Городской кошелек образца 2005 года

В проекте бюджета Владивостока на 2005 год, который поступил депутатам городской думы и в начале ноября будет вынесен на процедуру первого чтения, при внимательном прочтении никаких сенсаций не наблюдается. Доходная часть до 5 миллиардов рублей, как планировала команда Владимира Николаева еще перед выборами, не доросла. Главная причина в том, что на будущий год приходится своеобразный пик реформы бюджетной и налоговой политики, которая направлена на максимальную концентрацию доходов в первую очередь в федеральном бюджете, потом – в бюджетах субъектов федерации, и только крошки от больших налоговых пирогов позволено заметать в бюджеты муниципалитетов.

29 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1648 от 29 окт. 2004

От освоения средств – к расходам на целевые программы

В проекте бюджета Владивостока на 2005 год, который поступил депутатам городской думы и в начале ноября будет вынесен на процедуру первого чтения, при внимательном прочтении никаких сенсаций не наблюдается.  Доходная часть до 5 миллиардов рублей, как планировала команда Владимира Николаева еще перед выборами, не доросла. Главная причина в том, что на будущий год приходится своеобразный пик реформы бюджетной и налоговой политики, которая направлена на максимальную концентрацию доходов в первую очередь в федеральном бюджете, потом – в бюджетах субъектов федерации, и только крошки от больших налоговых пирогов позволено заметать в бюджеты муниципалитетов.

И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ…

Динамика такой государственной политики прослеживается четко. Если в 2000 году доля налоговых доходов городского бюджета составляла 38,9 проц. от общей суммы всех налогов, собираемых на территории Владивостока, то в 2003 году эта доля снизилась до 23,4 процента, в 2004 году – до 18,5 проц., а в 2005 году удельный вес налогов, зачисляемых в бюджет города, не превысит 10,3 процента. Так что проектную сумму доходов в 3730449 тысяч рублей на 2005 год, более чем на 176 миллионов превышающую запланированные доходы городской казны года нынешнего, и так можно считать достаточно неплохой для нашего смутного времени.

Ведь значительную часть доходов город должен заработать самостоятельно, а главные финансовые инструменты таких заработков – арендные платежи за землю и помещения, отчисления от деятельности муниципальных предприятий, плата за негативное воздействие на окружающую среду и прочие штрафные санкции – еще только разрабатываются и утверждаются. И даже когда все эти положения и методики расчетов утвердят, все равно еще не ясно, как вся эта система будет работать на самом деле и сколько денег добавит в наш общий большой городской кошелек. Понятно, что никому не хочется лишаться привычных льгот и платить завтра больше, чем вчера. А пока все, так сказать, не устаканится, предполагаемые доходы на будущий год рассчитали городские финансисты по оптимально возможному минимуму. Потому что, если будет доходов больше, то всегда найдется, куда их потратить в нашем основательно запущенном Владивостоке.

ЧИНОВНИК СТОИТ ДОРОГО

А вот расходы городского бюджета будущего года запланированы максимально возможные – в 3900274 тысячи рублей. Но по доходам. И в четком соответствии с задачами городской политики на 2005 год, гласящей, что бюджет Владивостока должен стать социальным и адресным…

Правда, всякому, кто внимательно посмотрит на предложенную для рассмотрения депутатам таблицу предполагаемых расходов в 2005 году, тут же бросятся в глаза некоторые странности. Например, на расходы чиновников по статье «муниципальное управление» отчего-то денег запланировано в будущем году больше, чем в нынешнем… Но не спешите возмущаться!

Дело в том, что 400 миллионов прежняя администрация города только планировала потратить, а на самом деле, по официальным данным финуправления города, к 1 октября нынешнего года на эти цели уже израсходовано более 680 миллионов рублей. Причем значительная часть – еще до выборов главы города. И сегодня, несмотря на все проведенные в городской администрации сокращения штатов, расходы на содержание административного аппарата продолжают оставаться достаточно высокими. А полную реорганизацию быстро не проведешь. Во-первых, потому, что любые сокращения должны быть оформлены в строгом соответствии с трудовым законодательством, которое бдительно стоит на защите уволенных чиновников и восстанавливает их на работе влет, заставляя городской бюджет возмещать понесенные пострадавшим чиновником материальные и моральные потери. А во-вторых, любые административные перестройки аппарата стоят тоже немало – за счет выплат компенсаций, выходных пособий и прочих отпускных. Кстати, в нынешней городской администрации совсем немало осталось чиновников, ушедших после выборов на больничные, да так с них еще и не вышедших. Правда, ожидается, что уже к концу нынешнего года все, кто должен покинуть насиженные кресла, будут оформлены на увольнение, и расходы по этой статье сразу сократятся.      

