Призрак оперы, или Большая какофония

…Поговорим об опере. Тема для города нашенского интересная, важная и столь же больная, сколь неизбежная (впрочем, как и малейшее углубление в любую другую сферу творческой жизни во Владивостоке). С одной стороны, у нас есть большой интеллектуально-художественный зрительский потенциал, с другой - не меньший исполнительский: певцы и музыканты, как говорится, на любой выбор. Но как-то не приживается во Владивостоке опера. Мелькнет призрак, и снова мечты…

29 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1648 от 29 окт. 2004

…Поговорим об опере. Тема для города нашенского интересная, важная и столь же больная, сколь неизбежная (впрочем, как и малейшее углубление в любую другую сферу творческой жизни во Владивостоке).  С одной стороны, у нас есть большой интеллектуально-художественный зрительский потенциал, с другой - не меньший исполнительский: певцы и музыканты, как говорится, на любой выбор. Но  как-то не приживается во Владивостоке опера. Мелькнет призрак, и снова мечты…

Несмотря на то, что похвастать длинной историей и зрительным залом с царской ложей город не может по причинам объективным, исторические примеры заботы не только о пище, но и о зрелище у нас есть. В 1921 году появилось здание, построенное по театральному принципу «со зрительным залом на 1600 мест и со сценой в 30 квадратных саженей» на улице Петра Великого. Сегодняшний театр кукол,  который не сегодня-завтра  лишится своего замечательного дома, в постреволюционное время – кинотеатр «Арс». В его зале осуществлялись и драматические постановки. А акустические возможности позволяли оперу.

Был еще Пушкинский театр (сегодня он восстановлен) со своим залом  и сценой. Театр им. Горького, Дом офицеров флота и даже Дворец культуры моряков – в буквальном смысле место для постановки оперных спектаклей есть. Более того, много лет говорится о том, что неплохо бы в здании кинотеатра «Комсомолец» устроить музыкальный театр, тем самым создав единое пространство  академия искусств - музыкальный театр. К слову, подобный пример уже существует. Театральный факультет академии и театр им. Горького давно и тесно связаны: актеры преподают на кафедрах вуза, а студенты приобретают мастерство на настоящей сцене.

Но вернемся к опере. С местом разобрались. Теперь о том, чем и кем его наполнить: симфонический оркестр, солисты,  в идеале - дорогие декорации, поскольку обойтись современным минимализмом в постановке классического репертуара не получится. Но это в идеале. На самом деле существовавший много лет театр-студия «Классическая опера» при Тихоокеанском симфоническом оркестре обходился без дорогих декораций. Все дело в желании петь. А оно огромно. И никак не хочет признавать жизненных реалий. И воплощается чаще всего вопреки. Сравнительно недавний пример - постановка Юрием Гончаровым оперы «Паяцы» Леонкавалло во Дворце культуры моряков в 2001 году. Пара спектаклей – и опера стала историей. Замечательного солиста, любимца публики Игоря Волкова сегодня во Владивостоке услышишь редко – его гастроли расписаны на месяцы вперед.

Театр-студия «Классическая опера» вообще тихо почил по непонятным причинам. Талантливые исполнители поют в других городах и странах. Оксана Корниевская, начинавшая во Владивостоке 10 лет назад, работает в оперных театрах Западной Европы. Лариса Шалина живет во Владивостоке, но давно и прочно считается любимицей японских слушателей. Веру Голуб ангажировал Мариинский театр. Эдуард Семенов работает в Италии.

Что касается оркестра, историю с Тихоокеанским симфоническим вряд ли стоит подробно описывать: еще свежо в памяти музыкальной общественности увольнение художественного руководителя оркестра Сергея Примака. Сегодня управление культуры администрации Приморского края рассматривает разные кандидатуры на должность дирижера. Уже приехал во Владивосток и репетирует дирижер из Новгорода Евгений Кириллов. Но на поиск нужно время.

…Некогда бывший начальник управления культуры Людмила Преснякова назвала оперное искусства одним из самых дорогих видов искусства. Это работа художников-костюмеров, режиссеров-постановщиков, певцов, музыкантов, дирижера. А еще сказала, что если на хороший оперный театр денег не хватает, то лучше вообще никакого не надо, чтобы идею не дискредитировать… Вот и  разъехались по свету наши певцы.

Свято место пусто не бывает. Даже при условии, что в Приморье сегодня очень много других важных задач, которые власть будет решать в первую очередь. И сначала выстроит водовод, а уж потом храм искусств. Уже сегодня пустое место с успехом занимают наши восточные соседи, придумав для «бедного» Владивостока, в котором как грибы открываются торговые центры, но нет оперы, свою палочку-выручалочку. Попросту говоря, привозят антрепризные постановки или предлагают программу, где оперные партии звучат в концертном исполнении, что не требует декораций и прочих атрибутов. К слову, у Пушкинского театра есть опыт подобных постановок с солистами театра-студии «Классическая опера» - «Севильский цирюльник» Россини и «Дон Паскуале» Доницетти. Но это в прошлом. Сегодня уже не в первый раз во Владивостоке звучит опера в исполнении солистов Сеульского оперного театра. Золотые голоса Кореи  приезжали к нам прошлой весной, нынешней осенью. Завтра в Пушкинском оперу будет петь солистка Сеульского оперного театра Виттория Ли. Кстати, в постановки этого театра регулярно вкладывает большие деньги компания  «Самсунг электроникс». Это престижно. Дорого. Красиво. Компания получает соответственный имидж. Можно было бы говорить о сугубо заграничном опыте, но соседи-хабаровчане – нам пример. Недавний проект Дальневосточного художественного музея «Два мира. Дальневосточное изобразительное искусство 20-30-х годов сквозь призму авангарда» с изданием цветного каталога был осуществлен полностью на средства Внеш-торгбанка. К сожалению, вовлечь спонсоров  в формирование культурного пространства не удается с ходу.  Процесс воспитания длителен, да и от кого он зависит?

Из рассуждений о культуре и путях ее развития (вчера в пос. Пограничном состоялось выездное заседание координационного совета руководителей отделов культуры муниципальных образований края и руководителей краевых учреждений культуры и искусства) почему-то никак не выстраивается цельное пространство.

…Театр кукол находится в состоянии судебной тяжбы с Обществом изучения Амурского края по поводу арендуемых у него площадей. Лишь недавно в СМИ прокатилась волна публикаций по поводу художественной коллекции объединенной Приморской картинной галереи. Снова заволновались художники по поводу платы за аренду мастерских, которая снова возросла. А еще почему-то уезжают и уезжают из Приморского края творческие люди: замечательные музыканты Татьяна Луткова и Владимир Омелянский, художник Михаил Павин и другие  – сегодня москвичи, питерцы…

Впрочем, мы об опере. В корейской гимназии на Седанке собираются открыть музыкальное отделение, где российские преподаватели будут обучать студентов России, Японии, Китая, Кореи. А потом эти студенты станут солистами зарубежных оперных театров и будут приезжать во Владивосток на гастроли.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»