Равнение на право

Закон Приморского края об уполномоченном по правам человека был принят еще в декабре 1997 года, однако в течение шести лет должность, без которой не могут обойтись считающие себя демократическими страны, оставалась у нас вакантной. Только в ноябре прошлого года с подачи губернатора Сергея Дарькина, около полугода размышлявшего над кандидатурой приморского омбудсмена, как называют этих людей на Западе, депутаты краевого Законодательного собрания проголосовали за утверждение в данной должности Сергея Жекова. После принесения клятвы бывший председатель краевой думы (Законодательного собрания) и экс-советник губернатора начал «оказывать содействие гражданам в защите их прав и законных интересов».

12 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1637 от 12 окт. 2004

Уполномоченный по правам человека в Приморском крае Сергей Жеков: «Я никому не подчиняюсь!»

Закон Приморского края об уполномоченном по правам человека был принят еще в декабре 1997 года, однако в течение шести лет должность, без которой не могут обойтись считающие себя демократическими страны, оставалась у нас вакантной. Только в ноябре прошлого года с подачи губернатора Сергея Дарькина, около полугода размышлявшего над кандидатурой приморского омбудсмена, как называют этих людей на Западе, депутаты краевого Законодательного собрания проголосовали за утверждение в данной должности Сергея Жекова. После принесения клятвы бывший председатель краевой думы (Законодательного собрания) и экс-советник губернатора начал «оказывать содействие гражданам в защите их прав и законных интересов».

Институт уполномоченных по правам человека в России находится в периоде становления. Так, на момент избрания Сергея Жекова только в 28 субъектах РФ наличествовали региональные омбудсмены. В этом смысле наш край если и не «впереди России всей», то не из отстающих. Однако самого избрания уполномоченного оказалось недостаточно: на деятельность Жекова и его аппарата из краевого бюджета не выделялись средства, так как главный финансовый документ был уже сверстан. В феврале 2004 года на заседании комитета ЗС по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам депутаты даже решили специально обратить на это внимание губернатора. Тем не менее уполномоченный по правам человека в Приморском крае смог начать работу, не дожидаясь бюджетного финансирования. Сам Сергей Жеков в беседе с корреспондентом «В» объяснил этот феномен «старым багажом отношений».

ЗАРПЛАТА - НЕ ГЛАВНОЕ

- Сергей Викторович, разрешились ли организационные проволочки сегодня, спустя уже десять месяцев после вашего избрания?

- Договор на аренду помещений мы подписали еще в конце декабря (офис уполномоченного по правам человека располагается на улице Русской, рядом с казино «Ройал Парк». - Прим. ред.). Остальное, к сожалению, затянулось в связи с необходимостью внесения изменений в бюджет. Губернатор инициировал поправки в конце января, предполагалось, что финансирование пойдет уже с февраля, однако процесс замедлился. Сейчас закон губернатором подписан, думаю, что уже со следующей недели все будет в порядке.

- У вас большой аппарат?

- Семь человек, в ближайшем будущем доведем до девяти плюс сам уполномоченный. Все это уже заложено в краевом бюджете на 2005 год. Начать работу сразу в полном составе мы не могли - не было зарплаты. Согласились самые близкие (так, вместе с Сергеем Жековым работает его давний коллега по депутатской деятельности Михаил Журавский. - Прим. ред.).

- Трудно было осваиваться в новой роли?

- Нет, должен сказать, что эта работа абсолютно для меня нетрудная, она более конкретная, чем работа депутата, более определена рамками закона. Один блок - все, что касается прав граждан и их нарушений. Есть и второй блок, он на самом деле основной, и это не только мое убеждение. В апреле в Страсбурге прошел «круглый стол» с участием уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (я на этом мероприятии не был в силу финансовых причин), на котором сопредседательствовали уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и верховный комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес. Основные положения принятой в Страсбурге резолюции касаются образовательного процесса: нужно объяснить людям, что у них есть права, а не только обязанности, научить, как поступать в различных ситуациях. Претворять эти наработки в жизнь мы будем с началом бюджетного финансирования. Нами уже подписан ряд соглашений с институтом переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы, с институтом усовершенствования учителей, мы будем работать с ведущими вузами края, в том числе привлекая ресурс студентов старших курсов для нашей работы. А пробелы в образовании, в том числе и моем, будем устранять.

