтвердил: «Россия - единственная крупная страна, где у нас еще нет сборочного производства, поэтому мы должны как можно быстрее продвигаться в этом вопросе». Однако пока лидер японского автопрома, слоган которого гласит «Управляй мечтой», действительно остается для нас мечтой…
Пытаясь завлечь капризную «японку», между собой соперничают сразу несколько представителей российской власти. Так, полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко открыл японцам свой главный козырь - «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, то есть уже имеющиеся мощности и кадры (правда, представителям «Ниссана», недавно посетившим завод, ГАЗ не очень понравился). С Кириенко конкурируют губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, предлагающая разместить завод в черте возглавляемого ею города, и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Имеет виды на «Тойоту» и Подмосковье. Ходят слухи, что соглашение о создании совместного предприятия будет приурочено к визиту Владимира Путина в Японию, намеченному на февраль 2005 года.
«БЕЗРОДНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ»
Но верить каждому слуху, тем более касающемуся автомобильного производства в России, дело малоперспективное. Еще предыдущий премьер-министр Михаил Касьянов активно вел переговоры с зарубежными властями и автопромышленниками, регулярно докладывая о достигнутых успехах. Были благие намерения производить у нас в стране чешские «Шкоды», итальянские «Фиаты» и даже японские «Тойоты». Сейчас такие же точно разговоры идут о совместном с «Ниссаном» предприятии на базе Елабужского автомобильного завода в Татарстане, выпуске грузовиков «Мерседес» в Санкт-Петербурге и малолитражек от «Сузуки» в том же Татарстане. Но все эти «сенсации» нужно делить как минимум на шестнадцать.
А пока российские губернаторы, не дожидаясь прихода в Россию «Тойоты», зарабатывают на этом раскрученном бренде имиджевые очки, китайцы, словно в старом анекдоте, «молча делают свое дело». В Поднебесной японцы, и «Тойота» в том числе, активно наращивают свои мощности. Так, 1 сентября было учреждено новое совместное предприятие «Гуанчжоу Тойота Мотор», которое в 2006 году должно начать выпуск «Камри» с легким китайским акцентом (причем китайцы делают ставку не на отверточные производства: их обязательное условие - постепенный переход СП на китайские комплектующие). Другие японские производители тоже развивают отношения с КНР и не только: «Дайхацу» и «Сузуки» расширяют производство в Индонезии, «Тойота» - во Франции, Англии и Турции, «Ниссан» - в Англии, Египте и Испании, «Хонда» - в Северной Америке. При этом, если уж говорить о тенденциях, автопром приобретает глобальный характер, выходя за национальные рамки. Уже сложно отделить те же японские авто от европейских и американских: «Рено» владеет более чем 40 проц. акций «Ниссана», а последний - около 15 проц. акций «Рено», в стратегическом альянсе находятся «Мицубиси» и «Даймлер-Крайслер», финансовый союз заключила «Мазда» с «Фордом» и «Киа моторс»; в результате романа «Сузуки» с «Дженерал моторс» родился «Шевроле-Круз» и т. д. и т. п.
…И ЛЕТЕЛИ МИМО САМУРАИ?
Что касается Приморского края, то еще летом 2003 года Илья Клебанов, работавший тогда главой Минпромнауки РФ, предложил Республике Корея несколько вариантов производства автомобилей на территории России, в том числе и в Приморском крае. В сентябре 2003 года представители китайской провинции Хэйлунцзян, согласно официальному сообщению краевой администрации, «предложили разместить на территории Приморского края завод по производству автомобилей и автобусов». Наконец, в декабре того же 2003 года губернатор Сергей Дарькин в составе официальной делегации во главе с тогдашним премьер-министром Михаилом Касьяновым посетил Японию, после чего краевая администрация лаконично сообщила: «Высказаны конкретные предложения по строительству на Дальнем Востоке завода по производству японских автомобилей». И только.
В октябре 2004 года вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков провел встречу с советником федерации экономических организаций Японии г-ном Сугимото Тадаси, на которой затрагивалась и возможность строительства автозавода в Приморье. На просьбу «В» сообщить подробности Виктор Васильевич ответил, что конкретизировать, собственно, нечего: разговоры ведутся давно, но не более того. До сих пор не ясно, для какого рынка (чисто российского или всей Северо-Восточной Азии) у нас могли бы выпускаться автомобили японских марок, насколько это было бы рентабельно и т. п. «Японцы намерены в ближайшем будущем разместить автозавод в китайском Чанчуне, - говорит Виктор Горчаков, - там больше рынок и комфортнее обстановка. Другое дело, что японские бизнесмены боятся изменения курса юаня, из-за чего и бросают эти «пробные шары». Мое личное мнение - если японские автомобили и будут производиться в России, то не на Дальнем Востоке». Это, может быть, скептический, но совершенно трезвый подход: на западе России более развита инфраструктура, шире рынок сбыта, наличествуют производственные мощности. Но даже при такой данности можно сделать определенные предположения.
Государство, по всей видимости, продолжит защиту отечественного автопрома от экспансии зарубежных конкурентов. Самый простой метод - опробованные таможенные барьеры. Если японцы не захотят уменьшать свои продажи в России - возможно, они действительно разместят у нас производства. И тогда повышение пошлин на ввоз бэушных машин будет выгодно не только «АвтоВАЗу», но и японским производителям (разумеется, первичный и вторичный рынок различаются, но все же они связаны друг с другом).
Есть и обратный сценарий. Например, представитель холдинга «Северсталь-Авто» Николай Соболев заявляет, что скорое вступление России в ВТО повергнет отечественный автопром в глубокую депрессию и усилит на российском рынке позиции импортных машин.
Как бы то ни было, наша страна - далеко не ведущий покупатель автомобильной продукции Страны восходящего солнца, и «самураи» без нас проживут. А вот проживем ли мы без них? Прикрыть импорт гораздо легче, нежели развить собственный автопром. Даже за счет населения.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»