Платить или не платить?
Среди владивостокских автовладельцев стало признаком хорошего тона демонстрировать кипы штрафных квитанций, хранящихся в бардачках. Но в Госдуму уже внесен проект закона, призванный повысить эффективность штрафных санкций ГАИ.
Среди владивостокских автовладельцев стало признаком хорошего тона демонстрировать кипы штрафных квитанций, хранящихся в бардачках. Но в Госдуму уже внесен проект закона, призванный повысить эффективность штрафных санкций ГАИ.
По мнению депутата Виктора Похмелкина, председателя РСА, система уплаты штрафов за нарушение ПДД станет проще, если на каждом постановлении об административном правонарушении будут напечатаны банковские реквизиты для оплаты штрафа за нарушение. Депутат утверждает, что водителям это нововведение будет экономить время, поэтому они будут охотнее ходить в банк. Похмелкин упрекает гаишников в том, что они намеренно не информируют автомобилистов о реквизитах банков, культивируя таким образом желание расплатиться на месте приемлемой суммой наличных. В результате, по московским данным, сейчас оплачивается вовремя только каждая десятая (!) квитанция.
Словно подтверждая упреки депутата, представители ГАИ уверяют, что сразу выдавать реквизиты не получится, и предлагают вернуться к варианту с изъятием водительских прав до оплаты. Гаишники также считают, что в неуплатах виновато не столько отсутствие номеров счетов на протоколах, сколько сами водители. К тому же, говорят в ГАИ, печатать на постановлениях реквизиты невозможно в принципе: в каждом муниципалитете свои банковские реквизиты, а бланки протоколов делаются разом на всю страну.
Впрочем, и представители ГАИ, и депутаты уверены, что действующая сейчас система сбора штрафов неработоспособна, о чем говорят показатели собираемости штрафов. После введения в 2002 году нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) собираемость штрафов уменьшилась ровно в три раза.
Сейчас инспектора имеют право изымать права у водителя только за грубые нарушения, прежде всего за езду в пьяном виде и выезд на встречную полосу. За остальные нарушения они должны составить протокол о правонарушении и в случае, если нарушитель не собирается оспаривать взыскание, выдать постановление-квитанцию на уплату штрафа. Если водитель проигнорировал оплату и не сделал это в 30-дневный срок, то ГАИ передает дело в суд, а после его решения к неплательщику должны прийти судебные приставы. Однако даже тот водитель, который готов в установленный законом месячный срок ответить материально за свое нарушение, как и раньше, обязан после Сбербанка лично явиться в ГАИ и сообщить об уплате штрафа (можно также отправить платежку заказным письмом).
Кроме просьбы заплатить инспектор ничего сделать должнику не может, хотя по закону неплательщику грозят удвоение суммы штрафа и даже арест на 15 суток. Но заниматься им обязаны опять же судебные приставы, на которых у ГАИ надежды нет. А контролировать уплату штрафов при совершении регистрационных действий с машиной, например, при прохождении ежегодного техосмотра, госавтоинспектора не имеют никакого законного права.
Автор: Александр АНИСИМОВИЧ, «Владивосток»