Ильич на паровозе не проезжал? Легенды и мифы Владивостока

Однажды мне довелось услышать на перроне железнодорожного вокзала легендарную новость: «На этом паровозе, - бойко докладывал молодой гид группе туристов, остановившихся у памятного локомотива, - Ленин приезжал во Владивосток».

5 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1652 от 5 нояб. 2004

Вот уж поистине, госпожа История требует к себе более бережного отношения… Или просто экскурсовод был двоечником?

Кстати, в воскресенье, 7 ноября, мы отметим День согласия и примирения. А в недавнем прошлом - День Великой Октябрьской социалистической революции. И не только революционная история Владивостока требует уважения и точности. Проходит время, и порой стирается грань между легендами и подлинными фактами. Самое интересное то, что абсолютно достоверные факты порой не стоит приукрашивать: в них хватает драм, трагедий и поэзии тоже.

Однажды мне довелось  услышать на перроне железнодорожного вокзала легендарную новость: «На этом паровозе, - бойко докладывал молодой гид  группе туристов, остановившихся у памятного локомотива, -   Ленин приезжал во Владивосток».

В таком случае я испанский летчик – пришло мне в голову смелое сравнение. Впрочем, порой лучше не прислушиваться к тому, что вещают новоиспеченные экскурсоводы… Судите сами, оказывается, дом «Серая лошадь» на ул. Алеутской назвали в честь американского виски. Речке  Объяснения дали такое имя лишь потому, что Муравьев-Амурский прошел по ней из бухты Золотой Рог в Уссурийский залив и она ему все объяснила.

А несчастный граф Де-Фриз покончил жизнь самоубийством после того, как его единственная дочь сбросилась со скалы в море от несчастной любви.

На самом деле Де-Фриз умер своей смертью и был похоронен на Покровском кладбище, следом – жена, а все его трое детей живыми-здоровыми уехали на родину.

Увы, приходится констатировать, что пример сообщества экскурсоводов, образованного  при международном выставочном центре музея им. В. Арсеньева, а также  небольшого числа настоящих  профи от туристического бизнеса, сегодня скорее счастливое исключение.  Гидам-экскурсоводам зачастую не хватает знаний: система подготовки специалистов, их сертификации оставляет желать лучшего. Контроль тоже отсутствует. Раньше, к примеру, дважды в год экскурсовода непременно прослушивали на маршруте, чтобы удостовериться в его «профпригодности». Сегодня это считается анахронизмом.

А группы из КНР вообще сопровождают китайские экскурсоводы, которые говорят что бог на душу положит, но явно не о реальной истории города нашенского. И это в то время, когда существует международное положение, запрещающее подобную практику: экскурсионную программу может вести только принимающая сторона. Кстати, в Китае этот закон действует неукоснительно. Почему он не работает у нас и деньги перекочевывают в карман к соседу – непонятно.

За державу обидно. Тем более что история Владивостока и Приморья богата такими захватывающими коллизиями и событиями,  что просто грешно не рассказать о ней красиво. И правдиво.

Автор: Лариса РЕКОВА, специально для «В»