И спасение, и погоня - дело совместное
Того, кто хоть раз побывал на флотских учениях, практически уже ничем не удивишь. Есть определенный разработанный заранее сценарий, и он, как правило, выполняется. Каких-либо нововведений, как и особых технических новинок, нет, поэтому преподнести репортерам сюрприз трудно. Но на этот раз российские пограничники и моряки японского Управления безопасности на море (УБМ) прессу удивили.
Впервые японский вертолет патрулировал российское небо
Того, кто хоть раз побывал на флотских учениях, практически уже ничем не удивишь. Есть определенный разработанный заранее сценарий, и он, как правило, выполняется. Каких-либо нововведений, как и особых технических новинок, нет, поэтому преподнести репортерам сюрприз трудно. Но на этот раз российские пограничники и моряки японского Управления безопасности на море (УБМ) прессу удивили.
«В» уже писал о прибытии во Владивосток с дружеским визитом кораблей «Соя» и «Сарома» из соседней страны. Рано утром в четверг вместе с ПСКР «Приморье» и новеньким сторожевиком «923» пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю вышеназванные корабли вышли в море и направились в район учений в заливе Петра Великого.
По легенде маневров с рыболовным судном случилась беда - пожар в моторном отсеке, пробоина в днище, часть экипажа покинула судно, а часть во главе с капитаном продолжает борьбу за живучесть. Из Владивостока на помощь отправляются российские пограничники и их японские коллеги. Через пару часов мы оказались в районе, где и находится терпящий бедствие «рыбак» (роль потерпевшего играл российский пограничный катер).
Вылетевший из Владивостока вертолет «Ми-8» под управлением экипажа Владимира Иванова моментально нашел аварийную шхуну и точно вывел на нее спасателей, указал положение плывущих по воле волн манекенов (они играли роль спасающихся моряков) и, выполнив свою миссию, вернулся на базу. Потерпевших подобрал и доставил на «Приморье» быстроходный патрульно-спасательный катер с японского корабля «Соя».
Сразу после подъема на борт пострадавших «Приморье» и «Сарома» начали заливать водой горящее судно. Струи из пожарных водометов российского сторожевика под управлением капитана 2-го ранга Эдуарда Мельника били одновременно с водометами корабля его японского коллеги, капитана 3-го ранга Хосизаки Такаси. Пожар, естественно, был тут же ликвидирован. Первая фаза учений закончилась.
Во втором эпизоде роль «рыбака» изменилась: теперь он уже изображал нарушителя российской экономической зоны - по легенде он должен был бежать от преследования в японские воды, а корабли УБМ обязаны были ему помешать. После непродолжительных маневров участники игры заняли стартовые позиции, и началось: один убегает, другие догоняют. С борта «Сои» в воздух - впервые японский вертолет выполнял полет в российском небе - поднялся «Сэкирэй». Командиру вертушки Иноуэ Есиниро была поставлена задача - обнаружить нарушителя и вывести на него корабли береговой охраны. Яркое солнце и чистое небо не давали беглецу ни малейшего шанса, хотя из-за малых размеров, быстроходности и незаметности серой окраски на фоне волн катер и был избран для усложнения задачи. Но через непродолжительное время нарушителя зажали и вынудили застопорить ход. «Сэкирэй» благополучно сел на палубу «Сои», и на этом учения по большому счету закончились - разбор «полетов» должен был состояться уже на берегу. После успешного финиша совместной тренировки к представителям прессы, в основной массе сосредоточившимся на «Сое», вышли два руководителя учений - замначальника пограничного управления ФСБ по Приморскому краю контр-адмирал Александр Иванков и глава японской делегации, заместитель начальника штаба 1-го района УБМ Японии адмирал Нитта Такуми.
Учения закончились успешно - так вкратце можно охарактеризовать выступления Иванкова и Такуми, но все же какой-то мелочью российский контр-адмирал оказался недоволен. Заметное промедление в задержании нарушителя прессе Александр Иванков объяснил так: «В реальности мы могли задержать его раза в три быстрее, просто давали возможность фотографам и телеоператорам снять более выгодные кадры». Невзирая на некоторую озабоченность мелкими ошибками в ходе учений, оба руководителя подчеркнули одно: «Несмотря на столь большую разницу между нашими странами - язык, традиции и некоторые разногласия, подобные совместные тренировки сближают позиции государств и народов».
Корабли отправились во Владивосток, и тут представители прессы искренне пожалели, что все это время они находились на «Сое». Возможность попробовать японские макароны по-флотски, как и пропустить по чарочке согревающего сакэ, командир патрульного корабля капитан 1-го ранга Оуэ Казуаки корреспондентам не предоставил. Насчет последнего пункта дружелюбный переводчик Янагия-сан разъяснил: оказывается, на кораблях Страны восходящего солнца вечный сухой закон.
Даже в день рождения императора и по другим большим японским праздникам экипажу ничего из спиртного не наливают. За пределами корабля разрешено, на борту - ни-ни. Удивленные этим обстоятельством журналисты были поражены еще и временем швартовки - к причалу «Соя» подходила пару часов. Оказывается, у себя японцы швартуются лагом, а на якорную стоянку - так стоят на 33-м причале корабли ТОФ - капитан Казуаки ставил свой сторожевик второй раз в жизни.
В минувшую субботу патрульные корабли Управления сил безопасности на море Японии покинули Владивосток и направились к родным берегам.
СПРАВКА "В"
«Соя» - единственный в Управлении безопасности на море Японии обладающий ледокольными свойствами сторожевой корабль с вертолетом на борту. Название - как корабль второго поколения - унаследовал от антарктического исследовательского судна, которое, в свою очередь, носило название пролива, известного в России как пролив Лаперуза. Способен пробивать лед толщиной 1,2 метра. Введен в строй в 1978 году, максимальная скорость около 21 узла, тоннаж 3100 тонн, экипаж 46 человек, вооружение и экипировка - 40-мм автоматическая пушка, скоростной катер, бортовой вертолет «Сэкирэй» на 11 посадочных мест, оборудованный лебедкой для подъема людей при спасательных операциях.
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»