О БЮДЖЕТНЫХ ХИТРОСТЯХ

Ладно с чиновниками, скажете вы, но почему тогда сокращены расходы и по ряду других важнейших для города статей - и правоохранительной, и на транспорт, а также дорожное хозяйство, и на образование, и даже хоть чуть-чуть, но на социальную политику тоже? Как тогда понимать социальную направленность бюджета?

А фокус здесь на самом деле простой. Ведь важно не только предусмотреть больше денег на ту или иную статью расходов, но и потратить эти деньги так, чтобы они принесли эффект. Вопрос в том, что считать эффективным расходованием. Разберем на конкретном примере. Вот на статью «транспорт, дорожное строительство, связь и информатика» в бюджет нынешнего года было забито 127 миллионов рублей. А теперь давайте поглядим, как  «крутились» эти деньги.

Лучшие дороги в городе, между прочим, были проложены к местам, где стояли коттеджи некоторых высокопоставленных чиновников прежней администрации… Лучшая компьютерная техника была закуплена также для нужд чиновников городской администрации, особенно тех, кто отвечал за идеологическое обеспечение деятельности Копылова… А еще можно вспомнить подряды на ремонт дорог, распределенные по «своим» фирмам, или те же  дотации, выделяемые щедрой рукой из бюджета транспортным организациям. Случайно ли возили они на бортах своих автобусов рекламные лозунги бывшего главы города с его личным факсимиле?       

Все бюджетные хитрости шиты белыми нитками. Еще с советских времен, когда главная задача бюджетных организаций состояла в том, чтобы деньги ОСВОИТЬ, а не потратить с умом. Потому, кстати, так долго и просуществовала в России роскошная практика проведения так называемых частично капитальных ремонтов.

Знаете, как это выглядело? Подходил срок для проведения капремонта какого-нибудь жилого дома. Выделялись деньги на это. Допустим, 100 тысяч. Но осваивать их можно было по-разному. Допустим, заменить проводку, обновить штукатурку в подъездах, поставить новые входные двери и прочую столярку: от деревянных перил на лестницах до рам и подъездных подоконников. Но согласно строительным нормам и правилам (СНИПам) за такую работу начислялась работникам совершенно копеечная оплата при весьма солидных затратах времени и сил. А вот, к примеру, только при одной покраске наружного фасада жилого здания в какой-нибудь сугубо ядовитый цвет нужно было вкладывать за один раз тысяч 90. И вопрос на засыпку: что предпочитали делать ремонтники – красить фасады или тщательно ремонтировать подъезды изнутри?

БЮДЖЕТНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ

На самом деле, несмотря на долгий переход к рынку, до года нынешнего городской бюджет тратился в основном по такому вот «частично капитальному» принципу. И потому деньги-то осваивались, а в школах протекали крыши, бригадам скорой помощи не на чем было выезжать по вызовам, большинство спортивных сооружений города превратилось непонятно во что. А про дворы, дороги и состояние жилых домов большинство владивостокцев в состоянии написать сценарий многосерийного фильма ужасов.

Но подход к расходованию средств городского бюджета изменился. Прежде чем депутаты получили на руки 170-страничный бумажный проект, напряженно поработали над защитой расходов на будущий год все структурные подразделения городской администрации, доказывая главе города, почему надо израсходовать именно такую сумму для решения городских проблем.

Допустим, управление здравоохранения провело стопроцентную ревизию всех поликлиник, больниц, травмпунктов и женских консультаций. По каждому учреждению здравоохранения было составлено исчерпывающее досье. Все текущие краны, обвалившиеся потолки и прочие неисправности были не только описаны, но и для наглядности сфотографированы. Также учли, что в каждом муниципальном учреждении должны стоять приборы учета воды и тепла, чтобы не платить лишнее за коммунальные услуги.  Просчитали полную смету расходов и вышли с ней на защиту к главе администрации.