НЕУВОЛЬНЯЕМЫЙ

- Институт уполномоченных по правам человека - новый для России и Приморья в том числе. Есть правоохранительные органы, это прежде всего милиция, надзорные - прокуратура, какую же нишу занимаете вы?

- Промежуточную. В Приморье, как и во всей России, сложились определенные стереотипы отношений между населением и органами власти. Уполномоченный выступает посредником, он призван смягчить эти не совсем отлаженные отношения, что регламентируется соответствующим краевым законом. Мы делаем только первые шаги, а в ряде субъектов РФ уже предусмотрены определенные санкции. Например, в Московской области буквально месяца полтора назад был принят ряд поправок, и теперь, если чиновник нарушает закон при рассмотрении обращений уполномоченного по правам человека, ему грозят штрафные санкции в размере от 5 до 10 МРОТ. В случае воспрепятствования деятельности уполномоченного налагается штраф уже в 20-25 МРОТ. Подобные меры будут предусмотрены и в Приморье, хотя особых проблем или конфликтов с государственными структурами у нас сейчас нет. Очень много вопросов нам приходится решать через прокуратуру, и здесь у нас полное понимание, за что я благодарен в первую очередь краевому прокурору Валерию Василенко.

- Кому вы подчиняетесь?

- Интересный вопрос. Уполномоченный не подчиняется никому, и это мировая практика: он избирается на 5 лет, получая по закону гарантии неприкосновенности и невмешательства в его дела. Меня нельзя снять или уволить. Это один из механизмов независимости от кого бы то ни было: уполномоченный должен иметь возможность работать в полном соответствии с клятвой, которую приносит при вступлении в должность. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении срока, потому что пять лет - это все-таки мало, и к тому же уполномоченный в определенной степени зависим от депутатов Законодательного собрания, которые его избрали и могут через пять лет не продлить его полномочия. В ряде стран Европы уполномоченных избирают на семь-девять лет, хотя в других государствах предусмотрены и четырех-, и трехлетние сроки. Возможности тоже различаются: в таких странах старой демократии, как Швеция или Дания, уполномоченные вправе даже возбуждать уголовные дела в отношении особ королевской семьи. Этим правом пользуются редко - в подавляющем большинстве случаев находится неконфликтное решение вопроса. В России уполномоченные никого не могут заставить сделать что-либо, можно только убедить, подсказать, рекомендовать. Еще не было случая, чтобы наши предложения восприняли неадекватно.

- Штрафные санкции как один из инструментов влияния уполномоченного на чиновников в Приморье еще не предусмотрены. И тем не менее можно ли уже сейчас оценить эффективность вашей работы?

- В ряде субъектов РФ институт уполномоченных существует два-пять лет, и динамика примерно одинакова: в среднем по России из ста жалоб положительно решаются 12-17, мы тоже соответствуем этому уровню (речь идет именно о положительном решении вопроса в полном объеме). В Европе показатель выше - за 30 проц.

ТВАРЬ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?

- Сколько жалоб к вам уже поступило?

- Мы рассмотрели более 600 заявлений и жалоб по существу, а всего к нам обратилось более полутора тысяч человек. Не все жалобы укладываются в рамки закона об уполномоченном, но тем не менее мы проводим консультации, можем помочь в составлении искового заявления и имеем право представлять интересы граждан в суде. Пока все обходится без этих крайних мер, но в скором будущем подобные прецеденты возникнут.

- На что чаще всего жалуются приморцы? Действия милиции, начисление пенсии, что еще?

