Ильич на паровозе не проезжал? Легенды и мифы Владивостока
Однажды мне довелось услышать на перроне железнодорожного вокзала легендарную новость: «На этом паровозе, - бойко докладывал молодой гид группе туристов, остановившихся у памятного локомотива, - Ленин приезжал во Владивосток».
Вот уж поистине, госпожа История требует к себе более бережного отношения… Или просто экскурсовод был двоечником?
Кстати, в воскресенье, 7 ноября, мы отметим День согласия и примирения. А в недавнем прошлом - День Великой Октябрьской социалистической революции. И не только революционная история Владивостока требует уважения и точности. Проходит время, и порой стирается грань между легендами и подлинными фактами. Самое интересное то, что абсолютно достоверные факты порой не стоит приукрашивать: в них хватает драм, трагедий и поэзии тоже.
Однажды мне довелось услышать на перроне железнодорожного вокзала легендарную новость: «На этом паровозе, - бойко докладывал молодой гид группе туристов, остановившихся у памятного локомотива, - Ленин приезжал во Владивосток».
В таком случае я испанский летчик – пришло мне в голову смелое сравнение. Впрочем, порой лучше не прислушиваться к тому, что вещают новоиспеченные экскурсоводы… Судите сами, оказывается, дом «Серая лошадь» на ул. Алеутской назвали в честь американского виски. Речке Объяснения дали такое имя лишь потому, что Муравьев-Амурский прошел по ней из бухты Золотой Рог в Уссурийский залив и она ему все объяснила.
А несчастный граф Де-Фриз покончил жизнь самоубийством после того, как его единственная дочь сбросилась со скалы в море от несчастной любви.
На самом деле Де-Фриз умер своей смертью и был похоронен на Покровском кладбище, следом – жена, а все его трое детей живыми-здоровыми уехали на родину.
Увы, приходится констатировать, что пример сообщества экскурсоводов, образованного при международном выставочном центре музея им. В. Арсеньева, а также небольшого числа настоящих профи от туристического бизнеса, сегодня скорее счастливое исключение. Гидам-экскурсоводам зачастую не хватает знаний: система подготовки специалистов, их сертификации оставляет желать лучшего. Контроль тоже отсутствует. Раньше, к примеру, дважды в год экскурсовода непременно прослушивали на маршруте, чтобы удостовериться в его «профпригодности». Сегодня это считается анахронизмом.
А группы из КНР вообще сопровождают китайские экскурсоводы, которые говорят что бог на душу положит, но явно не о реальной истории города нашенского. И это в то время, когда существует международное положение, запрещающее подобную практику: экскурсионную программу может вести только принимающая сторона. Кстати, в Китае этот закон действует неукоснительно. Почему он не работает у нас и деньги перекочевывают в карман к соседу – непонятно.
За державу обидно. Тем более что история Владивостока и Приморья богата такими захватывающими коллизиями и событиями, что просто грешно не рассказать о ней красиво. И правдиво.
Автор: Лариса РЕКОВА, специально для «В»