Ту же процедуру прошли и управления образования, культуры, молодежи, спорта и, разумеется, коммунальщики. То есть шли не от денег, которые желательно было бы заполучить под соответствующую статью расходов, а от конкретных объектов, на которые надо потратить определенные средства для того, чтобы они приобрели достойный вид и хорошо послужили горожанам.

Например, общая сумма расходов по статье «промышленность, энергетика и строительство» включает в себя 65 миллионов рублей на мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2005-2006 годов. Потрачены они будут исключительно на строительство новых котельных и прокладку новых коммуникаций, обеспечивающих тепло и уют. 10 миллионов рублей, запланированные на реконструкцию стадиона «Авангард», уйдут на переоборудование возведенного здесь торгового комплекса в комплекс спортивный, предназначенный для детей и взрослых.

ОЧЕВИДНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Важно отметить, что большая часть необходимых работ в городе будет финансироваться по специальным целевым программам. Их на 2005 год предлагается депутатам утвердить 10. К примеру, на «Переселение граждан города Владивостока из аварийного фонда» планируется потратить 80 миллионов рублей, построив новый жилой дом на 200 квартир в 71-м микрорайоне. На программу восстановления городских лифтов предполагается потратить 30 миллионов рублей. 200 миллионов, а может быть и больше, планируется выделить из городского бюджета на приведение в порядок тысячи дворов Владивостока, 50 миллионов рублей – на закупку новейшего медицинского оборудования для муниципальных больниц и поликлиник, 20 новеньких машин для «Скорой помощи».

В будущем году во Владивостоке не будет ни одной неотремонтированной школы. Все школы получат современные компьютерные классы. 20 пришкольных стадионов планируется реконструировать, оснастить необходимым оборудованием и даже обеспечить их модерновым искусственным покрытием. Будут работать специальные программы помощи и школьникам, и педагогам, которые, например, получат 1300 бесплатных путевок в год на санаторно-курортное лечение.

И по разделу «социальная политика» деньги тратить предполагается по другому, адресному принципу, чтобы каждый малообеспеченный, ветеран, инвалид мог получить конкретную, именно ему нужную помощь. Кому-то - бесплатный абонемент на проезд в транспорте, кому-то - бесплатный уголь для домашней печи, а кому-то и живые деньги.

Проекты, что и говорить, впечатляющие. А вот что получится на самом деле, мы с вами, как говорится, будем поглядеть. Сможем убедиться, лучше ли стали работать больницы и поликлиники, удобнее ли нам стало ездить по дорогам и ходить по тротуарам. А то пойти и посмотреть, действительно ли уже отремонтированы 100 дворов, 200 крыш или 20 стадионов, вместо того чтобы гадать, куда ушли из городского кошелька бюджетные деньгии анализировать, насколько больше денег потрачено по той или иной статье расходов в нынешнем году по сравнению с прошлым… А вы как считаете?

    тыс.руб. 2004 г. 2005 г.РАСХОДЫ БюджетУд. вес (%) 

Проект
бюджета

Уд. вес Муниципальное управление  400731 (реально более 680 млн.) 10,4  469 004 12,0Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности    
  31791 0,8  22 616 0,6  Промышленность, энергетика и строительство 196527 5,1  95 000 2,4

Сельское хозяйство и рыболовство 

 1000 0,0  3 000  0,1 

Охрана окружающей среды   
и природных ресурсов 

 10296  0,3  24 000 0,6Транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика  127000   3,3  76 965  2,0Жилищно-коммунальное хозяйство 85429922,2 922 520 23,7Предупрежд-е и ликв-я чрезвыч. ситуаций и послед. стих. бедствий 75680,2 11 000 0,3 Образование 127068533,1 1176 703 30,2 Культура и искусство         294500,8  35 000 0,9 Средства массовой информации  100000,0 5 9000,2 Здравоохранение и физическая культура 623236 16,2 670 91117,2 Социальная политика     222166 5,8  222 155  5,7 Обслуживание гос. долга      30000 0,8 55 0001,4  Прочие расходы  36500 0,9110 500  2,8       ВСЕГО РАСХОДОВ 3842249     100,0 3900274 100,0 
   

Автор: Ольга АКСАКОВА, «Владивосток»