- Раз уж вы начали с действий милиции, то это жалобы на нарушения при проведении следственных действий, содержании в изоляторах временного содержания, отдельный вопрос - обращение с несовершеннолетними, обстановка в местах отбывания наказания и т. д. Часто просят повлиять на суд. Тут мы отвечаем однозначно: влиять на судей не имеем права, но можем помочь обжаловать решение в вышестоящей судебной инстанции. Другой блок вопросов - нарушение прав в области образования, здравоохранения, ошибки при расчетах стажа и пенсии, жилищные проблемы. Болезненно идет процесс восстановления гражданства тех, кто прожил в Приморье иногда по 20-40 лет, затем уехал в союзные республики, превратившиеся в зарубежные, а теперь решил вернуться. Мы уже сотрудничаем с уполномоченными по правам человека в Азербайджане, Казахстане, в скором времени наладим контакт и с другими странами ближнего зарубежья. Отдельная тема - получение гражданства детьми. Действующий закон очень сырой, и на заседании в Дагомысе 27-28 сентября, куда я тоже, естественно, не ездил, были выработаны соответствующие поправки, которые будут внесены в Госдуму.

- Нешуточное возмущение в среде приморских автомобилистов вызвали недавнее возрождение арестплощадок и трудности, связанные с вызволением оттуда эвакуированного автомобиля…

- Это проблема не только Приморья. В конце октября-начале ноября в Москве либо Санкт-Петербурге состоится «круглый стол», посвященный как раз этому вопросу. В нем примут участие известнейшие юристы, будут выработаны определенные предложения. Понятно, что припаркованные с нарушениями машины нужно убирать, но штрафстоянки превратились в лакомый кусок для тех, кто их содержит. Ощутимые штрафы и тарифы на эвакуацию - только одна часть дохода. Дело в том, что «Лендкруизеры» на арестплощадки не ставят! Туда помещают обычные машины обычных людей. Если «Королла» 1989 года выпуска, пробегавшая несколько лет по нашим дорогам и стоящая тысячу долларов, простоит на арестплощадке два месяца, забирать ее оттуда окажется просто невыгодно. Это и есть вторая часть дохода. В Приморье таких прецедентов пока нет, потому что арестплощадки появились совсем недавно, но в стране эта практика существует: сначала создаются всевозможные препоны для возвращения автомобиля его владельцу, а потом машина продается.

- В июле текущего года комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес побывал в Хабаровске и в ходе встречи с полпредом Константином Пуликовским выразил обеспокоенность тем, что на российском Дальнем Востоке уполномоченные по правам человека работают только в Якутии, Амурской области и Приморье. Есть ли прогресс?

- Пока нет, но до конца года, думаю, уполномоченные появятся на Камчатке, на Сахалине, на очереди и Хабаровский край. Я ни в коей мере не ратую за то, чтобы делать все по европейской модели, - у нас своя страна, культура, отношения между людьми. Но все основополагающие принципы Декларации прав человека, которую подписала и Россия, должны соблюдаться неукоснительно. Это касается даже не столько решения проблем конкретных людей, сколько развития нового сознания. Высшая ценность, провозглашенная Конституцией, - права и свободы человека. И я искренне надеюсь, что здесь, в Приморье, мы тоже внесем свой вклад в становление гражданского общества.

ДОСЬЕ "В"

Жеков Сергей Викторович. Родился 23 ноября 1957 года в Новороссийске, окончил ТОВВМУ имени Макарова (позже - высшие курсы военной контрразведки в Новосибирске), участник 14 автономных боевых походов на подводных ракетных крейсерах стратегического назначения (модель подлодки, кстати, присутствует и в нынешнем рабочем кабинете Сергея Викторовича). В 1996 году уволился с военной службы (капитан 2-го ранга запаса), работал гендиректором ЗАО «Ост Оптик Ф-1», в декабре 1997-го избран депутатом думы Приморского края, затем председателем думы (Законодательного собрания). С декабря 2002 года - советник губернатора Приморского края по вопросам работы с ЗАТО, с ноября 2003 года - уполномоченный по правам человека в Приморском крае.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»